Тема балов в русской литературе.




 

2.1. Известные произведения в которых затрагивается тема балов.

Описание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX — начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины — разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе. Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде.

Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, — первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе (Приложение 8). Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века, начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…

В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку — один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал». Это пушкинское замечание доказывает, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный.

Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной». Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского. Особым явлением в России XIX — начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах».

А также у Дмитрия Мамина-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы».

В XVIII веке происходит эволюция маскарадов: из площадного зрелища, в котором чаще всего участвовали юродивые и люди с физическими отклонениями, он превращается в изысканный праздник. Однако публика, в отличие от бала, здесь по-прежнему была самая разная. Намек на это мы встречаем в «Маскараде» Михаила Лермонтова.

 

 

Тема бала в прозе.

 

3.1. «Горе от ума» А.С. Грибоедов.

 

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума» (Приложение 9) Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества. Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене. У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно. Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова. Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.
Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов.

 

3.2. «Мёртвые души» Н.В. Гоголь.

 

Образ бала имеет романтическое происхождение, его мифологические истоки — бал Сатаны (Приложение 10). Отсюда берут начало и традиционные мотивы: ложь, обман, фальшь, лицемерие. Лица уподобляются маскам, одежда сродни маскарадному наряду — люди предстают куклами.

В поэме «Мёртвые души» эта тема возникает отнюдь не случайно. Именно в сцене бала у губернатора сюжет достигает своей кульминации: Ноздрёв неожиданно разоблачает Чичикова. Картина жизни России тех лет была бы неполной, если бы Гоголь ограничился только изображением помещиков. В сюжет включён ещё один важный общественный слой — чиновничество. И эпизод бала в восьмой главе служит важнейшим в раскрытии образов чиновников.

...Немного спустя принесли к нему [Чичикову], точно, приглашенье на бал к губернатору, – дело весьма обыкновенное в губернских городах: где губернатор, там и бал, иначе никак не будет надлежащей любви и уважения со стороны дворянства.

Все постороннее было в ту же минуту оставлено и отстранено прочь, и все было устремлено на приготовление к балу; ибо, точно, было много побудительных и задирающих причин. Зато, может быть, от самого созданья света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком; словом, мало ли чего не делаешь, оставшись один, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щелку. Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!» – и стал одеваться. Самое довольное расположение сопровождало его во все время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особенною ловкостию и хотя никогда не танцевал, но сделал антраша. Это антраша произвело маленькое невинное следствие: задрожал комод, и упала со стола щетка.

 

3.3. «Маскарад» М.Ю. Лермонтов.

 

К началу работы над "Маскарадом" М. Ю. Лермонтов уже достаточно изучил петербургский "свет" (Приложение 11). Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной М. Ю. Лермонтову дворянской молодежи – стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта выстроен сюжет драмы; не менее важным вместе с тем оказалось и их символическое значение. Опорные образы лермонтовской драмы – "игра", "бал" и "маскарад"- имеют не один, а два смысловых слоя. Один слой увидеть легко, он лежит на поверхности: жизнь как бал, жизнь как маскарад. Под первичным смысловым слоем скрывается другой, более важный. Маскарад – образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личной, образ скрытого соперничества.

«Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал - это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной лжи, это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра - это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж - преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.

В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное - любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли - это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его.

 

3.4. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков.

 

Михаилу Булгакову принадлежат слова: "Каждому будет дано по его вере". Чтобы более четко показать переплетение добра и зла в тленном мире, писатель ввел в роман "Мастер и Маргарита" бал Сатаны (Приложение 12). Произведениям Михаила Афанасьевича вообще присуща мистика. Но "Мастер и Маргарита" - самое загадочное произведение в истории. Оно до сих пор вызывает споры между многими исследователями. Писатель смог объединить в нем легенды о Сатане, христианские и мистические традиции, рассуждения о Боге. Центральным персонажем романа стал Дьявол (Воланд). У него была даже своя свита. Что ж, попробуем проанализировать эпизод из "Мастера и Маргариты" - "Бал Сатаны".

Королевой бала выбрали Маргариту (Марго). Ее тщательно подготовили к этому: раздели, облили кровью, дали туфли из лепестков бледной розы, надели королевский венец с алмазами. Сопровождали ее на бал представители свиты Воланда - Коровьев и Бегемот. Вот они вошли в зал, где все было залито светом, раздавалась музыка, пахло шампанским. Они подошли к громадной лестнице, по которой должны были подниматься гости. Все проходящие кланялись Маргарите. Она улыбалась и говорила любезные слова.

Кто же был среди гостей бала в "Мастере и Маргарите"? Здесь можно было увидеть убийц, чернокнижников, отравителей, королей, сводниц, шулеров,сыщиков, палачей, самоубийц. Вдруг Маргарита переключила внимание на одну женщину, Фриду. Она была очень беспокойной. Когда-то, будучи в бедности, она удушила платком своего ребенка. После этого ей каждое утро напоминали об этом, преподнося тот самый платок.
После этого Маргарита облетела все залы, чтобы поприветствовать гостей. И вот в 12 часов наступила главная встреча - с Воландом. Он предложил Марго выпить шампанского. Она ждала вознаграждения за то, что согласилась быть королевой его бала. В этот момент Воланд произносит свои знаменитые слова о том, что не нужно ничего просить у более сильных себе, сами преподнесут.
Воланд спрашивает Маргариту о ее заветном желании. Она вдруг вспоминает Фриду и просит, чтобы женщине перестали преподносить каждый день тот платок, которым она удушила сына. Воланд выполняет ее просьбу, но еще интересуется непосредственно личной просьбой Марго. Она просит вернуть ей ее Мастера. Он тут же появляется перед ней.

Кто же был среди гостей бала в "Мастере и Маргарите"? Здесь можно было увидеть убийц, чернокнижников, отравителей, королей, сводниц, шулеров, сыщиков, палачей, самоубийц. Вдруг Маргарита переключила внимание на одну женщину, Фриду. Она была очень беспокойной. Когда-то, будучи в бедности, она удушила платком своего ребенка. После этого ей каждое утро напоминали об этом, преподнося тот самый платок.

После этого Маргарита облетела все залы, чтобы поприветствовать гостей. И вот в 12 часов наступила главная встреча - с Воландом. Он предложил Марго выпить шампанского. Она ждала вознаграждения за то, что согласилась быть королевой его бала. В этот момент Воланд произносит свои знаменитые слова о том, что не нужно ничего просить у более сильных себе, сами преподнесут.

Воланд спрашивает Маргариту о ее заветном желании. Она вдруг вспоминает Фриду и просит, чтобы женщине перестали преподносить каждый день тот платок, которым она удушила сына. Воланд выполняет ее просьбу, но еще интересуется непосредственно личной просьбой Марго. Она просит вернуть ей ее Мастера. Он тут же появляется перед ней.

Бал в "Мастере и Маргарите" решает проблему милосердия. Даже в образе ведьмы Марго сохраняет светлые, человеческие качества. Весь бал показан глазами героини. Миссия королевы была непростой, но она достойно с ней справилась. От этого испытания зависела судьба ее любимого Мастера, ради которого она и пошла туда. Ради любви к нему она готова на все.

 

3.5. «После бала» Л.Н. Толстой.

 

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика–любителя, буфет великолепный и разливное море шампанского...

Лев Николаевич Толстой дал восторженное описание светского бала. Он использует эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника.

Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что – то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.

Также Л. Н. Толстой мастерски пользуется приемом создания контраста.

Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно – нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что – нибудь не испортило» этого счастья.

А на утро после этого прекрасного бала в поле высокий военный в шинели и в фуражке возглавлял шествие из унтер-офицеров, ведя татарина за ружья, они толкали его, били палками. И этот военный был её отец, со своим румяным лицом и белыми усами…

Удивительно, как человек может изображать совершенно разных людей: прекрасного отца во всех отношениях и без жалостного палача.

В собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. "Вот какие бывают дела, и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор. Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.

 

3.6. «Война и мир» Л.Н. Толстой.

 

31‑го декабря, накануне нового 1810 года, был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Это конец старого года и начало нового. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая.
Сцена наполнена символичными деталями, нюансами и моментами. Например, Андрей Болконский одет в белый мундир. Это является символом перехода в новую жизнь – светлую, чистую, «белую». князь освобождается от груза потери жены. Наташа тоже одета в воздушное белое платье. Сам автор указывает, что платье напоминает саму Наташу – такое же чистое и воздушное.
Символична и подготовка к балу. Если в доме Ростовых подготовка идет в счастливой суете, ведь это первый бал для юной прелестницы, то приготовления Пиронской показаны на контрасте – внешне все происходит «также», но при этом автор часто упоминает слово «старая», что говорит о том, насколько привычным является бал для хозяйки.
Ярким символом становится и поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Примечательно, что такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей в Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением.
Именно Пьер предложит Андрею пригласить на танец Наташу, тем самым положив начало их большой и светлой любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем.
Будет Символична и сама оценка происходящего. Вот только этот символизм является обратным, противоположным действительности. Хозяйка бала дает отрицательную оценку главному персонажу Андрею, ей не нравится Пьер.

Именно здесь героиня раскрывается во всей своей красе. Из подростка она превращается в юную и прекрасную девушку, поражает всех своей легкостью, отсутствием фальши. В начале бала Наташе кажется, что ее никто не пригласит. Этот страх выражается в глазах, во всем ее виде. Благодаря Пьеру, на первый танец Наташу приглашает никто иной, как Андрей Болконский. Именно здесь начинают зарождаться их чувства: хрупкая и нежная Наташа тает в сильных руках Андрея, а он в свою очередь поражен ее нравом, лед в его душе начинает таять. Этот танец является символом их любви.
После первого танца у Наташи нет отбоя от кавалеров. Но будущие возлюбленные уже не теряют друг друга из вида не только на балу, но и на все время их чистой, светлой, настоящей любви.

 

3.7. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин.

 

Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина Танцы, бал занимают в «Евгении Онегине» значительное место. Бал является местом различных развлечений и интриг высшего общества Петербурга Онегинского времени (Приложение 13). Заметим, что и сам автор любил посещать балы. Можно сказать, что в какой-то степени в Евгении Онегине Пушкин изображает себя, ведь не зря же он его называет «…добрый мой приятель…». Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Каждое светское семейство стремилось дать хотя бы один бал в год. Многие разорялись на балах. Эта же судьба постигла и отца нашего героя: Служив отлично и благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

 

Детей с раннего возраста обучали танцам и манерам общения. Так, например, мазурка требовала поверхностных, неглубоких тем общения, занимательности и остроты разговора. Бальный разговор – оживленной и непринужденной беседы. И Онегин после обучения у своих Madame и Monsier увидел высший свет: Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал, И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил.

Мы видим, какие критерии принятия в высшее общество существовали. Эти требования раскрывают праздную и ничтожную натуру общества пушкинской поры. Не успевает Онегин встать с постели, а ему уже несут записочки, в которых указаны проводимые вечером балы и праздники, на которые собирается после «насыщенного» театрами и прогулками дня герой: Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил, И из уборной выходил Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад.

Герой очень внимателен к своему туалету и это не просто так, ведь бал служил не только местом развлечений и танцев, но и местом общественного представительства. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал. Бал в Онегинскую эпоху начинался полонезом. Но в «Евгении Онегине» он ни разу не упоминается. Поэт вводит нас с Онегиным в бальную залу, когда «толпа мазуркой занята, то есть в самый разгар праздника. Этим подчеркивается модное опоздание Евгения. Вальс был вторым бальным танцем: Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой.

Пушкин не зря подобрал к вальсу эпитеты «однообразный и безумный». «Однообразный», потому что состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, а «безумным» он был оттого, что, несмотря на всеобщее распространение, вальс считался излишне вольным танцем или непристойным. Центром бала была мазурка. Существовало несколько стилей ее исполнения. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков.

В «Евгении Онегине» Пушкин показал построение бального вечера в эпоху Онегина. Автор раскрывает праздную и скучную жизнь высшего света. Евгений пробыл на балу до самого утра: Что ж мой Онегин? Полусонный в постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Герой, утомленный балом, проспит половину дня, а затем: Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера. В Евгении Онегине поэт рисует типичного человека общества пушкинской эпохи. Весь высший свет живет такой же жизнью, как Онегин, и не видит в этом своей ограниченности и бесполезности. Помимо простого изображения общества в романе, с помощью описания бала можно показать различие деревенского и городского дворянства. Здесь Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: