Монетарной политики
Цели денежно-кредитной политики.
Иерархия монетарных целей
Цели денежно-кредитной политики и отражающие их количественные параметры определяются уровнем и приоритетами экономического развития страны, а также складывающимися внешнеэкономическими условиями.
Цели денежно-кредитной политики можно сгруппировать по определенным признакам:
1) по времени действия: конечные (стратегические, общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические (операционные).
2) по границам действия: внешние (равновесие платёжного баланса, стабильность валютного курса); внутренние (стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения).
Конечные цели денежно-кредитной политики совпадают с общеэкономическими целями: обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса. В свою очередь иерархия целей позволяет наряду с конечными целями последовательно выделять промежуточные и операционные целевые ориентиры, которые определяют отдельные экономические переменные на соответствующих временных интервалах.
Отбор промежуточных целей осуществляется с учетом ряда критериев, включая их согласованность с конечными целями, контролируемость, измеримость, возможность получения центральным банком своевременной и достоверной информации. На состав данных целей, которые могут устанавливаться в рекомендательной форме или в качестве целевого показателя, в первую очередь влияет выбранный режим монетарной политики. В качестве промежуточных целей может выступать обменный курс, показатели денежной массы, процентные ставки, уровень инфляции в стране и т.д.
|
Тактические (операционные) цели определяют взаимосвязь промежуточных целей и инструментов денежно-кредитного регулирования, выполнение которых достигается посредством ежедневных регулирующих действий центрального банка. В качестве тактических целей с учетом складывающейся ситуации могут использоваться краткосрочные процентные ставки денежного рынка, ликвидность банковской системы, денежные агрегаты и др.
Формирование целей денежно-кредитной политики осуществляется в несколько этапов:
- установление конечных целей в виде контрольных цифр (диапазона изменений) экономического роста, уровня занятости, инфляции, состояния платежного баланса;
- формирование промежуточных целей через выбранные количественные показатели в соответствии с действующим режимом монетарной политики;
- выбор центральным банком операционных целей с учётом используемого трансмиссионного механизма;
- определение системы методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
Принципы организации денежно-кредитного регулирования и регулирования текущей ликвидности
Банковской системы
Принципы осуществления денежно-кредитного регулирования – это набор правил, соблюдение которых придает монетарной системе устойчивость к внешним и внутренним шокам. Данные принципы могут быть общими для всех стран или специфическими в зависимости от особенностей национальной модели экономики. В качестве основных принципов выделяют следующие:
1. Независимость (политическая, институциональная, материальная) центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти.
|
2. Транспарентность (прозрачность) денежно-кредитной политики, которая состоит в постоянном информировании о целях и инструментах монетарной политики, публикации статистики и отчетов для минимизации инфляционных и девальвационных ожиданий субъектов рынка.
3. Безусловность денежно-кредитной политики в части выполнения центральным банком официально принятых обязательств, что способствует регулированию шоковых ожиданий субъектов рынка.
4. Централизованное управление системой денежно-кредитного регулирования и проведение единой монетарной политики, осуществляемое центральным банком.
5. Определение задач денежно-кредитного регулирования на основе построения иерархии целей денежно-кредитной политики.
6. Единство и взаимодополняемость денежно-кредитного регулирования другими составляющими государственного регулирования (налоговым, бюджетным, таможенно-тарифным, политикой доходов и др.).
Классификация методов денежно-кредитного
Регулирования
Посредством использования соответствующих методов (способов или средств) денежно-кредитного регулирования центральные банки увеличивают или сокращают доступность банков к ликвидности с учетом складывающейся ситуации в экономике.
Существует следующая классификация методов денежно-кредитного регулирования:
по объему воздействия на рынок:
- всеобщие (на систему в целом);
- селективные (избирательно на отдельные составляющие);
|
по характеру воздействия:
- прямые (административные);
- косвенные (экономические, рыночные).
При всеобщем воздействии меры центрального банка распространяются на всю банковскую систему, при селективном – на отдельные кредитно-финансовые институты, их группы (или на определенные виды банковской деятельности).
В основе прямых методов учитываютсяадминистративные меры в виде соответствующих директив, указаний центрального банка в части объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. В частности, это касается применения центральным банком квотирования пассивных и активных операций: лимитирования, кредитования и процентных ставок, установления индикативных параметров для банков, лицензирования, портфельных ограничений, использования видов обеспечения кредитов и др.
Административные меры могут дать относительно быстрый временный эффект и поэтому используются, как правило, при дисбалансах в экономике и финансовой системе или недостаточном развитии финансовых рынков.
Центральными банками преимущественно используются к освенные методы денежно-кредитного регулирования,влияющие на денежное предложение и спрос через рыночные механизмы и инструменты, воздействующие на объем и структуру денежной массы, процентные ставки, банковский и денежный мультипликаторы и др. При этом эффективное применение косвенных методов и инструментов регулирования предполагает наличие соответствующих экономических и институциональных условий.