Чтение и толкование Слова




1. Неем.8:4–8 - как было организовано собрание, на котором читали закон?

«Читали вслух свиток Закона Божьего, давали пояснения (или: перевод — с евр. языка, которого народ мог не понимать, на арамейский) и толкование, чтобы прочитанное было понято » (Неем.8:8, ИПБ).

Люди вернулись из Вавилона, где они прожили много лет, и основным языком для них был арамейский. Поэтому чтение и слушание Торы на иврите могло быть нелегким делом, особенно для людей молодого поколения. Слушатели могли извлечь пользу из толкования или комментариев. Проповедь и толкование побуждают слушателей применять информацию лично для себя.

Было сделано все для того, чтобы Божье Слово было доступным и понятным каждому присутствующему.

2. Деян.8:26–38 - как события, описанные в этих текстах, соответствуют происходящему в Иерусалиме во времена Неемии и Ездры? (ст.30) Какие уроки мы можем извлечь для себя?

3. Дан.10:12 – чему нас может научить опыт пророка Даниила?

«Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Дан.10:12)

«„Не бойся, Даниил! — продолжал он. — С того самого дня, как ты решился искать объяснения того, что было показано тебе, и начал смирять себя перед Богом своим, твои слова были услышаны. В ответ на твою молитву я и пришел к тебе» (Дан.10:12, ИПБ)

4. Деян.17:11 – чем нам может быть полезен опыт иудеев из Верии?

Деян.17:11 - Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

Деян.17:11, ИПБ - «Иудеи в Верии были более благородными и открытыми, чем в Фессалонике, — они очень охотно приняли весть (или: слово), ежедневно исследуя Писания, чтоб самим видеть, верно ли то, что им было сказано ».

Каждый верующий человек должен изучать Слово Божье лично для себя. Не следует слепо принимать чужое слово на веру, независимо от авторитета говорящего. В то же время каким благословением может быть чья-то помощь в истолковании непонятных текстов! Каждому из нас необходимо знать то, во что мы верим, но это не означает, что мы не можем пользоваться толкованием других людей.

 

Отклик народа

1. Неем.8:5-6 – что говорят эти тексты о духовном состоянии народа?

Когда Ездра открыл Слово Божье, еврейскую Тору, люди встали. Прежде чем начать читать, Ездра благословил Бога. После того как он прочитал, люди отвечали в унисон: «Аминь, аминь!» (Неем.8:5-6), поднимая руки к небу. Затем они поклонились лицом до земли.

2. Неем.8:9–12 - почему было сказано, чтобы люди не «печалились и не плакали»?

Когда люди услышали Божье Слово, они осознали собственную греховность и начали плакать. Когда Бог открывает Себя нам, и мы начинаем понимать, что Он полон любви, добра, милосердия и верности, тогда наши собственные недостатки и неспособность быть тем, кем мы должны, выходят на первый план. Взирая на Божественную святость, явленную в Его Слове, мы видим свою греховность в новом свете. Это осознание заставило израильский народ плакать и сокрушаться, но они не должны были печалиться, «ибо радость Господа — сила ваша» (Неем.8:10). Несмотря на свои неудачи, они могли доверять силе Бога.

Звуки труб призывали предстать перед Богом и раскаяться. Поскольку этот день был призван напомнить людям, чтобы они обратились к Нему, то плач и траур понятны. Однако людям напомнили, что, когда они раскаялись, Господь их услышал, и потому пришло время радоваться прощению от Него (ср. с Ездр.3:12 и комментарием в уроке 4 к Ездр.3:12, взятому из книги Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 45 «Возвращение из рабства», [564-565]).

3. Что смерть Иисуса на кресте как единственный способ решения проблемы греха и предоставления нам надежды говорит нам о крайней отвратительности греха?

 

Радость пред Господом

1. «Радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неем.8:10) – как вы это понимаете?

Неем.8:10, ИПБ - «Не надо скорбеть — пусть радость присутствия Господня придаст вам сил! (Букв.: ибо в радости Господней — сила ваша. Ср. Слав. пер. Или: в радости, (которую дарует единение) с Господом. Исх.34:6. Друг. возм. пер.: пусть ликование о Господе (защитнике вашем) придаст вам сил!»).

Это служит напоминанием о том, что воля Божья о нас, чтобы мы радовались и наслаждались жизнью. Более того, это не простая радость, но радость от познания Бога и реальности Его любви. Восхищение Богом, Его благостью и радость от того, что Бог все предусмотрел ради нашего благавот то, к чему нужно ежедневно стремиться. Более того, восхищение Богом дает нам силы встречать новый день и выполнять повседневные обязанности.

«Теперь им предстояло проявить веру в Его обетования. Бог принял их раскаяние, и теперь они должны были радоваться о прощении грехов и о возвращении к ним Божьей милостиКаждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испорченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознает себя осужденным грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо грешника ждет прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает его раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения » (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 668).

2. Неем.8:13-18 – что произошло на следующий день и что это говорит о руководителях народа того времени? К чему расположили свое сердце «главы поколений от всего народа»? Неем.8:14-16 – что последовало за этим?

а) Еще одна важная тема в этой главе — роль начальников народа в этом возрождении. Преобразование началось с руководителей Израиля, которые созвали собрание в ответ на наставления Бога в Его Слове. Они следовали Божьим наставлениям, а затем нашли способ достичь людей через чтение. Они не оставили ничего на волю случая, но организовали читателей, «толкователей» и переводчиков Писаний, чтобы улучшить их понимание.

Желание начальствующих в народе учиться у Ездры говорит об их отношении к наставлениям и способности принимать их. Какая это трагедия, когда люди считают, что знают все и им не нужно ни у кого учиться. Такое отношение исключает готовность быть наставленными Духом Святым. Быть открытыми для наставлений других и особенно Бога — вот условие для того, чтобы быть полезными для Бога в мире.

Начальствующие не просто послушались и разошлись. Они «нашли написанное в Законе» повеление от Бога, обращенное к ним, и «объявили по всем городам» призыв к народу об исполнении написанного. При прочтении Закона они предоставили народу возможность стать исполнителями Божьего Слова, возобновляя исторические традиции своего народа.

б) На следующий день руководители народа пришли к Ездре, чтобы больше узнать о законе Божьем. Эта инициатива, продемонстрированная лидерами, показала их желание вести общество к Богу. Они поняли, что не смогут правильно руководить людьми, если сами не будут искать Бога и знания у Него (ср. с 3 Цар.3:5-10 и Пс.89:12).

3. Лев.23:39–43 - что Господь повелел израильтянам совершать и почему?

4. Неем.8:15 – о чем говорит желание людей поступать «по написанному»?

Обратите внимание, что в Неем.8:15 говорится, что все соделанное было по «написанному». Здесь мы видим еще один пример того, насколько серьезно они теперь хотели подчиняться Слову Божьему, потому что после десятилетий в плену они извлекли для себя урок о непослушании. Кроме того, согласно текстам, записанным в книге Левит, они должны были праздновать праздник Кущей и «веселиться пред Господом… семь дней» (Лев.23:40). Другими словами, если люди помнят Божьи действия милосердия, благодати и спасения, то должны радоваться тому, что Господь сделал для них.

Неемия и левиты призывали людей не плакать и не печалиться, а радоваться в Господе по причине Его великой любви к ним. Благодаря длительному чтению Пятикнижия народ узнал, что в пятнадцатый день месяца они должны были отмечать праздник Кущей. По этой причине они снова собрались вместе, чтобы отпраздновать давно забытый праздник с семидневным пиром. В течение этого времени они жили в кущах во дворах своих домов по всему городу и изучали Слово Божье. Восьмой день завершился торжественным собранием.

5. Что мы получили в Иисусе, на служение Которого символически указывали все праздники древнего Израиля? Еф.1:17-20.

«Неустанно прошу Бога Господа нашего Иисуса Христа, всеславного Отца, чтобы дал Он вам Духа мудрости и откровения в познании Его, чтобы сделал вас способными умом и сердцем осознать, к какой надежде призвал Он вас, как велико богатство чудесного наследия Его, уготованного народу Божию, и как безмерно велика сила Его, открывающаяся нам, верующим. Это она, могущественная сила Божия, явила себя, когда воскресил Он Христа из мертвых и посадил по правую руку Свою в Небесах » (Еф.1:17-20, ИПБ).

Найдите время, чтобы серьезно поразмышлять над этими словами, умом и сердцем, в Духе, осознать надежду нашего призвания, богатство славного наследия Его «и безмерное величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его » (Еф.1:19, Синодальный перевод). Это поможет «увидеть свои истоки и осознать свою самобытность» (о чем было сказано ранее). Если есть возможность, попросите ваших пасторов помочь вам поразмышлять над этими текстами. (Буду благодарна, если поделитесь со мной вашими размышлениями J).

6. Израильтяне с радостью были полны решимости повиноваться Слову Божьему. Как мы можем научиться радоваться в Господе даже во время трудных и болезненных испытаний? Почему, особенно в то время, для нас так важно радоваться?

7. На каких условиях можно испытать радость присутствия Господня (Неем.8:10; ИПБ)? Нужны ли наши действия для того, чтобы испытать силу Бога и Его прощение в нашей жизни? Если да, что именно мы должны сделать? (Пс.31; Пс.50; др. - через покаяние).

«Но Эзра велел им: «Идите, ешьте досыта и пейте всласть, делясь с теми, у кого ничего нет, — ведь этот день свят у Господа, Владыки нашего. Не надо скорбеть — пусть радость присутствия Господня придаст вам сил! (Букв.: ибо в радости Господней — сила ваша. Ср. Слав. пер. Или: в радости, (которую дарует единение) с Господом. См. Исх 34:6)» (Неем.8:10, ИПБ).

8. Как нам обрести баланс между сокрушением о своих грехах и радостью в Господе? Разве они не противоречат друг другу? Как гармоничное сочетание закона и Евангелия дает ответ на этот вопрос? Рим.3:19–24.

9. Неем.8:10 – какой урок мы можем извлечь для себя из этого наставления?

а) Праздник Труб начался со звуков шофара (бараньего рога), который ознаменовал начало подготовки к Дню искупления; следовательно, это было время (десять дней) для личного исследования и покаяния.

Тем не менее Ездра и левиты говорят народу, что нужно прекратить печалиться и плакать, потому что «день сей свят». Ездра говорит народу, что радость пред Господом — это их сила, крепость и прибежище. Если они хотят быть твердыми и сильными, им нужно иметь «радость пред Господом». Святость и радость идут рука об руку. Радость пришла от понимания того, что они были прощены Богом. Эту радость пред Господом надлежало проявлять посредством принятия пищи и напитков вместе с их семьями, наслаждения пищей и общения друг с другом. К тому же они должны были поделиться пищей с теми, у кого не нашлось ничего для праздничного стола. Это и было время для самоисследования в течение десяти дней, предшествовавших Дню искупления. Ездра хочет, чтобы народ понял: покаяние — не единственное, что необходимо. Радоваться тому, что Бог сделал для их спасения, не менее важно. Они должны были не забывать об обетовании спасения и радоваться ему.

б) Ездра учил народ, что источник сил для повседневной жизни — в радости пред Господом. Это правило кажется едва ли не самым простым. Когда мы сосредоточиваемся на радости пред Господом, независимо от того, что происходит в нашей жизни, мы верим, что Он достаточно велик, чтобы справиться с нашими проблемами. Такое доверие к Богу возвышает нас и дает нам смелость встретиться с испытаниями нового дня. Оно не позволяет нам впадать в уныние из-за наших обстоятельств и жалеть себя. Напротив, оно помогает нам сосредоточиться на том, что Бог может совершить и что уже совершил ради нас на кресте.

10. Вспомните библейских героев, которые столкнулись с трудными обстоятельствами в своей жизни, но видели, как Бог ведет их через их проблемы и переживания. Какие уроки мы можем извлечь из каждого случая? Насколько важно наше отношение к обстоятельствам?

Австрийский психолог Виктор Франкл, переживший Холокост, писал: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь» («Человек в поисках смысла: введение в логотерапию», с. 104).

 

Уроки, выводы

1. Какова «логическая цепочка» духовного возрождения, представленного в Неем.8?

- Чтение книги Закона (Неем.8:1-2).

- Понимание прочитанного (Неем.8:2,7-8).

- Люди откликаются на услышанное и поклоняются Господу (Неем.8:3–6), поступая «по написанному» (Неем.8:14-16), обретая

- «Радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неем.8:10).

2. Неем.8 – как мы можем посвятить себя Богу?

Через чтение Писания, исповедание и возобновление завета.

3. Какие уроки и выводы вы извлекли для себя, изучая Неем.8 - это поразительное свидетельство об очищающей душу радости покаяния, радости встречи с Господом и Его живым словом?

 

Вывод. Одна из центральных тем, которая пронизывает и Книгу Ездры, и Книгу Неемии, — это сохранение и продолжение великого духовного преемства народа Завета. Иудейская община возвратившихся из плена изгнанников представлена наследницей обетований Божьих, данных их праотцам, и правопреемницей избранной Богом династии царя Давида. Книга Неемии подводит итог духовному пути, пройденному израильским народом, указывает на восстановление единения с Богом Завета и жизнь по Его заповедям как на непреложное условие выживания израильского народа, его духовного и материального благополучия и процветания. И рассказ о том, как израильтяне с вниманием и благоговением слушали чтение «свитка Закона Моисеева, заповеданного Господом Израилю» (8:1), является кульминацией книги. За отвержение Бога, даровавшего этот Закон, за нарушение этого Закона их предки были изгнаны с родной земли, и теперь его восстановление было важнее восстановления стен города: Божий Закон должен был стать «стеной» для народа.

 

Светлана, svettor@yandex.ru


Э. Уайт «Пророки и цари»

Глава 56

Наученные закону Божию

(Эта глава основана на Книге Неемии, 8, 9, и 10.)

Наступило время праздника труб. В Иерусалиме собралось много народу. И это было грустное зрелище: уже успели отстро­ить стены Иерусалима и установить ворота, но большая часть города по-прежнему лежала в развалинах.

На деревянном помосте, воздвигнутом на одной из широких улиц и окруженном со всех сторон печальными остатками былой славы еврейского народа, стоял Ездра, теперь уже убеленный сединами старец. Справа и слева от него — его собратья левиты. Внизу перед ними — необозримое море голов. Со всех концов страны сюда пришли дети завета. «И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь»... и покло­нялись и повергались пред Господом лицем до земли».

Однако даже здесь наблюдались последствия греха Израиля. В следствии брачных союзов с язычниками еврейский язык оказа­лся сильно искажен, и приходилось прибегать к большим усилиям, толкуя закон, чтобы он был понятен всем. Некоторые из священников и левитов присоединились к Ездре и вместе с ним объясняли принципы закона, «и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование и народ понимал прочитанное».

«И уши всего народа были приклонены к книге закона». С вни­манием и благоговением люди слушали слова Всевышнего. После того как был объяснен закон, они осознали свою вину и скорбели о своих беззакониях. Но этот день был праздником, днем радости и священного собрания; днем, который Бог запо­ведал проводить в веселии и радости, и потому им было повелено обратить печаль в радость, ибо Бог явил к ним такую великую милость. «День сей свят Господу, Богу вашему,— сказал Неемия, — не печальтесь и не плачьте... пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не при­готовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не пе­чальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас».

В первой половине дня происходило религиозное служение, а в остальное время народ с благодарностью вспоминал благо­словения Божьи и радовался щедрым дарам, какими Он наделил их. Весь народ ликовал, потому что читался закон и они могли понимать его.

На следующий день чтение и толкование закона было про­должено. А в назначенное время, в десятый день седьмого ме­сяца, согласно Божьему повелению, совершалось торжественное служение Дня Искупления.

С пятнадцатого дня по двадцать второй день того же месяца народ и начальники еще раз праздновали праздник кущей. «И провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, гово­ря: пойдите на гору, и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по напи­санному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия». И «радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня».

Таким образом, каждый день, слушая слова закона, люди все больше убеждались в собственных беззакониях и в грехах своей страны в прошлом. Они поняли, что, позабыв Бога, они лишились Его покровительствующей любви, и дети Авраама оказались рассеяны по языческим землям. И теперь они снова твердо решили искать Его милости и дать обет исполнять Его заповеди. Перед началом этого торжественного служения, происходившего на второй день после праздника кущей, они отделились от язычников, живущих среди них.

Когда люди, пав ниц перед Богом, исповедовали свои грехи и умоляли о прощении, начальники ободряли их надеждой, что Бог, согласно Своему обетованию, услышал их молитвы. Им следовало не только сокрушаться, плакать и раскаиваться, но и верить, что Бог простил их. Их вера должна была проявиться в рассказах о милостях Господа и превознесении Его доброты. «Встаньте, — сказали учителя, — славьте Господа, Бога вашего, от века и до века».

Затем весь собравшийся народ с воздетыми к небу руками объединился в песнопении: «Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, Землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются».

Когда умолкли звуки хвалебного гимна, руководители со­брания вновь повторили историю Израиля, особенно подчер­кивая, сколь велика была милость Бога к ним и сколь чудовищна их неблагодарность. Затем все собрание клятвенно обещало исполнять заповеди Божьи. Люди понесли наказание за свои грехи и теперь признали справедливость судов Божьих над собою и поклялись, что будут исполнять Его закон. И для того чтобы это обещание было «твердым» и сохранялось в над­лежащем виде, как вечное напоминание об их клятве, — оно было записано, и священники, левиты и князья скрепили его своими подписями. Этот документ должен был служить напо­минанием об их долге и предохранять от искушений. Народ дал торжественную клятву «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его». В эту клятву также входило и обещание не заключать брачных союзов с язычниками.

День поста уже близился к концу, когда народ выразил еще более твердое намерение возвратиться к Богу, поклявшись больше не осквернять субботы. На этот раз Неемия не воспользовался своей властью, чтобы запретить языческим купцам приходить в Иерусалим, — это он сделал позже, — но, желая избавить народ от искушения, он взял с людей клятву, что они не будут нарушать субботы приобретением товара у торговцев, надеясь, что это разочарует купцов и положит конец торговле.

Также позаботились и о всеобщем служении Богу. Помимо десятин собрание поклялось вносить и годовые пожертвования определенного размера для служения в святилище. «И обязались мы, — пишет Неемия, — каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего».

Искренне раскаиваясь в отступничестве, Израиль возвратился к Богу. В скорби и рыдании евреи исповедали свои грехи. Они признали, что Господь обошелся с ними справедливо, и клят­венно обещали исполнять Его закон. Теперь им предстояло про­явить веру в Его обетования. Бог принял их раскаяние, и теперь они должны были радоваться о прощении грехов и о возвра­щении к ним Божественной милости.

Старание Неемии восстановить служение истинному Богу увенчалось успехом. И пока евреи будут сохранять верность своей клятве и повиноваться Божьему слову, до тех пор Он будет оставаться верен Своему обетованию, изливая над ними щедрые благословения.

Эти страницы истории древности могут укрепить веру и ободрить всех, сознающих свой грех и чувствующих свое недостоинство. Библия самым достоверным образом описывает, к чему привело отступничество Израиля, но она также описывает и глубокое смирение, раскаяние, искреннее посвящение, щедрые пожертвования, обозначившие обращение Израиля к Господу.

Каждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испор­ченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознает себя осужденным грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо грешника ждет прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви Небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает его раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: