Ученическое самоуправление: сущность и формы




Один из принципов управления учреждением образования – принцип демократизации – невозможно реализовать в работе учреждения образования без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление. Управление учреждением образования – целенаправленная деятельность субъектов управления, обеспечивающая оптимальное функционирование учреждения и его развитие. Соуправление – участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей). Самоуправление в учреждении образования реализуется через передачу ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена в свое время Н.К. Крупской, разрабатывалась С.Т. Шацким, А.С. Макаренко, позже И.П. Ивановым, В.М. Коротовым, В.Т. Кабушем и другими педагогами.

Ученическое самоуправление является атрибутом коллектива учащихся и важным условием формирования коллективных отношений. Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей.Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учащимися и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса или учебного заведения из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях (рис. 90).

 

Рис. 90. Функции самоуправления

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что ученическое самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование соответствующих микрогрупп; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых учащиеся включены в данный момент. Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства–подчинения.

Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в школьном коллективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Школьное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и др.) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе класса высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучшение тех или иных сторон жизни классного коллектива. Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т.п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или организационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть ученический совет класса, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития их организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности изменялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, учащийся должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: