О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ




Несмотря на то, что с момента издания основного правового источника в валютном законодательстве - Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в ред. ФЗ РФ от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ (далее - Закон о валютном регулировании и контроле) прошло более шести лет, многие моменты, касающиеся валютных операций, до сих пор вызывают споры. При этом большинство авторов, как правило, исследует только практические вопросы, связанные с обращением валютных ценностей, не уделяя должного внимания теоретическим аспектам, что часто приводит к неверной трактовке правовой природы рассматриваемых категорий и, как следствие, к ошибочным выводам.
Валютная операция
как самостоятельная юридическая категория
Согласно п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании и контроле валютными операциями являются:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) международные денежные переводы;
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
На мой взгляд, было бы целесообразно валютными операциями также признавать ввоз и пересылку в Российскую Федерацию, а также вывозу и пересылке из Российской Федерации российских рублей и ценных бумаг в российских рублях, так как именно Законом о валютном регулировании и контроле регулируется порядок совершения этих операций (п. 3 ст. 2). Кроме того, ст. 108 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что перемещение через таможенную границу РФ валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Чтобы определить юридическую сущность категории "валютная операция", раскроем ее особенности.
Во-первых, это действия, как совершаемые в процессе осуществления гражданско - правовых сделок (например, при купле - продаже иностранной валюты или расчетах по внешнеторговым сделкам), так и не имеющие никакого отношения к сделкам. Валютной операцией, например, будет являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте, т.е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из налоговых (финансовых) отношений. Другой пример - выплата предприятием заработной платы в иностранной валюте работнику, когда мы имеем дело с трудовыми правоотношениями. Наконец, ввоз на таможенную территорию и вывоз с таможенной территории валютных ценностей - тоже валютная операция.
Во-вторых, валютные операции отличает их субъектный состав. Деление всех их участников на резидентов и нерезидентов - лишнее подтверждение того, что это особая юридическая категория.
Большинство валютных операций как резиденты, так и нерезиденты могут осуществлять исключительно через уполномоченные банки, получившие лицензии на совершение операций с иностранной валютой и операций с драгоценными металлами. Таким образом, еще одна особенность валютных операций - императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.
В-третьих, как особенность валютных операций, вероятно, следует расценивать и наличие в отношении них специального источника права - Закона о валютном регулировании и контроле.
В-четвертых, важной особенностью значительной части валютных операций является также регистрационный или разрешительный порядок их совершения.
Наконец, в-пятых, все валютные операции выступают объектом особого государственного контроля, осуществляемого специальными субъектами - органами и агентами валютного контроля.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что валютная операция - самостоятельная публично - правовая категория.
В связи с этим нельзя согласиться с точкой зрения В. Бублика, считающего, что если речь идет о международных расчетах во внешнеэкономической деятельности, то "валютная операция не выступает самостоятельной сделкой, а включена во внешнеторговое правоотношение в качестве одного, не всегда важнейшего, из его элементов" <*>. Даже если принять тождественность понятий валютных операций и международных расчетов, вне логики остается следующее: если в экономических отношениях расчеты не играют никакой самостоятельной роли, лишь сопровождая процесс товарообмена, то в гражданских правоотношениях, по мнению большинства ученых, "они не являются акцессорными обязательствами и существуют юридически самостоятельно" <**>. Но в данном случае речь идет о том, что валютная операция не может быть сделкой, так как это - публично - правовая категория.
--------------------------------
<*> В. Бублик. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997. N 3.
<**> Д.А. Медведев. "Глава 39. Кредитные и расчетные обязательства". В книге: Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: "Проспект". 1997. С. 420.
Когда мы говорим о расчетах по внешнеторговым сделкам, важно заметить, что предметом правового регулирования является использование иностранной валюты либо ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах, осуществляемых по гражданско - правовым сделкам, а не сами расчеты как таковые, а объектом валютного контроля - не расчеты в иностранной валюте, а валютные операции. Если рассматривать в качестве предмета правового регулирования расчеты, то мы действительно придем к выводу, что данная категория валютных операций ничем особым не отличается от гражданских обязательств по расчетам. Расчеты по своей правовой природе - категория гражданского права. Они находятся в сфере гражданско - правового регулирования, и, соответственно, можно говорить, что категория "валютная операция" применительно к расчетам в иностранной валюте с точки зрения гражданского права не имеет ничего особенного по сравнению с гражданско - правовой сделкой. Правда, здесь следует оговорить, что даже с точки зрения исключительно гражданского права в таких сделках наблюдается наличие публичного интереса, выражающегося в особом порядке осуществления таких расчетов (ст. ст. 140, 141 ГК РФ) и особом государственном контроле за такими расчетами. Именно исходя из того, что валютная операция (действие, а не сделка) - предмет особого государственного контроля, ее нужно воспринимать исключительно как публично - правовую категорию. В связи с этим, когда мы говорим о международных расчетах во внешнеэкономической деятельности, элементом внешнеторговой сделки (по крайней мере, самостоятельным элементом) выступают именно расчеты, а не валютная операция, которая не тождественна расчетам.
Участники валютных операций
Как было сказано, специальный субъектный состав является одним из важных отличительных признаков валютных операций. При этом, рассматривая вопрос о субъектах (участниках) валютных операций, их нельзя путать с субъектами валютных отношений. Закон о валютном регулировании и контроле делит участников валютных операций на две категории - резидентов и нерезидентов. Круг же субъектов валютных отношений - намного шире и включает в себя также органы и агентов валютного контроля. Учитывая, что валютные операции главным образом совершаются в процессе осуществления гражданско - правовых сделок, можно сделать вывод, что отношения между участниками валютных операций строятся на основе равенства, в то время как отношения между субъектами валютных отношений основаны также на властном подчинении одной стороны другой.
Рассмотрим, что же понимается в соответствии с валютным законодательством РФ под резидентами и нерезидентами.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона о валютном регулировании и контроле к резидентам относятся:
"а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".
В соответствии с п. 6 ст. 1 нерезидентами являются:
"а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта".
Анализируя понятие резидентства относительно физических лиц, нужно в первую очередь раскрыть категории "постоянное место жительства" и "временное нахождение за границей", содержащиеся в валютном законодательстве.
Традиционно понятие постоянного места жительства присуще международному частному праву, где оно является основным признаком института домицилия физических лиц. Признак постоянного места жительства зависит не от временного фактора, а "от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца" с государством, цели и характера нахождения его на территории этого государства" <*>.
--------------------------------
<*> М. Богуславский. Международное частное право: Учебник. М.: Международные отношения. 1997. С. 107.

 

 

Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

 

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой;

(п. "б" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере - сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

 

Статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов

(введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

 

1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) в крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере - сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

 

 

СолдатСоветскогоСтройбата



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: