Тормозные системы
Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии тракторы и автомобили, оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, необходимую для регулирования скорости движения машины и ее плавной остановки, стояночную, которая служит для удержания машины неподвижной на уклоне, и вспомогательную, предназначенную для осуществления крутых поворотов трактора
Тормоз действует на правую или левую полуось ведущих колес и тормозит ближнее к центру поворота ведущее колесо. При необходимости эти тормоза используют как рабочие и стояночные.
Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода.
Тормозной механизм служит для создания искусственного сопротивления движению трактора или автомобиля. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, которые осуществляют торможение за счет сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, шкивными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней, цилиндрической поверхности вращения, в шкивном — на наружной, а в дисковом — на боковых поверхностях вращающегося диска.
По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые — на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные — в стояночной.
Привод тормозов предназначен для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические, гидравлические и электрические.
|
Механический привод тормозов применяют на всех рассмотренных ранее тормозах тракторов. Этот привод используют и на стояночных тормозах, которыми оборудованы все автомобили и некоторые тракторы.
На колесном тракторе Т-150К общего назначения применяют стояночный тормоз шкивного типа (рис. 133).
Торможение достигается трением, возникающим между тормозной лентой и барабаном, который закреплен на конце вала привода переднего ведущего моста. Шкив 4 охватывает стальная лента 5 с чугунными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне 9, привернутом к корпусу раздаточной коробки, а другой соединен системой тяг с ручным рычагом 12 управления центрального тормоза, расположенным в кабине. Рычаг тормоза фиксируется храповым устройством.
Равномерный зазор между тормозной лентой и барабаном обеспечивают оттяжные пружины 3 и регулировочный болт 1. При переводе рычага 12 на себя до отказа усилие передается через систему тяг на ленту, которая захлестывается вокруг барабана и затормаживает его. В исходное положение ленту возвращают пружины после отведения рычага от себя.
Тормозные механизмы с пневматическим приводом
Тормозная система с пневматическим приводом применяется на ряде тракторов и автомобилей. Она состоит из колесных тормозных механизмов (тормозов) и пневматического привода
Колесный тормоз (рис. 137). Колеса трактора и автомобиля оборудованы колодочными тормозами с пневматическим приводом. Ими пользуются для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора (автомобиля). Колесные тормоза и пневматический привод грузового автомобиля и колесного трактора общего назначения по конструкции выполнены одинаково. Рассмотрим их устройство на примере трактора Т-150К.
|
Барабан колесного тормоза трактора закреплен на корпусе колесного редуктора и вращается вместе с колесом. В колесный тормоз входит диск 2, неподвижно установленный на фланце корпуса главной передачи. На диске смонтированы эксцентриковые пальцы 1, на которые опираются концы тормозных колодок 11. Другие концы колодок опираются на разжимной кулак 10, вал которого поворачивается во втулках, запрессованных в кронштейне 9, прикрепленном к диску. На шлицевом конце разжимного кулака расположен регулировочный рычаг 7, соединенный штоком с тормозной камерой 5, жестко связанной с диском 2 кронштейнами.
Необходимый зазор между колодками и барабаном обеспечивается эксцентриковыми пальцами 1, которые удерживаются от проворачивания гайками, и регулировочным устройством, смонтированным в рычаге 7.
В регулировочное устройство входят червяк 8 и червячная шестерня 14. При поворачивании червяка за квадратную головку червячная шестерня перемещается вместе с разжимным кулаком, в результате меняется зазор между колодками и барабаном. От самопроизвольного поворачивания червяк удерживается фиксатором 13.
Пневматический привод обеспечивает работу колесных тормозов и стеклоочистителей. Для создания запаса сжатого воздуха служат воздушные баллоны 3. Во время торможения воздух из баллонов поступает в камеры 4 и 9 и затормаживает колеса. На колесных тракторах пневматический привод обеспечивает дополнительно работу механизма выключения сцепления, позволяет использовать воздух для накачки шин и заправки топливного бака.
|
Тормозная камера 5 (см. рис. 137) приводит в действие колесный тормозной механизм за счет энергии сжатого воздуха. Между корпусом и крышкой камеры находится резинотканевая диафрагма 4 с диском. В нерабочем положении тормоза диафрагма прижата к крышке пружиной. В центральное отверстие диска плотно входит шток 6, на другой конец которого навернута вилка с контргайкой. В крышку камеры вмонтирован штуцер со шлангом, подводящим сжатый воздух из баллона через тормозной кран. При нажатии на педаль тормоза под крышку тормозной камеры поступает сжатый воздух, который прогибает диафрагму к корпусу вместе с диском и перемещает шток. Последний через вилку передает усилие на рычаг 7 вала разжимного кулака, поворачивает его вместе с кулаком 10, в результате тормозные колодки 11 разжимаются и прижимаются к барабану — колесо затормаживается. После отпускания педали тормоза колодки возвращаются в исходное положение пружиной 12, которая стягивает их.
Компрессор (рис. 139) поршневого типа, двухцилиндровый нагнетает воздух в воздушные баллоны. Он состоит из картера, блока 2 цилиндров, головки 3, шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, клапанного и разгрузочного устройств. На переднем конце коленчатого вала шпонкой и гайкой закреплен приводной шкив 1, который приводится во вращение от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Клапанное устройство — это два нагнетательных 4 и два впускных 5 клапана с пружинами.
Рис. 139. Компрессор:
1-приводной шкив; 2-блок цилиндров; 3-головка; 4-нагнетательный клапан; 5-впускной клапан; 6-разгрузочный канал; 7-регулятор давления; 8-регулировочный колпак; 9-шток; 10-штуцер; 11-отверстие в крышке регулятора; 12-блок шариковых клапанов; 13-отверстие подвода сжатого воздуха из баллонов; 14-фильтр; 15-плунжер разгрузочного устройства; 16-штуцер подвода масла; 17-регулировочные прокладки
Рис. 140. Тормозной кран:
1-корпус рычагов; 2- двойной рычаг; 3-болт; 4-кулачок; 5-тяга; 6-напрвляющая; 7-шток секции торможения прицепа; 8-диафрагма; 9,12-седла клапанов; 10-впускной клапан; 11-выпускной клапан; 13-выключатель стоп-сигнала; 14-диафрагма стоп-сигнала; 15-шток секции торможения трактора
Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора при ходе поршня вниз, открывается впускной клапан, и в цилиндр через воздушный фильтр двигателя поступает воздух. Во время движения поршня вверх впускной клапан закрывается, сжатый воздух в цилиндре открывает нагнетательный клапан 4, поступает в головку и в воздушные баллоны.
Разгрузочное устройство расположено в блоке цилиндров компрессора и работает от регулятора давления Оно состоит из двух плунжеров 15, двух штоков и коромысла. Когда давление сжатого воздуха в системе достигает 0,75 МПа, срабатывает регулятор 7 давления. Поступление воздуха от компрессора в систему прекращается, потому что под давлением воздуха, попадающего в разгрузочный канал 6, поднимаются плунжеры, которые через штоки открывают впускные клапаны 5 обоих цилиндров. В этом случае воздух свободно переходит из одного цилиндра в другой. При снижении давления воздуха в системе до 0,6 МПа плунжеры опускаются и на впускные клапаны перестает действовать разгрузочное устройство. Сжатый воздух поступает от компрессора в воздушные баллоны до тех пор, пока давление в них не достигнет 0,75 МПа. Трущиеся детали компрессора смазываются маслом, поступающим из главной масляной магистрали двигателя по маслопроводу в штуцер 16, коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала Блок цилиндров и головка блока сильно нагреваются во время работы, поэтому их охлаждает жидкость, поступающая из системы охлаждения двигателя в водяную рубашку блока цилиндров компрессора.
Регулятор давления 7 автоматически поддерживает заданное давление воздуха в пневматической системе. Он состоит из корпуса и блока 12 шариковых клапанов. При давлении воздуха в системе менее 0,6 МПа шариковые клапаны опущены, при этом нижний шарик закрывает отверстие, сообщающееся с воздушными баллонами, а через отверстие 11 и наклонный канал штуцера 10 в разгрузочное устройство компрессора попадает воздух из атмосферы.
Когда давление воздуха достигает в системе 0,75 МПа, шарики поднимаются, верхний шарик закрывает канал штуцера, сообщающийся с атмосферой, а в разгрузочное устройство поступает сжатый воздух из баллонов, который через плунжеры и штоки выключает впускные клапаны компрессора из работы.
Вращая регулировочный колпак 8, изменяют затяжку пружины, регулируя давление включения компрессора в работу. Изменяя количество регулировочных прокладок под штуцером 10, регулируют давление, при котором компрессор выключается из работы.
Воздушные баллоны (металлические цилиндрические резервуары) необходимы для хранения сжатого воздуха Объема их хватает на 8—10 торможений. Баллоны закреплены на лонжеронах рамы. На каждом баллоне находится кран конденсата, на правом баллоне — кран отбора воздуха. Чтобы исключить повышение давления воздуха в системе пневматического привода тормозов при неисправном регуляторе, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается при давлении воздуха выше 0,95 МПа
Тормозной кран (рис. 140) комбинированного типа служит для управления колесными тормозами трактора и прицепа Он установлен на лонжероне рамы. В общем корпусе тормозного крана имеются две секции. Нижняя секция управляет тормозами трактора, а верхняя — тормозами прицепа.
В каждой секции крана между корпусом и крышкой закреплена гибкая резинотканевая диафрагма 8 с гнездом выпускного клапана. Каждая крышка секций снабжена двойным клапаном, состоящим из впускного и выпускного 11 клапанов, смонтированных на одном стержне и имеющих общую пружину. В корпусе тормозного крана расположены два штока 7 и 15 с пружинами. На диафрагму нижней секции действуют одновременно две пружины: диафрагмы и штока.
К корпусу тормозов прикреплен корпус 1 рычагов, в котором находится двойной рычаг 2 и тяга ножного привода. Ход рычагов ограничен регулировочными болтами 3. Если нажать на педаль тормоза, то тяга 5 смещается влево, увлекая за собой верхний конец рычага 2. Рычаг, поворачиваясь, перемещает шток 7 верхней секции влево. Когда шток упрется в ограничительный болт, нижняя половина рычага отходит вместе со штоком нижней секции. Таким образом, двойной рычаг позволяет включать тормоза прицепа несколько раньше, чем тормоза трактора, что исключает «набег» прицепа на трактор.
В расторможенном положении (рис. 141, а) впускной клапан 3 верхней секции (торможения прицепа) открыт и сжатый воздух из воздушных баллонов 8 трактора проходит в воздухораспределитель 5 и заряжает баллон прицепа. Впускной клапан нижней секции закрыт, а выпускной — открыт и сообщает тормозные камеры трактора с атмосферой. При нажатии на педаль тормоза тяга 10 (рис. 141, б) перемещается влево вместе с верхним концом двойного рычага и штоком верхней секции, уводя за собой седло выпускного клапана. Тогда под действием пружины 11 впускной клапан верхней секции плотно прижимается к седлу (т. е. закрывается), а впускной — открыт. Воздух из верхней полости воздухораспределителя 5 выходит через клапан в атмосферу, а сжатый воздух из баллона 6 поступит в тормозные камеры 7. Колеса прицепа будут заторможены. Таким образом, при отсутствии давления в магистрали прицепа срабатывают его колесные тормоза. В случае аварийного отрыва прицепа от трактора пневматическая система обеспечивает автоматическое затормаживание прицепа. При дальнейшем нажатии на тормозную педаль шток нижней секции сместится вправо вместе с седлом выпускного клапана 12 и закроет его, а впускной клапан откроет. Сжатый воздух из баллона 8 трактора поступает через открывшийся впускной клапан в тормозные камеры 9. Колеса трактора будут заторможены. Давление в тормозных камерах при торможении нарастает пропорционально усилию нажатия на педаль.
Торможение прицепа на стоянке осуществляется механизмом ручного привода тормозов прицепа, соединенным с рычагом центрального тормоза трактора. При торможении трактора рычагом центрального тормоза поворачивается ось вместе с кулачком 4. (см. рис. 140), который перемещает шток секции торможения прицепа, и колеса прицепа затормаживаются.
Соединительная головка, связывающая воздухопроводы трактора и прицепа, состоит из корпуса, обратного клапана с пружиной и крышки. В случае отъединения прицепа от трактора на ходу соединительная головка разъединяет шланги, а обратный клапан закрывает выход воздуху из пневматической системы трактора
В пневматическую тормозную систему тракторов и автомобилей входят также разобщительный кран 9, кран 3 отбора воздуха манометр 6, стеклоочистители и трубопроводы.
Разобщительный кран отключает тормозную пневмомагистраль прицепа от пневматической системы трактора при работе без прицепа. Кран состоит из корпуса конической пробки, пружины к рукоятки. Если рукоятка расположена вдоль корпуса то кран открыт, а поперек корпуса — кран закрыт.
Манометр 6, установленный на щитке приборов, необходим для проверки давления воздуха в пневматическом приводе. Он имеет верхнюю и нижнюю шкалы. По верхней шкале определяют давление воздуха в баллонах 5, а по нижней — давление воздуха в тормозном кране во время торможения. Если в баллонах нет определенного запаса воздуха, нельзя начинать движение трактора (автомобиля). При отпущенной педали тормоза стрелка стоит на нуле.