I. Крестное знамение без поклонов.




Богослужебный Устав,

о крестном знамении и поклонах, для мирян [I]

I. Крестное знамение без поклонов.

 

1. Совершается единожды:

¾ в начале молитвы «Царю небесный…» (на словах «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»)[1],

¾ при выносе Евангелия из алтаря[2],

¾ в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола, паремий (после возгласа «Вонмем!»)[3],

¾ в начале «Верую…»[4],

¾ в начале пения «Единородный Сыне…»[5] (на литургии),

¾ в начале молитв перед Причастием «Верую, Господи и исповедую…»[6] (на литургии),

¾ на словах молитв и отпуста, когда произносится «…силою Честнаго и Животворящего Креста…»[7],

¾ на словах «Христос истинный Бог наш…»[8] (на отпусте),

¾ при подходе ко Кресту для целования (после отпуста).[9] / [II]

 

2. Совершается трижды:

¾ на малом славословии перед шестопсалмием (на словах «Слава в вышних Богу…»[10] (на утрени),

¾ в середине шестопсалмия на «аллилуия»[11] (на утрени).

 

II. Крестное знамение и поклон [III].

 

1. Совершается единожды (всегда «в пояс»):

¾ при всяком возгласе священника воздающего славу Святой Троице[12] / [IV],

¾ перед чтением Святого Евангелия и после чтения на словах «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»[13].

¾ при всяком молитвословии, когда есть побуждение к поклону, на словах: припадем, поклонимся, кланяемся, покланяемся, поклонение подобает, поклонение возсылаем,[14]

¾ на полиелее, каждый раз, когда поют величание[15] (на утрени),

¾ на 1-й и 9-й песни всех канонов при первых припевах[16],

¾ на 8-й песне канона на утрени на «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…»[17].

¾ когда осеняют святым Крестом, Святым Евангелием или святой иконой[18],

¾ в конце «многолетия» («Великого Господина … Господи, сохрани их на многая лета»)[19],

¾ каждый раз, когда проходят мимо Царских врат, останавливаются напротив и совершают крестное знамение и поклон,[20]

¾ после катавасий «Избави от бед…» или «Спаси от бед…» или «Молите Бога о нас…» (на молебнах),[21]

¾ на «Помяннике» на каждой статии (в конце утренних молитв)[22].


2. Совершается единожды («по дню» [V]):

¾ после возгласа «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (после катавасии по 8-й песни канона на утрени)[23],

¾ после каждого чтения или пения «Честнейшую Херувим…»[24],

¾ перед молитвой, с предварительным возглашением «Господу помолимся» или «Ко Пресвятей… помолимся», или «Ко святому…помолимся», а также на литургии на возгласе «И сподоби нас Владыко со дерзновением…» – всегда поклон в пояс, а в конце молитвы (в том числе и на литургии по «Отче наш…»[VI]) – поклон по дню,[25]

¾ после молитвы «Ослаби, остави…»[26],

¾ при совершении чина обычного прощения поклоны предстоятеля (старшего) и братии (молящихся) друг другу.[27]

 

3. Совершается единожды (всегда «в землю»):

¾ в конце пения или чтения «Достойно есть…» или «Задостойника»[28] всегда земной поклон, кроме молитв после трапезы или после урока (собрания) – там всегда поясной поклон[VII].

 

4. Совершается трижды –в пояс:

¾ на литии, когда поют «Господи помилуй» 40 и 50 раз, по три поклона, на остальных – по одному поклону (на вечерни)[29],

¾ на утрени перед каноном, когда поют «Господи, помилуй» 12 раз – три поклона[30],

¾ при пении «Воскресение Христово видевше…»[31],

¾ по возгласе «Слава Тебе Христе Боже…» (перед отпустом) на словах: «Слава» – поклон, «И ныне» – поклон, «Господи помилуй…Благослови»[32] – поклон [VIII].

 

5. Совершается трижды (по дню):

¾ «три начальных» (они же и «три заключительных» поклона с молитвами «Боже, милостив буди…» (или «Боже, очисти мя…»), «Создавый мя Господи…», «Без числа согреших…»[33], в т.ч. и в составе семи «приходных» («исходных») поклонов[34] / [IX],

¾ на троекратном: «Святый Боже…»[35] / [X], «Приидите, поклонимся…»[36], «Аллилуия…» (кроме середины шестопсалмия)[37], «Буди имя Господне…»[38],

¾ в начале «Сподоби Господи…»[XI] (на вечерне) – при чтении или пении[39],

¾ в начале великого славословия «Слава в вышних Богу…»[XII] – при чтении или пении[40],

¾ на целовании святыни: Святого Евангелия; распятия, стоящего в храме; святой иконы или святых мощей – два поклона до целования и один поклон после целования[41],

¾ на акафисте на 13-ом кондаке – три поклона по дню, на остальных кондаках и икосах всегда по одному поясному поклону.[42] / [XIII]

 

6. Совершается трижды (всегда в землю):

¾ на целовании Креста в дни «Крестовых» праздников (1/14 августа, 14/27 сентября, Крестопоклонная неделя великого поста) и на целовании Святой Плащаницы - всегда земные поклоны, два поклона до и один после целования[43].

 

III. Поклон без крестного знамения.

 

Совершается:

¾ на каждое отверстие и затворение Царских врат[44], – поклон «обычный»,[XIV]

¾ при возгласах священника с благословением рукой: «Мир всем»[XV], и т.д.; при словах диакона «… и во веки веков» на литургии, когда он наводит орарем на молящихся. И вообще при всяком благословении священником рукой[45] / [XVI]– поклон в пояс,

¾ когда архиерей осеняет народ дикирием или трикирием со свечами, или благословляет двумя руками[46] – поклоны в пояс,

¾ когда совершается каждение к народу – поклон «обычный» (только на Пасху при каждении с крестом и трисвечником – крестятся, кланяются в пояс и отвечают священнику «Воистину воскресе» на его возгласы «Христос воскресе»)[47],

¾ когда необходимо совершить поклоны людям по входе в храм, или по ходу службы священнослужителям, или когда приветствуют друг друга при встрече в храме – поклоны «обычные».

 

IV. Главопреклонение бывает:

 

¾ во время чтения Святого Евангелия,[48]

¾ на литургии на Великом входе в начале пения «Херувимской» полагается крестное знамение и преклоняются главы до выноса Святой Чаши[49],

¾ при возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» (или «Главы наша Господеви приклоним») – осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до окончания чтения молитвы (до возгласа)[50] / [XVII],

¾ во время чтения молитв, с предварительным возглашением «Господу помолимся» - «Господи помилуй» и т.д.[51],

¾ во время чтения шестопсалмия, стоять «руце имуще согбенны к персем; главы же преклонены и очи имуще долу» (Типикон с.851).[52] / [XVIII]

 

V. Коленопреклонение бывает:

 

¾ на вечерне святой Пятидесятницы (т.е. в день Святой Троицы) при чтении «коленопреклонных молитв»[53],

¾ на молебнах, когда читают молитвы с возглашением «Ко… приклоньше колена помолимся»[54],

¾ при чтении в конце вечерних молитв «Исповедания грехов повседневного»[55].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: