История зарождения балов.




Выполнила

Пухова Елизавета


Ученица 10-А


Руководитель

Дышлевая Светлана Владимировна

Макеевка 2021

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1.История бала. Зарождение бальной культуры в России…………………4

1.2. История зарождения балов (в России)………………………………….4

1.3. Традиции и обычаи балов в России.

1.4.1. Бальный этикет.

1.4. 2. Наряды дам и кавалеров.

1.4.3. Символика цветов.

2.Тема балов в русской литературе.

2.1. Известные произведения в которых затрагивается тема балов.

3.Тема бала в прозе.

3.1 «Горе от ума» А.С. Грибоедов.

3.2. «Мёртвые души» Н.В. Гоголь.

3.3 «Маскарад» М.Ю. Лермонтов.

3.4. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков.

3.5. «После бала» Л.Н. Толстой.

3.6. «Война и мир» Л.Н. Толстой.

3.7. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин.

4.Тема бала в поэзии.

4.1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин.

4.2. «Петербургский бал»

4.3. «Московский бал»

5.Выводы.

6. Список литературы

7.Приложения

 

 

Введение

Бал является важнейшим структурным элементом дворянского быта 19 века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета.

Цель ее исследования-показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет, изучить роль балов в жизни дворянского общества 19 века, описать, выяснить, как бал отразился в произведениях известных русских классиков: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого.

В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не так широко. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков?

Задачи которые направлены на написание проекта это: изучить историю возникновения балов, бальный этикет, развлечения дворян. Проследить социокультурную динамику русского, дворянского бала в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин», А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Война и мир», «После бала». Показать для чего автор вводит образ бала в произведение.

 

История бала. Зарождение бальной культуры в России.

История зарождения балов.

Бал- является не просто собранием, но и праздником. Не случайно балы давались по случаю свадеб, дней рождений, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Со времен Людовика XIV (Приложение 1) балы постепенно привились во многих немецких резиденциях и стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств. В России балы появились при Петре 1 с 1718 года. Первые русские балы назывались ассамблеями. На протяжении 18-19 вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре проникли во все слои общества. К середине 19 века балы получили очень широкое распространение.
Балы делились на 2 категории. Это придворные балы и общественные балы. (Приложение 2) Придворные балы были довольно чопорные и скучные, и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга. Московские балы несколько отличались от Петербургских. В зале Благородного собрания в Москве два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в Петербурге. Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в 19 веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей.

1.2. Танец как основной элемент бала.

Основным элементом бала как общественно- эстетического действа были танцы. (Приложение 3) Они служили организующим стержнем вечера. Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Для того, чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение «Мазурочная болтовня» не было пренебрежительным. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композициям следующих друг за другом танцев.

1.3. Традиции и обычаи балов в России.

Основными развлечениями в 19 веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура 19 века на этот счет выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
Ещё в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось «руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран». Подобные же наставления издавались и позднее.
Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный- ответственные члены подготовительного комитета. Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу. В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела ха другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. ПО правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов. Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.

1.4.1. Бальный этикет.

Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты). Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. (Приложение 4). Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет (Приложение 5). Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. (Приложение 6)
Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару. Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер (Приложение 7), служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного. Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами. Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор. Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.

 

1.4.2. Наряды дам и кавалеров.

 

Внешний вид на великосветских балах был обозначен этикетом. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте, желательно обнажающим плечи. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток. В самом начале 19 века было модным украшать платья живыми или искусственными цветами. Если дама была не замужем, ей подобало надевать наряд светлых тонов и не усердствовать со сложными прическами. Замужние женщины могли позволить себе более кичливые наряды ярких цветов и массивные дорогие украшения. Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал. Платья из струящихся тканей следовало дополнять легкими палантинами,

которые придавали бы еще большую воздушность кружащейся в танце даме. Как вариант были допустимы и тяжелые шали, выполненные из кашемира. Умение изысканно носить шаль на своих плечах было предметом гордости. Для этого многие дамы проводили немало часов у зеркала, чтобы отточить свое мастерство.
Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал во фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным. Фраки были исключительно черного цвета, хотя в самом начале 19 века допускались некоторые вариации. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь.
Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Дамы предпочитали модели перчаток, заканчивающиеся выше локтя. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина. Голые руки на балу считались моветоном. В том случае, если перчатки внезапно рвались, а запасных не было, дамы предпочитали оставаться в рваных. Сборы на бал были непростым делом. Для того чтобы собраться, мало было обзавестись одним лишь платьем. Необходимо было составить полный комплект, в который входили: корсет, тонкая рубашка преимущественно из батиста, которая надевалась под него, накрахмаленные панталоны и нижняя шелковая юбка.
Долгие подготовительные мероприятия создавали ощущение праздника, недаром балы 19 века являются предметом интереса до сих пор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: