Глава 4. Тема бала в поэзии.




4.1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин.

 

В «Евгении Онегине» сцены бала являются ключевыми. Всё географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам: 1) Петербургский бал и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну; 2) Московский бал в Благородном собрании; 3) Бал на именинах Татьяны в деревне.

 

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

 

Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал ».

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

 

Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки, представители высшего света скользят по лаковым полам, а поместное дворянство лихо отплясывали. Пушкину ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же…

 

По мнению Ю.М. Лотмана, бал не фигурирует в «Евгении Онегине» как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут. Бал у Лариных начинается со второго танца — вальса. Пушкин характеризует вальс так:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

 

Завершает бал котильон. Он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки, это танец в какой-то степени импровизационный: задавала тон и определяла фигуры первая пара, кавалер даже командовал оркестром. Котильон танцевали «до упаду». «…Поэт конца мазурки ждет /И в котильон ее зовет… И бесконечный котильон / Ее томил, как тяжкий сон». Речь идет о Ленском и Ольге Лариной.

Под какое музыкальное сопровождение танцевали и пели? В богатых домах и разного рода «собраниях», то есть клубах, нанимали оркестр, обычно же играло фортепиано. Про Ленского говорится:

Садился он за клавикорды

И брал на них одни аккорды

 

Проведение бала было дорогим, а подчас даже разорительным делом. В романе Пушкина отец героя, например, «давал три бала ежегодно / И промотался наконец». Для Онегина в круговороте праздной жизни посещение балов и званых вечеринок - скучная, но неизбежная обязанность, там он откровенно томится и скучает, а для создателя романа бал привлекателен яркостью красок, неподдельным весельем, буйством и кипением молодых сил: «Во дни веселий и желаний/ Я был от балов без ума».

Люблю я бешеную сладость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

 

Итак, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

 

4.2. «Петербургский бал».

 

Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал »

В описание бала входят лирические отступления автора. Пушкин – молодой, веселый, жизнелюбивый человек, в строфах ХХХII и ХХХIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестный чем-то для меня…

Такое игривое и, вообще-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину – так относились к «милым дамам» в свете.

Это – мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина.

Огромный город, столица Российской империи, просыпается на заре:

Встает купец, идет разносчик,

С кувшином оттенка спешит…

Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.

 

Но шумом бала утомленный

И утро в полном обрамя

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра тоже, что вчера [10].

Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, время проведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.

 

4.3. «Московский бал».

 

Татьяна не могла понравиться людям, воплощающим светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:

У скучной тетке Таню встретят,

К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел…

И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром

…где кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет,

Где шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс… -

И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал.

Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа, которые определяют их судьбу.

 

 

Глава 5. Выводы.

 

Таким образом, функциональные особенности бала в художественных произведениях таковы:

1. С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам.

2. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации.

3. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события.

4. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию.

5. Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян и исключить его из сюжета означало обесцветить его, лишить "скелет" произведения важных позвонков.

Итак, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца, проведения этого мероприятия утратились бесследно, но изменились ли люди? Танец остался танцем, любовь осталась любовью, общение – общением. Эти три главных компонента бала претерпели изменения, но вместе с тем не утратили своих главных качеств. Это сложно понять, ведь для нас, людей XXI века, представление о бале заключается лишь во внешних признаках бала: красивой музыке, пышных и богатых нарядах, дворцовых залах и в иных явлениях очаровательной старины. Но мало кто задумывается, изменились ли мысли и ощущения людей.

 

 

Глава 6. Список литературы

Глава 7. Приложения

 

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.

 

Приложение 5.

 

Приложение 7.

 

Приложение 8.

 

Приложение 9.

 

Приложение 10.

 

Приложение 11.

 

Приложения 12.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: