Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек – взрослый или ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей правилам безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения своего здоровья. Именно поэтому в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены отдельные образовательные области – «Здоровье», «Физическая культура». Содержание этих областей многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и культурно – гигиенических навыков. Что очень актуально для нашего дошкольного учреждения – «Детского сада № 29 присмотра и оздоровления», которое работает с часто длительно болеющими детьми.
В настоящее время, когда прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания, и от того как человек себя ведет в этих условиях, возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в подобных экологических условиях, т.е. формирование у детей основ экологической безопасности.
Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
По формированию основ экологической безопасности у старших дошкольников нами были определены следующие задачи:
• формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
• приобщать к правилам безопасного поведения для человека и окружающего мира;
• продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных;
• дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.);
• продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
Для решения этих задач:
· создали развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей;
· оказывали воспитывающее и обучающее воздействие на детей в непосредственно-образовательной и свободной деятельности;
· организовывали проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.
Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решались также в рамках непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром («Следы человека на планете Земля»; цикл занятий по физической культуре: «Знай свое тело», «Береги свое здоровье»; занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем: загрязненная река Урал, ближайший лесной массив и т. д.)
Вся работа по экологическому воспитанию детей в ДОУ строилась в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.
Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Определили принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Наша работа велась по следующим направлениям:
Взаимодействие с родителями:
• знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;
• оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;
• включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность с детьми:
• участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
• совместный уход за животными, растениями;
• сбор коллекций природных материалов;
• выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
• природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек, работа в огороде).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы использовали все доступные формы взаимодействия с семьей. Все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
· Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
· Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
· Изготовление фотоальбома "Красной книги".
· Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
· Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
· Участие родителей в субботниках.
· Сбор пластиковых отходов.
· Проведение совместных экологических экскурсий.
· Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Нами было составлено перспективное планирование работы с родителями по формированию основ экологической безопасности детей старшего возраста.
Мы считаем, что работа по формированию основ экологической безопасности ведется только при совместной работе с родителями. Личный пример воспитателей, родителей способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Детей необходимо учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Проведенная нами работа по формированию основ экологической безопасности среди родителей и детей способствовала к выработке навыков экологически грамотного поведения, к подготовке ребенка к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и применению полученного опыта в реальной жизни.
В перспективе дальнейшей работы планируем:
· проведение родительских собраний экологической направленности (КВН "Юные знатоки природы", викторины «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);
· участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
· выезды с детьми на природу;
· участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
· совместное озеленение территории детского сада;
· тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.
Совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Перспективный план работы взаимодействия с родителями по формированию основ экологической безопасности у детей старшего возраста
п/п | Форма работы | Тема | Задачи | Сроки проведения |
Диагностирование детей, анкетирование родителей Родительское собрание Семинар – практикум Стенд Экологическая игра День открытых дверей Беседа Экскурсии с детьми и родителями Фотостенд Конкурс для родителей на лучшую листовку | "Я и природа" «Природа и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» «В царстве лекарственных растений» «Знай, люби и береги» «Знатоки природы» «День экологической культуры» «Берегите природу» «Клуб выходного дня» «Природа нашего города» «Сделаем наш город чище» | Проверка первоначальных умений, навыков поведения в природе. Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте, раскрыть цель и задачи. Расширить представление родителей, что лекарственные растения - это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Уточнить и расширить представление родителей, что собирать растения нужно грамотно. Закрепить знания детей и родителей о природе родного края. Познакомить родителей с содержанием работы ДОУ по вопросам экологической безопасности для согласованности действий родителей и воспитателей. Познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды нашего города. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью. Подвести результаты экскурсии. Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности. | сентябрь октябрь ноябрь |
Литература
1. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев. - М.: Перемена, 1996.
2. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях - М.: ВООП, 1998.
3. Рыжова, Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание - № 6, 2001.
4. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание - № 11, 2004.
5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2000.
6. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты / Г.А. Ягодин // Обруч - № 2, 1997.