I этап | II этап | III этап и IV этап |
К концу этого этапа выделяется актив, поддерживающий требования и ценности педагога. Деятельность актива в большей мере носит исполнительский характер. Педагог раскрывает значение самоуправления, формирует положительные мотивы самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся умения самостоятельной работы, привлекает их к самоуправлению через назначение ответственных лиц. Ученическое самоуправление представлено такими элементами, как задания, поручения, расстановка ответственных, взаимоконтроль и т.д. | Актив сформирован, к нему переходит организаторская функция педагога. Учащиеся привлекаются к самоуправлению через выборы актива демократическим путем. Они определяют цели, усваивают задачи предстоящей работы, распределяют обязанности, осуществляют оперативное руководство работой, подводят итоги. Педагог занимает позицию консультанта: создает условия для формирования организаторского опыта учащихся, показывает им пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы и класса | Наряду с постоянными органами самоуправления имеется постоянно меняющийся актив в органах самоуправления. Ученическое самоуправление реализуется через коллективное планирование, проведение и анализ дел. Каждый ученик участвует в организации дел в порядке очередности. Педагог занимает позицию партнера. При выполнении общих задач, стоящих перед коллективом, он сотрудничает с учащимися на равных основаниях |
В теории и практике воспитания выявлены условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе (М. И. Рожков, И. Ф. Харламов и др.).
|
r Вариативность, свобода выбора деятельности учащимися во внеучебное время, добровольность включения в ту или иную деятельность. Реализация данного условия формирует мотивационную сферу, активное отношение к результатам деятельности, развивает творческое мышление, умения критические оценивать свои возможности, стремиться к самостоятельному решению тех или иных задач.
r Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах деятельности, взаимодействие классного руководителя и ученического самоуправления. Это обеспечивается принятыми педагогами и учащимися нормами отношений, обстановкой взаимной ответственности и взаимного доверия. Педагоги и учащиеся участвуют в работе органов соуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. На социально-психологическом уровне между ними устанавливается взаимопонимание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами школьного коллектива.
r Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его временных и постоянных участников. Это обеспечивается систематическим поиском такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные (определенные положениями и уставами) и временные органы самоуправления.
r Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.
r Проведение специальной воспитательной работы с активом. Ее содержание включает: инструктирование членов самоуправления, разъяснение их обязанностей; оказание помощи в разработке, подготовке и проведении намеченных дел, организацию обмена опытом работы, контроль за исполнением поручений, привлечение внимания учащихся к качеству работы и т.д. Актив, по утверждению А.С. Макаренко, является тем здоровым и необходимым в детском коллективе резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.
|
r Формирование у учащихся, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.
r Педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе, морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.
r Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности (рис. 91).
Рис. 91. Подготовка учащихся к организаторской деятельности