Правила делового этикета в Чехии.




Ø Чешские приветствия.

В Чехии принято, чтобы людей друг другу по возможности представляли общие знакомые. Женщины всегда представляют перед мужчинами, так же как и старших прежде младших. Так же в Чехии рукопожатием принято обмениваться как при встрече, так и при прощании.

Очень часто приветствие крепкое, с многократным, однако коротким потрясанием рук. А вот чешские женщины руку пожимают гораздо мягче, как женщинам, так и мужчинам. При этом мужчина должен всегда ждать, пока руку протянет женщина (исключением может быть случай, когда женщина является «боссом»). На руке женщины пожилые чехи могут изображать «воздушный» поцелуй. Для рукопожатия мужчина должен обязательно снять перчатки, а вот женщины могут и не снимать их. Следует иметь ввиду, что при знакомстве с иностранцами чехи могут совсем не улыбаться.

Ø Уважение к старшим.

Если вы общаетесь с людьми старшего возраста, не ждите от них беглой английской речи, потому что этот язык в чешских школах начали преподавать не так давно. Чаще всего немецкий язык является вторым языком. Заранее обговорите все условия переговоров, чтобы в случае необходимости обратиться за помощью к переводчику.

Ø Используемые языки.

Чешский язык – это язык из группы славянских языков. Чешский язык очень похож на словацкий, и именно поэтому словаки и чехи без особых трудностей понимают друг друга. Стоит знать, что слегка различаются диалекты в Богемии и Моравии – самых крупных регионах Чехии.

 

Ø Иерархия и звания

Звания в Чехии основываются на том, чего достигли люди в образовании. Считается, что звания в Чехию пришли от Австро-венгров. Их бюрократия была просто влюблена в различные титулы и звания. И даже в современно Чехии сохраняется система званий и титулов, которые выставляют напоказ на визитных карточках и табличках специалисты, обладающие одним или несколькими званиями в разных областях. Даже на почтовых ящиках указано академическое или профессиональное звание его владельца.

 

Наиболее распространенные звания в Чехии — это инженер (inzenyr). Означает, что этот специалист получил университетское образование. Распространенное звание магистр (magistr), приблизительно равное по значению званию master, т. е. мастер, учитель. Можно увидеть и такие звания, как PhDr, говорящее о т ом, что человек прошел докторат. EUDr гласит о том, что человек является доктором права. MUDr говорит о том, что владелец такой визитки является доктором медицины и профессор, тот, кто получил степень доктора наук и звание профессора.

Ø Обращение к чехам.

 

При обращении к человеку и называя его звание, в Чехии сначала принято говорить «пан» или «пани», а затем уже звание. Например, если на табличке указано «Магист Ани Нарова», то обращаться к женщине следует «Пани магистр Нарова», или же просто «Пани магистр». Директора принято называть паном директором, а к женщине-доктору обращаются со словами «Пани докторка». Вацлав Клаус — президент Чехии, до своей политической деятельности был профессором по экономике. Пресса до сих пор иногда в шутку называет его «Пан профессор». Иностранцам конечно позволено немного отклониться от правильного произношения званий и титулов, но в тех случаях, когда в этом есть необходимость, лучше соблюдать формальности и учитывать все нюансы.

Ø Деловые встречи.

Личные встречи с деловыми партнерами из Чехии желательно согласовывать не менее чем за 2 недели до самой встречи. Так как обычная почта не всегда является надежным средством связи, лучше договариваться по электронной. Как и в большинстве стран, в Чехии приветствуется пунктуальность. Переговоры должны основываться на конкретике - чувствам нет места в мире коммерции. Следует тщательно избегать факторов, способных прервать беседу: например, звонков мобильного телефона. Деловые переговоры за едой в Чехии предпочитают проводить в обеденное время. Счет оплачивает сторона, принимающая гостей

Ø Тема для разговора.

Очень важно правильно выбрать тему для разговора. Отличными темами для светской беседы являются культура и спорт. Чехи очень часто интересуются у своих гостей, как прошла поездка или перелет. Второй важной темой является семья. Позволительно говорить и о политике, но тщательно избегая критических суждений. И никогда не пытайтесь сравнивать между собой чехов и словаков. Лучше вообще не поднимать эту тему, чтобы не попасть впросак.

Ø Ведение переговоров.

Переговорный процесс может стать слишком долгим и не дать положительных результатов, если позиции сторон изначально будут неверны. Заранее приготовьтесь к тому, что некоторые вопросы потребуют достаточно продолжительного времени для своего разрешения. Неподготовленный/плохо подготовленный участник - особенно если это деловой партнер-визави по переговорам - воспринимается как несерьезный и малоперспективный. Многие чехи стараются избегать ответственности за принятие решений, из-за чего переговоры будут вертеться, как говорится, вокруг да около, а ведущие их чехи покажутся вам людьми уклончивыми.

Если в ходе переговоров выявляются разногласия между сторонами, то в каждом таком случае лучше всего пытаться разрешать противоречия с глазу на глаз вне официальных встреч. Учитывая, сколь важен для чехов статус, такая прямая конфронтация перед лицом подчиненных и/или коллег может оказаться такой острой, что приведет к срыву всего переговорного процесса.

Ø Одежда.

Отношение к одежде здесь стандартное для стран Европы. Чехи довольно консервативны, потому деловой костюм - непременная черта бизнес-этикета, и отклонения от нормы понимания не встретят. Впрочем, коллективы с преобладанием молодых людей редко подчиняются этому требованию, а в быту и вовсе мало кто вспомнит о костюме - в почете удобство. А вот чистоте и опрятности придается колоссальное внимание, поэтому следить за своим внешним видом нужно особо, особенно при посещении официальных мероприятий.

 

Таким же большим почетом пользуется и народный костюм, который в каждой местности свой. Традиционное платье будет воспринято весьма уместно даже просто на улице города, не говоря уже о всевозможных праздниках.

Ø Скромность.

В Чехии не принято демонстрировать свой достаток, тем более, если он значительно превышает средний уровень. Про отношение к материальному благосостоянию в Чехии ходит известный анекдот. Если коротко, то речь в нем идет о том, что немец и француз просят у золотой рыбки загородный дом, машину и стадо скота, потому что у них этого нет. А чех просит у рыбки, чтобы у француза и немца сгорели дом, машина, а стадо скота убежало, потому что у чеха этого нет. Дело здесь не просто в зависти или жадности. Тут, скорее всего, работает сознание чеха, что никто не должен преуспевать настолько, чтобы превысить уровень, который считается «нормальным».

В Чехии не принято хвалиться своим достатком, это вообще считается дурным тоном. А вот прибедняться для чехов дело куда более привычное. Услышать от чеха, что он находится в бедственном положении, у него маленькая зарплата и большие расходы можно гораздо чаще. Иногда может даже показаться, что чехи соревнуются, стараясь перегнать друг друга в своих материальных затруднениях. Хотя реальное благосостояние их растет с каждым годом. Многие чехи уверены, что уровень жизни иностранцев гораздо выше, чем уровень жизни чехов. Эта уверенность повлияла на некоторые сферы обслуживания. Таксисты, по традиции, берут с иностранцев и с тех, кого они принимают за иностранцев больше денег за проезд, чем с сограждан. Они считают, что иностранцы могут позволить раскошелиться. Официанты в ресторанах пытаются нагреть на туристах и иностранцах руки. И такое отношение к иностранцам, судя по опросам, находит поддержку у многих чехов.

Ø Культура чаевых в Чехии.

На Западе система чаевых сложилась уже давно, и нарушать ее, как минимум, не принято. В каждой стране существует своя культура чаевых. Так, например, в Америке принято оставлять на чай до 25 % от суммы заказа. В то же время, чаевые совершенно не приняты в Японии или Австралии, где считается, что качественное обслуживание клиента - это первоочередная обязанность, поэтому дополнительное вознаграждение за хорошую работу считается оскорблением.

На Западе чаевые принято оставлять едва ли не всем людям из числа обслуживающего персонала: барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям. Знающий постоялец гостиницы в Европе, к примеру, обязательно будет оставлять каждый день на столике 0,5-1 евро с тем, чтобы горничная убирала номер с удвоенным рвением и чаще меняла постельное белье и полотенца. По недавно проведенным социологическим исследованиям оказалось, что чаще всего люди оставляют чаевые официантам, таксистам и, как ни удивительно, парикмахерам.

 

Заключение.

Таким образом, мы получили портрет классического чеха. Это спокойный, вежливый и неконфликтный человек, причем с хорошим чувством юмора. Среди них имеется множество очень образованных и умных людей, которые, однако, иногда бывают довольно консервативными. Если вас приглашают домой в чешскую семью, то совсем не лишним будет подарить хозяйке дома цветок. В этой стране принято при входе в дом снимать обувь. Благодаря общительности и доброжелательности чехов, ни один человек здесь не останется без внимания и необходимой помощи. Не является преградой даже незнание языка. Большинство жителей этой страны свободно владеют английским. Кроме того, чешский язык относится к славянской группе языков, что значительно облегчает общение с этим дружелюбным народом

 

Список литературы.

1. «Ценности и менталитет чехов». Материал с сайта oPrage.com

2. «Правила делового этикета в Чехии: как правильно себя вести». Р.Штахе

3. «Чехия». Путеводители с Дмитрием Крыловым. Д. Крылов, Т. Яровинская

4. «Деловая Чехия». Вачнадзе Г.

5. «Прага. Русский взгляд». С.В. Никольский

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: