Задачи:
1. Выявить пути заселения Южной Америки
2. Определить расовый, этнический состав населения
3. Установить, как формировалось современное население материка
4. По картам атласа определить размещение населения на континенте
5. Познакомится с политической картой материка.
6. Научить работать со справочным материалом и анализировать его, совершенствовать практические умения уч-ся работать с различными источниками знаний, продолжить формирование умений работать с картами атласа.
7. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи во время выполнения работы, развивать познавательный творческий интерес учащихся к изучаемой теме.
Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, презентация, раздаточный справочный материал.
Методы, применяемые на уроке: проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Ход урока:
I. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы сегодня будем работать с картой, с текстом учебника.
II. Актуализация знаний и умений
- Ребята, какой материк мы изучали? Предлагаю вам вспомнить, что же вас удивило на этом материке?
Я буду начинать, а вы продолжайте:
Самая полноводная река Южной Америки - ……
Самые длинные горы на Земле -…..
Самое высокогорное озеро -…..
Самая опасная рыбка Амазонки - ….
Самая маленькая птичка на Земле - …..
- Все это создает образ Южной Америки. Но этот образ является неполным. Почему? Что вы еще должны знать о материке по плану характеристики? (ответ учащихся)
Ill. Самоопределение к деятельности
- Совершенно верно, вы не говорили о населении и странах Южной Америки.
И тема нашего сегодняшнего урока «Население и страны Южной Америки».
- Сегодня мы должны установить, как формировалось современное население материка, определить расовый и этнический состав населения, по картам атласа определить размещение населения на континенте, познакомиться с политической картой материка, а также запомнить новые для вас слова.
IV.Работа по теме урока
1. Беседа
- Кто впервые открыл материк Южная Америка? (ответ учащихся)
- Верно – это Христофор Колумб.
Итак, коренные жители материка – индейцы.
- Когда и откуда могли прийти индейцы на материк?
- По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк из Северо-Восточной Азии через Северную Америку примерно за 15 тысяч лет до н.э. До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития: занимались охотой, рыболовством, собирательством.
- Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, знали ремёсла и земледелие, а также имели зачатки научных знаний.
- С конца 15 – начала 16 веков на материке стали селиться испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.
Европейцы и негры относятся к пришлому населению.
- Итак, какие расы представлены на материке? (ответ учащихся)
Все три основные: монголоидная, экваториальная и европеоидная.
- Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных браков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас. Потомками смешанных браков являются:
— Метисы,
— Мулаты,
— Самбо.
- Определите, потомками кого являются метисы? –мулаты? – самбо? Большинство населения стран Южной Америки говорят на испанском и португальском языках.
Сейчас в Южной Америке живет 391 млн. человек.
- А теперь рассмотрим страну, которая находится в восточной части материка: Бразилия. Также страну гор Анд – Перу.
Бразилия - федеративная республика. В Бразилии 23 штата, 3 федеральных территории и 1 столичный округ. Площадь – 8.5 млн км. Население – 188 млн чел.
Жители современной Бразилии - это индейцы и потомки европейцев. Государственный язык - португальский
Столица Бразилии - город Бразилиа. Основная достопримечательность Бразилии - огромная статуя Иисуса Христа. Каждый год в Рио-де-Жанейро проходит самый известный в мире карнавал. Бразилия Родина знаменитых футболистов.
Через джунгли течет самая – самая главная река Южной Америки - Амазонка.
Перу. Площадь страны - 1,28 млн кв. км.
Государство находится в западной части Южной Америки. На севере граничит с Эквадором и Колумбией, востоке - с Бразилией и Боливией, на юге – с Чили. С севера на юг через всю страну протягиваются горные цепи Анд — область, подверженная землетрясениям.
На западе Перу преобладает тропический пустынный тип климата, на востоке субэкваториальный.
У западных берегов страны проходит холодное Перуанское течение, из-за этого климат на побережье засушливый.