Цель: создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья, поддержания активного образа жизни граждан пожилого возраста.
Задачи:
1. вовлечение обслуживаемых в регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом;
2. повышение уровня функциональных возможностей и продление периода сохранности способности к самообслуживанию пожилых людей;
3. активизация умственной, психо-эмоциональной деятельности граждан, снижение социально-психологической напряженности в семьях с пожилыми людьми, обучение методам саморегуляции и выхода из кризисных ситуаций.
Основные формы и методы работы:
· регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом;
· спортивно-массовые соревнования;
· пешие прогулки;
· лекции;
· семинары;
· беседы.
Занятия проводятся специалистами, волонтёрами Центра. Продолжительность курса 78 академических часов. Занятия проводятся ежедневно. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | Лекции | Практика | ||||||||
1. | Оздоровительно-физкультурные мероприятия | |||||||||
1.1. | Физическая культура в общей культуре пожилого человека | |||||||||
1.2. | Ценности физической культуры | |||||||||
1.3. | Значение двигательной активности для здоровья. Гимнастика в пожилом возрасте | |||||||||
1.4. | Значение режима дня для пожилых людей. Здоровый сон, биологические ритмы человека | |||||||||
1.5. | Социально - биологические основы физической культуры | |||||||||
1.6. | Организм человека как единая саморазвивающая и саморегулирующая биологическая система | |||||||||
1.7. | Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие | |||||||||
1.8. | Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья | |||||||||
1.9. | Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни | |||||||||
1.10. | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | |||||||||
1.11. | Профилактика травматизма средствами физической культуры | |||||||||
1.12. | Витамины | |||||||||
1.13. | Основы закаливания | |||||||||
1.14 | Рациональное питание | |||||||||
2. | Психологические занятия по саморазвитию и самосовершенствованию | |||||||||
2.1. | Психофизиология депрессии в пожилом возрасте | |||||||||
2.2. | Ресурсы семьи в психо-эмоциональном благополучии пожилого человека | |||||||||
2.3. | Характер как психологическое свойство личности | |||||||||
2.4. | Понятие счастья в психологии | |||||||||
2.5. | Личность. Структура личности. Особенности личности и их принятие | |||||||||
2.6. | Безопасность жизнедеятельности. | |||||||||
2.7. | Психология развития и возрастная психология | |||||||||
2.8. | Психология конфликта | |||||||||
2.9. | Арт-терапия в реабилитации людей с психосоматическими расстройствами | |||||||||
2.10. | Формирование навыков и умений общения с людьми различного типа. Развитие толерантности | |||||||||
2.11. | Релаксационная программа «Позитив». Информационная беседа; сеансы ароматерапии, смехотерапии | |||||||||
2.12. | Программа активизации и развития психических функций «Мысль». Комплекс упражнений, направленных на стимулирование познавательных функций | |||||||||
2.13. | Тренинг «График жизни». Психологическое тестирование, работа с воспоминаниями, мозговой штурм, кинотерапия, рефлексия | |||||||||
2.14. | Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками». Арттерапия, визуализация, рефлексия | |||||||||
|
|
Факультет домоводства
Цель: повышение качества жизни пожилых людей, приобщение их к благоустройству своего дома, сада и огорода.
Задачи программы:
1. создание благоприятных условий для успешной адаптации пожилых людей в современной жизни, для самообразования и самосовершенствования;
2. получение новых знаний, обучение новым умениям и навыкам;
3. организация свободного времени людей старшего возраста через работу кружков и клубов.
Основные формы и методы работы:
· лекционные занятия (беседы, мини-лекции);
· встречи со специалистами по ландшафтному дизайну, агрономами;
· тематические мероприятия.
Занятия проводятся специалистами, волонтёрами Центра. Продолжительность курса 85 академических часов. Занятия проводятся ежедневно. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
|
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||||
Всего | Лекции | Практика | ||||||
1. | Домоводство | |||||||
1.1. | Понятие о доме, семье, семейных обязанностях | |||||||
1.2. | Семейные традиции. Посещение музея с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России | |||||||
1.3. | Назначение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей | |||||||
1.4. | Уклад семьи в прошлом. Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи | |||||||
1.5. | Пожар в доме. Правила пожарной безопасности. | |||||||
1.6. | Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств | |||||||
1.7. | Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами | |||||||
1.8. | Для чего человеку нужны животные в доме. Уход за собакой в доме | |||||||
1.9. | Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных | |||||||
1.10. | Красота быта. Интерьер дома. Стили интерьера | |||||||
1.11. | Продукты под контролем. Есть или не есть? | |||||||
1.12. | Любимые рецепты первых и вторых блюд | |||||||
1.13. | Традиции и обычаи русской кухни | |||||||
1.14 | Традиции и обычаи кухни стран мира | |||||||
1.15. | Кулинария. Готовим дома | |||||||
1.16. | Изготовление выкройки, раскрой на ткани, сшивание деталей, набивание синтепоном | |||||||
2. | Сад и огород | |||||||
2.1. | Занятие садоводством напрямую взаимосвязано со здоровым образом жизни | |||||||
2.2. | Роль почвы в выращивании растений и ее удобрение | |||||||
2.3. | Выбор растений и места посадки | |||||||
2.4. | Живая изгородь и бордюры для клумб | |||||||
2.5. | Разведение растений: посадка семенами и черенкование | |||||||
2.6. | Защита сада от вредителей | |||||||
2.7. | Полив растений. Какая вода годится для полива? | |||||||
2.8. | Полезные и вредные комнатные растения | |||||||
ПЕРВИЧНАЯ АНКЕТА для слушателей «Университета третьего возраста» |
1.На каких факультетах Вы хотели бы посещать занятия?
- факультет информационных технологий
- факультет правовой грамотности
- факультет искусствоведения и дизайна
- факультет здоровья и долголетия
- факультет домоводства
2.Какие темы занятий были бы для Вас наиболее интересны?
3.На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы в процессе обучения?
ИТОГОВАЯ АНКЕТА для выпускников «Университета третьего возраста» |
1. Какие занятия запомнились Вам больше всего?
2. Какая информация, полученная на занятиях, оказалась для Вас наиболее полезной?
3.Какие новые факультеты Вы хотели бы посещать?
4. Считаете ли Вы необходимым продолжение деятельности «Университета третьего возраста»?
5. Ваши замечания и предложения по работе «Университета третьего возраста».
Медиа-план деятельности «Университета третьего возраста» |
Цель и задачи проведения информационной работы:
· планомерное и комплексное информационное сопровождение деятельности КЦСОН и ЦСЗН, направленное на повышение степени информированности населения города о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг, формирование и продвижение благоприятного имиджа учреждения.
Проведение информационной работы позволит выполнить следующие задачи по деятельности «Университета третьего возраста»:
· повышение уровня информированности граждан об услугах «Университета третьего возраста»;
· обмен знаниями и опытом с коллегами;
· формирование каналов коммуникации с целевыми аудиториями (через социальные сети) – увеличение активности целевой аудитории;
· формирование мотивации привлекаемых волонтеров и партнеров к работе в «Университете третьего возраста»;
· внедрение инновационных услуг, расширение объема услуг (через социальное проектирование);
· формирование определённого социального поведения, ценностей и установок у населения (толерантного отношения к пожилым людям и инвалидам, здоровый образ жизни).
Примерный медиа-план деятельности
«Университета третьего возраста»
п\п | Мероприятия | Периодичность публикации в СМИ | Формат издания |
1. | Размещение рекламных обращений услуг «Университета третьего возраста» | 1 раз в месяц | Печатные СМИ Электронные СМИ |
2. | Размещение пресс-релизов мероприятий факультета информационных технологий | 2 раза в месяц ежедневно | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
3. | Размещение пресс-релизов мероприятий факультета правовой грамотности . | 2 раза в месяц ежедневно | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
4. | Размещение пресс-релизов мероприятий факультета искусствоведения и дизайна | 2 раза в месяц ежедневно | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
5. | Размещение пресс-релизов мероприятий факультета здоровья и долголетия | 2 раза в месяц ежедневно | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
6. | Размещение пресс-релизов мероприятий факультета домоводства | 2 раза в месяц ежедневно | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
7. | Проведение пиар-акций к Дню пожилого человека и Дню инвалида и освещение их на телевидении и социальных сетях | 2 раза в год | Телесюжеты |
8. | Деятельность «Университета третьего возраста» | 1 раз в квартал | Телесюжет |
9. | Размещение методических материалов о деятельности «Университета третьего возраста» | 1 раз в квартал | -сайт Министерства социального развития -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
10. | Проведение Дня открытых дверей | 2 раза в год | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
11. | Организация и проведение конкурса «Компьютерный эрудит» | октябрь 2014 года | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
12. | Организация и проведение открытого урока по компьютерной грамотности | Ежеквартально | -сайт Министерства социального развития -Саратовская областная газета -Группа центра ВКОНТАКТЕ |
Список рекомендуемой литературы по организации деятельности
«Университета третьего возраста»
Учебные пособия
1. Хрисанфова, И. Н. Основы геронтологии / И. Н. Хрисанфова. – М.: Владос, 1999. – 160 с.
2. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
3. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения: учеб.-метод. пособие / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович; Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 112 с.
4. Холостова, Е. Азбука общения с пожилыми людьми / Е. Холостова // Социальная работа. – 2002. - № 1. – С. 41.
Периодические издания
1. Журнал «Клиническая геронтология».
2. Журнал «Социальное облуживание».
3. Журнал «Работник социальной службы».
4. Журнал «Сто вопросов юристу».
Статьи
1. Шахова С. А. Программа обучения кадров для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (с использованием опыта Великобритании) / С. А. Шахова // Работник социальной службы. - 2004. - № 1. - С. 88-108.
2. Федерякина В. Через клубы - к активной жизни / В. Фередякина // Социальное обеспечение. - 2005. - № 18. - С. 5-8.
3. Соковнина Е. В. Активная старость - путь к долголетию / Е. В. Соковнина // Работник социальной службы - 2004. - № 2. - С. 57-59.
4. Пелепенченко Т. М. Университет для пожилых «Третий возраст» / Т. М. Пелепенченко // Работник социальной службы. – 2004. - № 3. – С. 29-32.
5. Ключарев Г. А. Самообразование взрослых / Г. А. Ключаева // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С. 37-46.
6. Образование пожилых людей как важный фактор социального развития общества //https://social.lenobl.ru Дата обращения к ресурсу 13.03.2014
7. Халицки Е. Историческая перспектива обучения пожилых людей// RocznikInstytutuPolsko-RosyjskiegoNr 1 (2) 2012.