Цель: поддержание творческой активности, развитие талантов, расширение культурного кругозора пожилых людей.
Задачи:
1. преодоление коммуникативных трудностей с помощью искусства, приобретение новых социальных контактов, с помощью которых сфера общения расширяется;
2. расширение общего и художественного кругозора, реализация познавательных интересов пожилых людей;
3. развитие эмоционального мира пожилого человека, личностного самовыражения;
4. адаптация посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде;
5. повышение уровня знаний о культуре и истории родного края.
Основные формы и методы работы:
· лекции;
· семинары;
· беседы;
· кружки по различным творческим направлениям (рукоделие, рисование, пение, танцы);
· творческие конкурсы;
· выставки творчества пожилых людей;
· экскурсии.
Занятия проводятся специалистами, партнёрами и волонтёрами Центра. Продолжительность курса 52 академических часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
Теоретический раздел | ||
1. | Художественная культура первобытного мира | |
1.1. | Миф — основа ранних представлений о мире. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве | |
2. | Художественная культура Древнего мира | |
2.1. | Древний Египет. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра | |
2.2. | Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики | |
2.3. | Древний Рим. Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей, Фреска и мозаика — основные средства декора | |
2.4. | Древняя Индия. Индуистский храм — мистический аналог священной горы. Роль скульптурного декора Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо | |
2.5. | Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Особенности буддийской пластики и живописи | |
Художественная культура Средних веков | ||
3.1. | Византия и Древняя Русь. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде | |
3.2. | Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель | |
3.3. | Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах | |
3.4. | Готика. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже | |
4. | Художественная культура эпохи Возрождения | |
5. | Новое время в культуре. Новое искусство — Арснова. Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи | |
6. | Эпоха Просвещения | |
7. | Художественная культура дальнего и Ближнего Востока. Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине | |
8. | Культура 20 века: Модернизм и постмодернизм, авангардизм | |
9. | Искусство: worldart и современное искусство | |
10. | Русская культура в мировой истории | |
10.1. | Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.) | |
10.2. | Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура | |
10.3. | Русская культура XVII века | |
10.4. | Русская культура первой половины XVIII века | |
10.5. | Русская культура второй половины XVIII века | |
10.6. | Русская культура XIX века | |
10.7. | Русская культура XX века | |
Практический раздел | ||
1. | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества | |
1.1. | Вязание спицами. Мастер-класс по изготовлению заколок, брошей из ткани | |
1.2. | Мастер-класс по технике «Оригами» | |
1.3. | Вышивание. Все о технике вышивания | |
2. | Инновационные виды декоративно-прикладного творчества | |
2.1. | Мастер- класс по скрап-букингу | |
2.2. | Цикл занятий по газетной лозе | |
2.3. | Мастер-класс «Мыловарение» | |
2.4. | Мастер-класс «Квиллинг» | |
2.5. | Валяние детских тапочек, методом мокрого валяния | |
3. | Краеведение | |
3.1. | История нашего города. Исторические места города (экскурсии) | |
3.2. | «История семьи – история города» (Беседа, семинар) | |
3.3. | «Как всё начиналось… Летопись города» (экскурсия в краеведческий музей) | |
3.4. | Составление коллажа «Город будущего» | |
3.5. | Музеи и театры - хранители искусства (Посещение культурных учреждений) | |
4. | Художественный салон | |
4.1. | Звучащая музыка – танец. Знакомство с жанром танца | |
4.2. | Пение как вид музыкальной деятельности | |
4.3. | Секреты музыкального языка. Знакомство с музыкальными жанрами | |
4.4. | Рисование как способ самовыражения | |
4.5. | Арт для пожилых: творчество как способ продления жизни |