Текущий банковский надзор представляет собой мониторинг текущего функционирования банка посредством сбора пруденциальной информации о его деятельности (или обособленных подразделений), что позволяет осуществить оценку финансового состояния и принять в случае необходимости экономические и административные меры воздействия к проблемному банку.
Мониторинг рисковой деятельности базируется на информации о событиях, происходящих в банках, состоянии и системе внутреннего контроля, профессиональных и этических качествах управленческих кадров. Он направлен на поддержание регулярных контактов с руководством банков и высокой информированности об операциях банковского учреждения. Согласно Базельским ключевым принципам эффективного банковского надзора банки должны осознавать свою ответственность за своевременное информирование органов банковского надзора обо всех важных вопросах.
В ходе текущего надзора Национальным банком осуществляется оценка:
- финансового состояния банка, структуры активов и пассивов;
- существенных изменений в структуре баланса и уровня риска банка;
- изменений в составе учредителей (участников) банка и степени концентрации в их руках пакетов акций, обеспечивающих возможность влиять на принятие решений по стратегическим вопросам деятельности банка;
- изменений в составе органов управления и исполнения;
- изменений в организационной структуре банка;
- степени освоения банком новых рынков и новых банковских услуг;
- масштабов деятельности банка и уровня его влияния на развитие экономики страны, региона, отрасли;
- доли в активах банковской системы, кредитных вложениях, аккумулировании средств населения и т. д.;
|
- интенсивности взаимоотношений с другими банками страны и потенциальной возможности повлечь системный банковский кризис в случае банкротства;
- результатов комплексных и тематических проверок, а также принятых по их итогам мер.
Надзор за соблюдением стандартов Национальный банк осуществляет также и на консолидированной основе, регламентируя понятия «банковская группа», «банковский холдинг», «головные организации», «существенное влияние». Консолидированная пруденциальная отчетность содержит информацию о влиянии деятельности дочерних и зависимых юридических лиц банка на его деятельность, риски и финансовое состояние.
Для комплексной оценки рисков головная организация банковской группы и/или банковского холдинга представляет в Национальный банк в установленном им порядке консолидированную отчетность о своей деятельности.
В целях осуществления надзора на консолидированной основе Национальный банк:
· устанавливает нормативы безопасного функционирования для банковских групп и банковских холдингов, а также банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признаваемых входящими в состав банковских групп и/или банковских холдингов, и следит за их выполнением;
· устанавливает порядок представления юридическими лицами, признаваемыми входящими в состав банковских групп и/или банковских холдингов, головным организациям таких групп и/или холдингов информации о своей деятельности, необходимой для составления консолидированной отчетности;
· вправе на основе утвержденной им методики признать банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, иное юридическое лицо, не являющееся банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, головной организацией банковской группы и/или банковского холдинга и потребовать представления ею в Национальный банк консолидированной отчетности о своей деятельности;
|
· вправе на основе утвержденной им методики потребовать от головной организации банковской группы и/или банковского холдинга включения в консолидированную отчетность о своей деятельности сведений о деятельности юридического лица, на решения которого, принимаемые его органами управления, такая головная организация способна оказывать прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние;
· вправе потребовать от юридического лица, не являющегося банком или небанковской кредитно-финансовой организацией и признаваемого входящим в состав банковского холдинга, представления информации о его деятельности, а также проводить проверки его деятельности.
Количественная и качественная характеристика пруденциальных стандартов. В Республике Беларусь банковский надзор осуществляется путем установления системы пруденциальных требований и стандартов к банкам, сформированной с учетом существующего мирового опыта и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
Операции на финансовом рынке Республики Беларусь банки проводят согласно выданной лицензии с соблюдением пруденциальных стандартов, предъявляющих требования в отношении:
- абсолютного размера и адекватности рискам нормативного капитала, компоненты которого способны абсорбировать финансовые потери;
|
- ликвидности баланса;
- диверсификации активов и привлеченных средств по установленным верхним пределам концентрации банковского портфеля;
- качества активов и достаточности созданного общего (открытого) и специального (закрытого) резервов для возмещения потерь по неликвидным активам;
- соблюдения принципа «вытянутой руки» и особого требования кредитования связанных с банком родственных компаний и физических лиц (инсайдеров);
- пределов участий прямых инвестиций банка в уставных фондах других юридических лиц;
- системы и процедуры реализации принципов внутреннего контроля;
- политики и процедур управления рисками;
- системы корпоративного управления.
Для действующих банков Республики Беларусь инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены следующие пруденциальные нормативы, осуществляющие количественную оценку величины рыночного, кредитного, операционного рисков, риска потери ликвидности в банке:
· минимальный размер уставного и нормативного капитала;
· достаточность нормативного капитала;
· предельный размер имущественного вклада в уставном фонде;
· ликвидность баланса;
· специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, операциям, не отраженным на балансе, и резерв под обесценение ценных бумаг;
· нормативы ограничения кредитных рисков;
· максимальный размер кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников);
· суммарная величина крупных кредитных рисков;
· максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;
· суммарный размер кредитных рисков по инсайдерам и связанным с ними лицами;
· максимальный размер кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу А;
· участие банка в уставных фондах других коммерческих организаций;
· ограничение валютного риска (открытой валютной позиции);
· соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь пруденциальные стандарты имеют качественную и количественную характеристики. Показатели количественной оценки установлены Национальным банком в следующих документах:
- в Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- в Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
- в Инструкции о порядке формирования и использования резервного фонда банка и небанковской кредитно-финансовой организацией.
Данные нормы определены в виде абсолютных или относительных показателей:
1) суммарной величины (минимальный размер нормативного капитала);
2) в процентах к уставному фонду (резервный фонд);
3) в процентах к суммарной величине нормативного капитала банка (максимальные размеры риска, включая валютный; максимальный размер участия в уставных фондах других коммерческих организаций);
4) в процентах к активам, взвешенным на риск (нормативы достаточности нормативного капитала, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском);
5) соотношения различных балансовых статей активов и пассивов (нормативы минимальной ликвидности);
6) постоянной величины процента, дифференцированного в зависимости от отнесения к группе риска (размер специального резерва на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе).
Отчетность о соблюдении пруденциальных норм составляется и представляется в Национальный банк для осуществления контроля за выполнением нормативов банками.
Сроки соблюдения нормативов соответствуют периодам представления отчетов Национальному банку, за исключением отчета о состоянии открытой валютной позиции, который представляется ежемесячно.
К качественнымхарактеристикампруденциальных стандартов банковотносятся:
- располагаемая система внутреннего контроля, которая одновременно является нормой реализации принципов корпоративного управления. За функционирование системы внутреннего контроля несет ответственность Совет банка. Система должна охватывать организационную структуру, процедуры учета, порядок сдерживания рисков, меры по компенсациям потерь; практику перекрестной проверки, двойного контроля активов, двух подписей. Аудиторская служба обязана иметь беспрепятственный доступ ко всем направлениям деятельности банка, обладать независимостью и соответствующим статусом, располагать достаточными ресурсами и персоналом с надлежащей подготовкой и опытом, применять методологию, выявляющую основные риски, и иметь контакты со службой банковского надзора;
- осуществление политики, практики и процедур, которые способствуют повышению этических и профессиональных норм менеджеров банка и предотвращают нарушения. Банк должен проводить документально оформленную и обеспеченную правовой санкцией политику идентификации клиента, реализуя правило «знай своего клиента»;
- наличие внутреннего документа о политике и процедурах управления рисками;
- обеспечение периодических проверок внешним аудитором на качественном профессиональном уровне с учетом взаимодействия с органами банковского надзора и передачей последнему необходимой информации. Базельским комитетом по банковскому надзору в июле 1989 года разработан документ «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами», согласно которому надзорный орган периодически обязан встречаться с фирмами, занимающимися внешним аудитом, для обсуждения вопросов, относящихся к банковским операциям;
- ведение отчетности на консолидированной основе (т. е. банка и его дочерних отделений);
- контроль за целевым использованием средств (прибыли, собственного капитала, привлеченных ресурсов) и производимыми банком затратами.
Национальный банк в целях осуществления документального надзора и проверок достоверности пруденциальной отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка отчетность на любую дату внутри отчетного периода.
Ответственность за достоверность информации о соблюдении пруденциальных стандартов и отчетную дисциплину несет руководитель банка.