1. Совершаются в землю:
¾ на вечерне, на тропарях «Богородице Дево, радуйся…» и проч. – 3 поклона[67],
¾ при совершении молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» – 3 или 16 поклонов (т.е. 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя» и еще 1 земной)[68],
¾ на вечерне «Мариина стояния» (пред утреней с великим каноном) на «Господи воззвах…» – по 3 «метания» (т.е. поклона) на каждую стихиру (всего 24 стихиры)[69],
¾ на великом каноне на каждый тропарь творяще припев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя» – по 3 «метания»[70],
¾ в конце заупокойной литии на пение «Вечная ваша память…» – 3 поклона.[71] / [XXIII]
2. Совершаются по дню:
¾ на часах на пение тропарей часа: 1-го – «Заутра услыши…», 3-го – «Господи иже Пресвятаго…»,6-го – «Иже в шестой…», 9-го – «Иже в девятый…» – по 3 земных поклона,[72] / [XXIV]
¾ по Типикону на всех часах по окончании богородичнов: на 1-м – «Что тя наречем…», на 3-м – «Богородице Ты еси…», на 6-м – «Яко не имамы…», на 9-м – «Иже нас ради…» – совершаются по 3 «метания»[73], но только в те дни, когда поются великопостные тропари часов,
¾ на «изобразительных», на «блаженнах» на каждый стих – поясной поклон, а при заключительном пении «Помяни нас Господи…», «Помяни нас Владыко…», «Помяни нас Святый…» – 3 земных поклона.[74] / [XXV] А на «блаженнах» великого канона (после 6-й песни) – после каждого тропаря по 3 «метания»[75],
¾ на великом повечерии при пении «молительных стихов» «Пресвятая Владычице…»[XXVI] на каждый стих по 1 земному поклону[76].
3. Совершаются всегда в пояс:
¾ на Трисвятое после «молительных стихов» на великом повечерии[77],
¾ все поклоны от начала утрени до чтения кафизм[78] / [XXVII].
|
4. Коленопреклонение бывает:
¾ на литургии Преждеосвященных Даров:
· на третьем антифоне кафизмы при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник (на 1-й звонок в колокольчик – опускаются на колени, на 2-й звонок – встают)[79],
· на пение «Да исправится молитва моя…»[80],
· на пение «Ныне Силы Небесныя…»[81].
5. Приклонение ниц на землю бывает:
¾ на словах «Свет Христов просвещает всех»[82],
¾ во время пения «Ныне Силы Небесныя…», когда со Святыми Дарами проходят по солее[83],
¾ в конце великого повечерия, и в Великую Среду в конце изобразительных, при чтении великого отпуста – молитвы «Владыко Многомилостиве…».[84] / [XXVIII]
IX. Требуется сугубое внимание за богослужением:
¾ во время чтения Евангелия, а также Апостола,
¾ во время чтения шестопсалмия,
¾ во время пения великого славословия (на утрени),
¾ во время пения «Иже Херувимы…» на литургии,
¾ во время евхаристического канона на литургии (от возгласа «Станем добре…» до возгласа «И да будут милости …»).
X. Разрешается садиться за богослужением:
¾ во время чтения кафизм, паремий, а также чтения житий и святоотеческих поучений[85],
¾ больным, немощным, инвалидам. Но и они, если это возможно, в наиболее важные моменты богослужения должны вставать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Поклоны «по дню» [86]
(в будние дни – земные, в праздничные – поясные).
I. Отменяются земные поклоны и в церкви и в «келлиях»:
¾ в дни суббот[XXIX], воскресений, праздников (с бдением, с полилеем и великим славословием)[87].
¾ в дни от Рождества Христова до Крещения Господня (т.е. на Святках)[88],
|
¾ в дни от Пасхи и до отдания праздника Пятидесятницы[XXX] – т.е. во всю Пятидесятницу и на Троицкой неделе[89].
II. Отменяются земные поклоны в церкви:
¾ в дни предпразднств и попразднств великих праздников[90] / [XXXI]
¾ перед Пасхой поклоны прекращаются в Великую Среду[XXXII], кроме поклонов у Святой Плащаницы[91].
Ш. Прекращаются земные поклоны:
¾ в будние (седмичные) дни в пятницу от «Сподоби Господи» на вечерне и начинаются в воскресенье на вечерне на «Сподоби Господи»[92],
¾ накануне однодневных праздников (с бдением, полиелеем, с великим славословием) на вечерне от «Сподоби Господи» и начинаются на «Сподоби Господи» на вечерне в самый день праздника[93],
¾ пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства[94].
IV. Особые случаи совершения службы «без поклонов» (т.е. когда совершаются только поясные поклоны):
¾ начало повседневной утрени, в том числе и великим постом, до кафизм «без поклонов»[95],
¾ великим постом в воскресенье на вечерни до «Сподоби Господи» и на повечерии до «Слава в Вышних Богу…»[96],
¾ в 1-й (только!) день великого поста полунощница «без поклонов», но и здесь по Честнейшую 3 поклона с молитвой Ефрема Сирина[97],
¾ во все пятницы великого поста вечерни и повечерия поются «без поклонов» от начала, кроме поклонов на Преждеосвященной литургии[98] / [XXXIII].
V. В «малые посты» (Петров, Успенский и Рождественский) когда вместо «Бог Господь» случится «аллилуия» поклоны «якоже в великую четыредесятницу»[99].
|
VI. «В неделю бо и владычний праздник и в Пятьдесятницу всю колена не преклоняют» (Типикон, с.25)[100].
В практике же абсолютно все земные поклоны на всех службах заменяются поясными только от Пасхи до Троицы (т.е. весь пасхальный период). В воскресные же дни (малая Пасха) на литургии совершается по обычаю 3 поклона евхаристического канона, а также поклон на «Достойно есть» на всех службах.
Приложение 2.
Три «начальных» («заключительных») поклона [101].
«Боже, милостив буди мне грешному» - поклон[102].
(или «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя»[XXXIV] – поклон)[103].
«Создавый мя, Господи, помилуй мя» – поклон.
«Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешного» – поклон.
Совершаются они в следующих случаях:
1. Перед началом и в конце совершения краткого молитвенного чина (литии о усопших, краткого молебна или отдельной молитвы по какой-либо надобности) – поклоны в пояс.
2. До молитвы перед трапезой, и по окончании молитвы после трапезы[XXXV], до молитвы пред учением и по окончании молитвы после учения, до молитвы перед началом всякого дела и после молитвы по окончании всякого дела и т.д. – поклоны в пояс.
3. Перед тем, как идти на исповедь к священнику, совершают три поклона «по дню» перед образом Божиим на аналое или в сторону алтаря. Затем обращаются к молящимся и совершают один поклон, (без крестного знамения), также по дню, со словами «Простите Христа ради» (или «Простите меня Христа ради»). Идущему на исповедь в ответ совершают обычный поклон и говорят «Бог простит!».
После выхода от священника принявшего исповедь, кающийся снова совершает три поклона пред иконой на аналое или в сторону алтаря, но в пояс. Затем обычный поклон молящимся, которые кланяются в ответ и поздравляют «С чистым покаянием!» или «С очищением совести!».
4. Перед входом в храм (часовню) и по выходе из храма (часовни) перед «надвратной» иконой, а также остановившись, проходя мимо храма, не имея возможности посетить храм. Либо у Поклонного Креста на улице с указанными молитвами или со стихом «Кресту Твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим» (трижды) – поклоны в пояс.
5. По входе в храм (в «моленную» комнату) и при выходе из храма[104] / [XXXVI] – поклоны по дню. Затем совершают обычный поклон без крестного знамения направо и налево людям, вошедшим прежде, мысленно произнося: «Простите и благословите отцы, братья и сестры».
6. При входе в дом и при выходе из дома – поклоны в пояс. Причем если в доме (своем или чужом) присутствуют люди, то сначала три поклона пред иконами, а затем уже людям поклон «обычный» со словами: «Мир дому сему!» или «Здравствуйте, люди добрые!» или просто «Здравствуйте!». И обычно в ответ поклон и приветствие: «С миром принимаем!» или «И вам здравствовать!» или просто «Здравствуйте!».
А при выходе из дома, также сначала 3 поклона пред образами, а затем уже людям обычный поклон со словами «Простите Христа ради! До свидания!» или «Простите Христа ради! Оставайтесь с Богом (или с миром)» или просто «До свидания». И можно услышать в ответ с обычным поклоном: «Бог простит! И нас (меня) простите! До свидания!» или «До свидания! Ангела Хранителя в дорогу!» и т.п.
7. При входе на кладбище и при выходе с кладбища, либо, остановившись, проходя мимо кладбищенских ворот с крестом, или просто мимо кладбища – совершают три поклона с указанными молитвами, или с молитвой: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех зде лежащих и повсюду православных христиан[XXXVII]» – поклоны в пояс.
Приложение 3.
Начало «приходное» («исходное») [105] / [XXXVIII].
– «Боже, милостив буди ми грешному» - поклон,
(или «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя» - поклон).
– «Создавый мя, Господи, помилуй мя» - поклон.
– «Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешного» - поклон.
– «Достойно есть яко воистину блажити тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем» - поклон.
– «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - поклон.
– «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» - поклон.
– «Господи помилуй» (трижды) «Господи, благослови» - поклон.
Отпуст[XXXIX]:
«Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и (святаго Ангела хранителя моего [XL]) и всех святых помилуй и спаси нас (или «мя грешнаго») яко Благ и Человеколюбец».
Первые три поклона совершаются по дню, после «Достойно есть…» поклон всегда в землю, последние три в пояс [XLI].
Указанные семь поклонов с отпустом должны совершаться перед началом и по окончании не только всякого келейного молитвенного правила, но и перед началом и по окончании церковного богослужения[106].
Совершаются они каждым христианином, либо отдельно, «став на своем месте»[107] полагают поклоны с молитвою, либо вместе со священником или «старшим» (к сожалению, этот чин у нас, по выражению Типикона, «весьма упразднися» –– соблюдается он только в некоторых монастырях)[XLII].
vvv
Перед Правилом же ко Святому Причащению указано совершать следующие семь поклонов[108] / [XLIII]:
«Боже милостив буди мне грешному (-ой)» – поклон.
«Боже, очисти мя грешнаго (-ую), и помилуй мя» – поклон.
«Создавый мя, Господи, помилуй мя» – поклон.
«Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (-ую)» – поклон.
«Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (-ую)» – поклон.
«Ангеле, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя» – поклон.
«Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя _______) моли Бога о мне» – поклон.
Женщины последнее прошение произносят так:
«Святая равноапостольная (или мученице, или преподобная мати, имя _______) моли Бога о мне» – поклон.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
О разных видах поклонов по Уставу [109].
Типикон различает четыре вида поклонов:
1. «Обычные» поклоны или метания.
Совершаются эти поклоны по ходу богослужения священнослужителям, братии, т.е. людям, но не Богу и не святыням (см. раздел III данного пособия «Поклон без крестного знамения»).
Образ совершения «обычного» поклона (метания):
«И канонарх посреде стоящих, творит благочинно всем поклон. Такожде и оба лика творят поклон… не преклоняюще колена, но выю свою с благоговением». (Типикон, с.88).
«Обычный» поклон совершается всегда без крестного знамения, наклонением головы «до персей» (до груди).
2. «Малые» поклоны или метания, или иначе поклоны «в пояс» или поясные поклоны.
Малые или поясные поклоны никогда не отменяются, но в праздники заменяют поклоны «земные» в соответствующих местах.
Образ совершения «малых» поклонов:
«Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли». (Типикон с.25).
3. Простые земные «поклоны» или «метания».
Земные поклоны, или простые земные поклоны (в отличие от великих), именуются в Типиконе «метания» или просто «поклоны».
Совершаются они в будни, т.е. когда есть указание совершать поклоны «по дню» (см. соответствующие разделы данного пособия), а великим постом еще и там, где указаны «метания».
В отличие от «великих» земных поклонов, при совершении просто земных поклонов, касаются земли только коленями и руками. Именно эти земные «поклоны» или «метания» отменяются, когда указывается служба «без поклонов»
Типикон делает четкое различие между «метаниями» и «великими» («постными») поклонами: «повечерие поем малое по обычаю с метании и поклоны постными» (Типикон, с.848).
4. «Великие» поклоны или метания.
Иначе поклоны «постные», «поклоны до земли». Это великие земные поклоны при совершении которых касаются земли и коленями, и руками, и головою.
– Как говорится о них в Типиконе «елико человек может право стоя, и ни мало наклоняся главою на землю поклонитися… И се есть образ великих поклонов » (Типикон, с.870).
Совершаются «великие» поклоны в течение года:
1) на поклонении Кресту «с пением», в «Крестовые» праздники,
2) в чине «обычного прощения» в будни,
3) всегда на «Достойно есть».
А также великим постом:
с чтением: 4) молитвы Ефрема Сирина, на всех службах,
с пением: 5) великопостных тропарей часов,
6) трех заключительных «Помяни нас Господи…» на блаженнах, в чине изобразительных,
7) трех тропарей «Богородице Дево радуйся» … и т.д., на вечерне,
8) «молительных стихов» на великом повечерии,
9) «Вечная ваша память…» на литии о усопших.
[I] Или «Правила о крестном знамении и поклонах за богослужением».
[II] При этом причастники целуют только крест, а все прочие целуют также и правую руку священника, которой подается благословение, либо крестик на поруче, как символ целования язвы Христовой.
[III] В богослужебных книгах и молитвословах в этом случае указывается просто слово – «поклон».
[IV] А вот при каждом прошении ектений поклонов не полагается, но вместе с хором «про себя», либо, если в храме принято, то вслух, не мешая хору, поют: «Господи, помилуй» и т.д.
[V] Что такое поклоны «по дню» - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1-ое.
[VI] После «Отче наш» перед трапезой поклон всегда в пояс. Во всех же иных случаях поклона не бывает.
[VII] А также при совершении молитвы на улице, кланяются в пояс, «досязая» рукою земли.
[VIII] Эти же 3 поклона совершаются при молитве перед едой и после еды, а также в составе «приходных» («исходных») поклонов. Нигде более на «Слава» поклонов не полагается.
[IX] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2-ое и 3-е.
[X] Когда «Святый Боже» поется на литургии и в конце великого славословия поклонов не полагается, т.к. это песнопение должно петь всем, тем более что оно поется по четыре с половиной раза, а на архиерейской литургии 7 раз!
[XI] На словах первого абзаца.
[XII] На словах второго предложения: «…хвалим Тя…, кланяемся Ти ся…, благодарим Тя…».
[XIII] В будни великого поста вместо акафистов – «праздничных гимнов», читают соответствующие каноны.
[XIV] См. Приложение 4-е.
[XV] А также:
¾ «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…»,
¾ «И да будут милости великаго Бога и Спаса…»,
¾ «Спаси Боже, люди Твоя…»,
¾ «Благословение Господне на вас…».
[XVI] Например, после отпуста, когда он совершается без креста. А также когда берут благословение, при этом совершают поклон в пояс пред священнослужителем, затем складывают ладони крестообразно (правую на левую) со словами «Благослови отче (Владыко)!» - при встрече или прощании. А в случае особой необходимости с пояснением: «Благослови отче (Владыко), на ________!». И после слов благословения целуют правую руку, которой подается благословение.
[XVII] На возгласе: «Оглашеннии глава ваша Господеви приклоните» - преклоняют головы только некрещеные, готовящиеся принять Святое Крещение.
[XVIII] Учитывая правило «обычного умолчания» применяемое в Типиконе, видимо и в четырех предыдущих случаях нужно стоять также «руце имуще согбенны к персем, главы преклонены».
[XIX] Например «коленопреклонения» в чинах благословения в путьшествие, в чинах присоединения к Православию, а также в молебных пениях «во время безведрия» и «во время губительного поветрия».
[XX] Затем причастники крестообразно сложив руки на груди (правая сверху), а пальцы обеих рук как для крестного знамения, подходят к Святой Чаше, (также подходят к елеопомазанию на утрени). По принятии СвятыхДаров, целуют нижнюю часть Чаши, и до принятия теплоты не крестятся, не кланяются и не разговаривают.
[XXI] Кто из причастников в это время еще не принял теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше. Земные поклоны в этот день причастниками не совершаются до вечера.
[XXII] Кто не причащался – принимают натощак антидор, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуют при этом подающую этот дар руку священника. Также благоговейно принимают и хлеб благословенный на литии.
[XXIII] Только на литии в Великую Среду, если она совершается уже после литургии, когда закончилось совершение земных поклонов, поклоны в пояс.
[XXIV]. В дни праздников великопостные тропари часов заменяются праздничными. В среду и пятницу на масленице, в день «Мариина стояния», в «малые» посты «егда случится алилуия» - великопостные тропари часов читаются чтецом поскору «без пения» и по обычаю «без поклонов», т.е. совершаются 3 поклона в пояс вместо земных поклонов
[XXV] В те же дни (см. предыдущую сноску), а также на Царских часах (бывают 3 раза в году) – блаженны поскору «без пения» и по обычаю «без поклонов», т.е. совершается только 3 поясных поклона на заключительных «Помяни нас Господи…» и т.д.
[XXVI] На великом повечерии в праздники (в том числе и в составе всенощных бдений), а также во все пятницы великого поста – «молительные стихи» читает чтец, не повторяя «без пения» и по обычаю буквально «без поклонов».
[XXVII] Но на «Слава в вышних» пред шестопсалмием, и на «Аллилуия» в середине шестопсалмия – только крестные знамения!
См. также Приложение 1-е, раздел IV.
[XXVIII] А вот на литии на великой вечерне в составе всенощного бдения на чтение этой молитвы только главопреклонение, т.к. служба праздничная
[XXIX] Только в Великую Субботу по обычаю в келлиях поклоны совершаются до самой пасхальной заутрени, т.к. это единственная «постная» суббота в году.
[XXX] Кроме вечерни в день Пятидесятницы, когда читаются особые коленопреклонные молитвы
[XXXI] Например, от 20 декабря пред Рождеством Христовым и по 14 января по Крещении Господнем (по н. стилю от 2 января по 27 января).
[XXXII] Последние 3 поклона на «Буди имя Господне» в конце литургии
[XXXIII] Но! Во вторник сырный и в четверток сырный – «от начала вечерни начинаем поклоны». См. Типикон, с.835, с.841. И совершаются они в среду и пятницу на всех службах, а в конце вечерни в эти дни, еще по 3 великих поклона после ектеньи «Помилуй нас Боже» и по 3 поклона на «Буди имя Господне», как на Преждеосвященной литургии, хотя она в эти дни и не совершается. См. Типикон, с.840, 842.
[XXXIV] «Боже, очисти мя…» произносится (по Типикону) по входе в храм и перед выходом из храма, и перед началом очередного молитвенного чинопоследования (службы), если они совершаются одно за другим. А также перед исповедью и перед всякой трапезой и по окончании ее (по указаниям священноисп. Афанасия (Сахарова) еп. Ковровского).
[XXXV] А также до и после принятия св. воды (или «великой агиасмы») и св. просфоры. А перед принятием св. артоса еще произносят: «Христос воскресе!», - «Воистину воскресе!». См. также предыдущую сноску.
[XXXVI] См. сноску выше о том, когда произносится молитва «Боже, очисти мя…», вместо «Боже милостив буди…».
[XXXVII] Некоторые в конце молитвы добавляют: «…и сотвори им вечную память».
[XXXVIII] Оно же называется - поклоны «приходные» («исходные») или «седмипоклонный начал».
[XXXIX] В пасхальный период вместо «Достойно есть» произносится «Светися, светися…», а отпуст, также и во все воскресные дни, нужно начинать словами: «Воскресый из мертвых, Господи…» и т.д.
[XL] Напечатанное здесь курсивом читается только наедине.
[XLI] В пасхальный период поклоны все в пояс.
[XLII] А также неукоснительно у старообрядцев.
[XLIII] См. любое полное издание «Псалтирь следованная», «Служебник», «Канонник». Старообрядцы совершают перед Правилом ко Святому Причащению не 7, а 12 поклонов, и притом после совершения обычных 7 «приходных поклонов».
[1] • Полный молитвослов для мирян по Уставу Православной Церкви. М., Даниловский благовестник, 2005г, с.498.
• «Славы Божия ревнитель. Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) Авт.– состав. Г.Н.Катышев. М., Изд. Сретенского монастыря, с.428:
«Слава Тебе, Боже наш,слава Тебе» (крестное знамение без поклона).
[2] По обычаю.
[3] Полный молитвослов…с.499, с.500.
[4] Часослов – М., Издательский Совет РПЦ, 2004г, с.337.
[5] Полный молитвослов…, с.498.
[6] По обычаю.
[7] Часослов, с.337.
[8] Полный молитвослов…, с.498.
[9] По обычаю, чтобы не толкаться.
[10] • Типикон –М., Издательский Совет РПЦ, 2002г., с.851:
«Слава в вышних Богу: трижды, без поклонов».
• Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост. И. В. Гаслов, А. С. Кошкин, СПб, Сатис, 2004г., с.192.
[11] •Типикон, с.51:
«Слава, и ныне: аллилуия, трижды, и Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне, без поклонов ».
•Православное богослужение…, с.192.
[12] • Православное богослужение…, с.191.
• Православный церковный календарь 1989г.(далее ПЦК) М. Издание Московской Патриархии,1988, см. статья «О крестном знамении и поклонах за богослужением, с.109.
• О том, что на ектениях нужно отвечать на прошения соответствующее и ничего более, см. Типикон, с.875:
«…Вси вкупе елицы обретаются в церкви глаголют: или Господи помилуй, или Подай Господи: или И со духом твоим, или Отче наш: Аще у нас не творится сего, обаче подобает творити. Ибо якоже выше речеся, егда речет диакон: Миром Господу помолимся, или Рцем вси, тогда всем подобает и отвещати: Господи помилуй…».
[13] Часослов, с.337.
[14] • Часослов, с.337.
• Типикон, с.48: «Приидите поклонимся, трижды и поклоны 3».
• Типикон, с.26–27: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, творим вси метания единоравно».
• Типикон, с.860: «Пречистому Твоему образу покланяемся Благий… и поклон».
[15] Часослов, с.337.
[16] • Полный молитвослов, с.499
• Такой вариант поклонов на канонах самый предпочтительный, т.к. по Типикону на канонах утрени вместо припевов положено стихословить библейские песни:
«стихословим песни: Господеви поем…и поем каноны три…» (Типикон с.52).
«К канонам же глаголем песни: Поем Господеви…» (Типикон с.61).
В воскресенье же указан к первому тропарю канона припев «Слава Господи святому воскресению Твоему» (Типикон, с.26). А на стр. 906 Типикона: «таже трипеснец глаголем по обычаю без метаний, припев же у трипеснца не поем» (т.е. читаем).
[17]• Типикон, с.26–27: «творим вси метания единоравно глаголюще: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви».
• Часослов, с.337.
[18] Часослов, с.338.
[19] По обычаю.
[20] • Полный молитвослов…, с.495.
• ПЦК, 1989, с.109.
[21] По обычаю.
[22] Часослов, с.337.
[23] •Типикон, с.53: «Поюще ирмос 8-я песни, и покланяются вси. Иерей же… возглашая: Богородицу и Матерь Света».
•Типикон, с.344: «И поем ирмос 8-я песни, оба лика вкупе, и поклон».
•Православный молитвослов. М., Издание Московской Патриархии, 1994г., с. 372 (издан по благословению Преосвященого Евлогия, Епископа Владимирского и Суздальского).
[24] • Типикон, с.859: «молитва «Иже на всякое время» Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне, Честнейшую Херувим: и поклон» – когда читают.
• Типикон, с.27: «Поюще велегласно: Величит душа моя Господа: и Честнейшую Херувим. Творим же и поклоны малыя» (т.к. это воскресная служба!).
• Типикон, с.53: «Припеваем же к сему «Честнейшую Херувим» с поклоном» – по смыслу Устава здесь «метания», т.к. это служба седмичных дней т.е. будних.
• Часослов, с.337 – когда читают.
• Часослов, с. 337, с.343 – когда поют.
[25] • Полный молитвослов, с.499 – в пояс, в праздничные и воскресные дни.
• Полный молитвослов, с.450 – в землю, в будние дни.
[26] Часослов, с.349.
[27] • Типикон, с.851: «Слава Тебе Христе Боже: и прощение обычное».
• Типикон с.868 – о поклонах чина прощения.
[28] • Типикон, с.53: «Достойно есть яко воистину: оба лика вкупе: И творим поклон вкупе вси до земли».
Это указание можно было бы принять только в отношении «дней седмичных» (глава 9 Типикона, с.53), но указания о поклонах на задостойники великих праздников: с.163 – Воздвижение, с.181 – отдание Воздвижения, с.289 – Рождество Пресвятой Богородицы, с.301 – отдание Рождество Пресвятой Богородицы, с.417 – собор Иоанна Предтечи, попразднство Крещения Господня, с.984 – «по 9–й песни катавасия «Светися, светися» и поклон» – в неделю Антипасхи –– когда очевидно нет земных поклонов, а только малые, посему и вообще указаний о поклонах нет, на задостойник особо указывается «поклон», значит это поклон не обычный, не малый, а земной! И даже в воскресение Антипасхи указан поклон!
Нужно сказать, что у старообрядцев на задостойник «Светися, светися» даже в день Пасхи совершается земной поклон!
Великим постом следующие указания: Типикон, с.854: «По 9–й песни «Достойно есть» и поклон», с.864 «Псалом: Благословлю Господа на всякое время: Посем, Достойно есть: и поклон» – это в конце вечерни.
• Полный молитвослов, с.500.
[29] •Только в Типиконе с.20–21 на литии 5 прошений, а не 4 как в современном служебнике. Поют «Господи помилуй» – 40 раз, 30 раз и 50 раз, а на двух последних по 3 раза.
• Полный молитвослов, с.499.
[30] Как на литии после «Спаси Боже люди Твоя».
[31] Часослов, с. 342, в соответствии с указанием II раздела данного пособия о поклонах, на каждый призыв к поклонению.
[32] • Типикон, с.488: «И на отпусте три поклоны», с.499 «И совершенный отпуст и поклоны 3».
• Полный молитвослов, с.499.
[33] См. сноски к Приложению 2–ому.
[34] См. сноски к Приложению 3–ему.
[35] Типикон, с.47: «Ныне отпущаеши: Трисвятое, и поклоны 3». – Это первое указание о поклонах на «Трисвятое», а затем оно многажды повторяется.
На с.858 Типикон указывает о поклонах: «Сице творим по вся дни. В субботу же и неделю творим поклоны обычные», т.е. не земные, а в пояс.
[36] Типикон, с.45: «Приидите поклонимся трижды… и творим 3 поклона, стояще на местах своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением (Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковного)», а также с. 858 (см. выше).
[37] •Типикон с.45: «Слава и ныне, аллилуия трижды, и поклоны 3», а также с.858 (см. выше).
• Типикон с.51: «По внегда же рещи предстоятелю 3 псалма: Слава, и ныне: аллилуия, трижды, и Господи помилуй, трижды, Слава и ныне, без поклонов».
• Типикон, с.79: «В среду великую…на вечерни, кафизма 18–я, без поклонов» т.е. без земных поклонов т.к. они «упраздняются совершенно», а до того времени значит совершались на кафизмах вечерни земные поклоны.
[38] • Типикон, с. 840: «Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: с поклоны, и псалом Благословлю Господа» – это указание о конце вечерни.
• Типикон с. 864: «Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, трижды: и метания 3 ».
• Типикон, с.878: «По заамвонной молитве: Буди имя Господне: и метания 3».
• Типикон, с.881: «Подобает ведати, яко во всех пятках святыя и великия четыредесятницы на вечернях и повечериях поклонов не творим, токмо воображенныя в Преждеосвященной, еже есть по Да исправится: поклоны 3. По входе Святых Даров, поклоны 3. И на Буди имя Господне: поклоны 3».
[39] • Типикон, с.46: «Сподоби Господи в вечер сей: в немже творим и метания 3».
• Типикон, с.847: «Сподоби Господи в вечер сей: и творим метания 3. Отселе начинаем творити поклоны».
• Типикон, с.863: «Сподоби Господи в вечер: и метания 3».
• Типикон, с.886: «От Сподоби Господи начинаются поклоны».
[40] • Типикон, с.54: «Слава Тебе показавшему нам свет. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение: и поклоны 3. Посем, Господи Прибежище был вси нам: И Сподоби Господи в день сей» – следует обратить внимание, что поклоны в самом начале славословия!
• Типикон, с.848: «На Слава в вышних, метания 3».
[41] • Типикон, с.25: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя,…В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю колена не преклоняют].
• Типикон, с.193: «И приходит игумен к аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святага апостола. И по целовании един поклон».
[42] Часослов, с.337.
[43]• Типикон, с.165: «Начинает кланятися настоятель и творит метания два пред честным Крестом, таже целует его. По целовании же творит паки едино метание» – 14/27 сентября Воздвижение Честнаго Креста.
• Типикон, с.759 – 1/14 августа, Изнесение Честнаго Креста.
• Типикон, с.898 – Крестопоклонная неделя.
• Типикон, с.949 – о целовании Плащаницы.
[44] Поклоны по обычаю.
[45] • Часослов, с.338.
• Полный молитвослов, с.501
• ПЦК, 1989, с.110 • при словах диакона «И во веки веков» перед Трисвятым.
[46] Часослов, с.338.
[47] • Часослов, с.338.
• Полный молитвослов, с.497.
[48] Часослов, с.344.
[49] • Полный молитвослов, с.500.
• ПЦК, 1989, с.110.
[50] • Полный молитвослов, с.500.
• Типикон, с.28 «Главы наша Господеви приклоним».
[51] По обычаю.
[52] См. также:
• Типикон, с.20: «И паки, Господь воцарися, в лепоту облечеся. Чтец же согбенне руце имея при персех, среди храма стоя, ожидает конца прокимена».
• См. Служебник (последование вечерни): «Священник стоит зряще к западу, руце имуще согбенны к персем, ожидая конца прокимена: Господь воцарися».
• Типикон, с.97: «Зде же обычай имамы, диакону сия действовати: егда же престанет чести, тогда шед станет конец трапезы братския, зря умиленне к настоятелю, и руце согбенне имея при персех…».
[53] Типикон, с. 10356 «Нам же приклоньше колена на землю, и непокровенным сущим».
[54]. См. также «Требник» чины благословения в путешествия и чины присоединения к Православию, а также молебноые пения во время безведрия и во время губительного поветрия.
[55]. По обычаю.
[56]. По обычаю.
[57] Часослов, с.344.
[58] См. выше сноску 49.
[59] •Часослов, с.344.
•ПЦК, 1989г, с.110.
[60]• Часослов, с.345 молитва «Помяни мя Господи…».
• Полный молитвослов, с.500 – после слов «Всех вас да помянет Господь Бог…» – 3 поклона.
• Православное богослужение, с.193 – 3 поклона.
[61] • Часослов, с.345.
• Полный молитвослов, с.499.
[62] • Часослов, с.345.
• Полный молитвослов, с.500.
• Православное богослужение, с.193
• ПЦК, 1989, с.110
• Православный молитвослов, с.371.
[63] • Полный молитвослов, с.499, с.500.
• Часослов, с.346.
[64] • Типикон, с.878: «Со страхом Божиим и верою приступите. Мы же поклон един».
• Полный молитвослов, с.500.
• Часослов, с.346.
• Православное богослужение, с.193.
• Православный молитвослов, с.371.
[65] • Православное богослужение, с.193.
• Часослов с.346.
[66] • Полный молитвослов, с.500.
• Часослов с.346–347.
• Православное богослужение, с.194.
• Православный молитвослов, с.172.
• Типикон, с.95: «И творим коленопреклонение даже до причащения».
[67] • Типикон, с.836: «Богородице Дево радуйся: Поклон един: Слава, Крестителю Христов: Поклон. И ныне: Молите за ны: Поклон. Под Твое благоутробие: Без поклона».
• См. также, Типикон, с.863, с.47.
[68] • Типикон, с.856: «Творяще поклоны 3: Господи и Владыко живота моего: и тако во едино вси преклоняем колена. Таже паки воставше, глаголем: Дух же целомудрия: и поклон един. Посем: Ей Господи Царю: и поклон един…И по сих творим и прочих 12, на них же глаголем в тайне: Боже очисти мя грешнаго. Последи же глаголем в себе всю вышеписанную молитву во едино: Господи и Владыко живота моего: и поклон великий».
• См. также Типикон, с.47.
• Типикон, с.870: «иную кратчайшую: Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя».
[69] Типикон, с.904: «И посем ины стихиры по алфавиту 24, Великаго канона… и творим на кийждо стих по 3 поклоны».
[70] • Типикон, с.865: «Таже начинаем великий канон… творим же на кийждо тропарь метание 3, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя».
• См. также, Типикон, с.906.
[71] Типикон, с.56: «По отпусте вся братия рекут гласом: Вечная ваша память достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемая: трижды». Но здесь о земных поклонах не указано, поклоны творим «по обычаю».
[72]. Тропари великопостные:
1–го часа, Типикон, с.856: «Заутра услыши глас мой, Царю мой, и Боже мой. …Глаголет же и стихи певец: в нихже мы творим коленопреклонения на землю. Егда же лик поет, тогда он покланяется».
• См. также, Типикон, с.55.
3–го часа, Типикон, с.858–859.
6–го часа, Тпикон, с.860.
9–го часа, Типикон, с.861.
Примечание к сноске:
1. В Среду и Пятницу на масленице, Типикон, с.838: «Заутра услыши глас мой: скоро без пения».
2. В день «Мариина стояния», Типикон с.907: «Всю службу поем поскоро, труда ради бденного».
3. В «малые посты (т.е. Рождественский, Петров и Успенский) «егда случится аллилуия» (Типикон, с.277) великопостные тропари читаются чтецом «Заутра же услыши глас мой Царю мой и Боже мой: поскору без пения. Подобно же и прочия часы» (Типикон, с.273) Поклоны в этих трех случаях не указаны ни на тропарях, ни богородичных. Но в главе 9 Типикона О службах «дней седмичных в нихже поем аллилуия». На с.55–56 указано «заутра услыши глас мой… и поклоны 3. Егда канонарх глаголет стих, в то время мы колена преклоняем.Егда же певцы глаголют, тогда он колена преклоняет. Священник, Слава: и чтец И ныне, богородичен: Что тя наречем: и поклоны 3:…Сице же поем 3, 6 и 9 час».
[73] Богородичны часов с «метаниями»
1–го часа, Типикон, с.857: «И ныне, богородичен: Что тя наречем, о благодатная! И метания 3».
См. также, Типикон, с.55.
3–го часа, Типикон, с.859.
6–го часа, Типикон, с.860.
9–го часа, Типикон, с.861.
[74] • Типикон, с.862: «Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И поклон един вси равно до земли». И т.д.
• Часослов, с.349.
[75]. • Типикон, с.906: «Посем блаженны Великаго канона с метаниями».
• Настольная книга священнослужителя, т.IV, Свято–Успенская Почаевская лавра, 2006г, с.557: «по окончании каждого тропаря 3 поясных поклона», т.к. здесь понимаются метания, как поясные поклоны.
[76] • Типикон, с.866: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас: И творит другий лик поклон. И востающу другому лику и отвещавающу, творит первый лик поклон».
Примечание к сноске:
Великое повечерие в составе всенощного бдения: пред Рождеством Христовым (Типикон, с.369), Крещением (с.411), Благовещением (с.560), перед храмовым праздником (с.1139).
В полиелейные праздники:
– Свят. Алексия митр. Московского: «Аще ли пост: поем ему по маркове главе, якоже указася пети обретению честные главы Предтечевы» – Типикон, с.508.
– Обретение главы И.Предтечи «аще случится во един от дней постных повечерие поем великое без поклонов» (Типикон, с.533).
– 40 мучеников «поется им по тойже главе Предтечеве» (Типикон, с.546).
А также во все пятницы великого поста «на вечернях и повечериях поклонов не творим, токмо воображенная в Преждеосвященной, еже есть, по Да исправится: поклоны 3. По входе Святых Даров, поклоны 3. И на Буди имя Господне: поклоны 3. Повечерие же поем великое» (Типикон, с.881).
• Православное богослужение, с.260, 261, 263, 264 «Пресвятая Владычице