ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек – взрослый или ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей правилам безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения своего здоровья. Именно поэтому в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены отдельные образовательные области – «Здоровье», «Физическая культура». Содержание этих областей многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и культурно – гигиенических навыков. Что очень актуально для нашего дошкольного учреждения – «Детского сада № 29 присмотра и оздоровления», которое работает с часто длительно болеющими детьми.

В настоящее время, когда прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания, и от того как человек себя ведет в этих условиях, возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в подобных экологических условиях, т.е. формирование у детей основ экологической безопасности.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

По формированию основ экологической безопасности у старших дошкольников нами были определены следующие задачи:

• формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

• приобщать к правилам безопасного поведения для человека и окружающего мира;

• продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных;

• дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.);

• продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Для решения этих задач:

· создали развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей;

· оказывали воспитывающее и обучающее воздействие на детей в непосредственно-образовательной и свободной деятельности;

· организовывали проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.

Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решались также в рамках непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром («Следы человека на планете Земля»; цикл занятий по физической культуре: «Знай свое тело», «Береги свое здоровье»; занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем: загрязненная река Урал, ближайший лесной массив и т. д.)

Вся работа по экологическому воспитанию детей в ДОУ строилась в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.

Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Определили принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Наша работа велась по следующим направлениям:

Взаимодействие с родителями:

• знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

• оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

• включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность с детьми:

• участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

• совместный уход за животными, растениями;

• сбор коллекций природных материалов;

• выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

• природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек, работа в огороде).

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы использовали все доступные формы взаимодействия с семьей. Все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Формы и методы взаимодействия с родителями:

· Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

· Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

· Изготовление фотоальбома "Красной книги".

· Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

· Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

· Участие родителей в субботниках.

· Сбор пластиковых отходов.

· Проведение совместных экологических экскурсий.

· Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

Нами было составлено перспективное планирование работы с родителями по формированию основ экологической безопасности детей старшего возраста.

Мы считаем, что работа по формированию основ экологической безопасности ведется только при совместной работе с родителями. Личный пример воспитателей, родителей способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Детей необходимо учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.

Проведенная нами работа по формированию основ экологической безопасности среди родителей и детей способствовала к выработке навыков экологически грамотного поведения, к подготовке ребенка к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и применению полученного опыта в реальной жизни.

В перспективе дальнейшей работы планируем:

· проведение родительских собраний экологической направленности (КВН "Юные знатоки природы", викторины «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);

· участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

· выезды с детьми на природу;

· участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

· совместное озеленение территории детского сада;

· тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.

Совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Перспективный план работы взаимодействия с родителями по формированию основ экологической безопасности у детей старшего возраста

п/п Форма работы Тема Задачи   Сроки проведения
                          Диагностирование детей, анкетирование родителей   Родительское собрание   Семинар – практикум     Стенд     Экологическая игра     День открытых дверей     Беседа   Экскурсии с детьми и родителями   Фотостенд     Конкурс для родителей на лучшую листовку "Я и природа"     «Природа и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»   «В царстве лекарственных растений»   «Знай, люби и береги»   «Знатоки природы»     «День экологической культуры»   «Берегите природу»     «Клуб выходного дня»     «Природа нашего города»   «Сделаем наш город чище» Проверка первоначальных умений, навыков поведения в природе.     Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте, раскрыть цель и задачи.     Расширить представление родителей, что лекарственные растения - это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять.   Уточнить и расширить представление родителей, что собирать растения нужно грамотно.   Закрепить знания детей и родителей о природе родного края.   Познакомить родителей с содержанием работы ДОУ по вопросам экологической безопасности для согласованности действий родителей и воспитателей.   Познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды нашего города.   Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью.   Подвести результаты экскурсии.   Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности. сентябрь   октябрь     ноябрь

Литература

1. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев. - М.: Перемена, 1996.

2. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях - М.: ВООП, 1998.

3. Рыжова, Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание - № 6, 2001.

4. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание - № 11, 2004.

5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2000.

6. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты / Г.А. Ягодин // Обруч - № 2, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: