Безопасность движения автомобилей и тракторов зависит от исправности тормозов и умелого пользования ими. При эксплуатации следует избегать частого и резкого торможения потому, что это вызывает ускоренный износ фрикционных накладок тормозных колодок и тормозных барабанов.
Различные неисправности тормозных систем приводят к неполному, неодновременному или непрекращающемуся торможению.
Неполное торможение происходит по следующим причинам: негерметичность гидравлического и пневматического приводов; попадание воздуха в систему гидравлического привода; недостаток тормозной жидкости в ней, воздуха в пневматическом приводе тормозов; нарушение регулировки тормозных механизмов; замасливание и износ накладок тормозных колодок и барабанов
Негерметичность в соединениях обнаруживают по подтеканию жидкости в гидравлическом приводе или снижению давления воздуха в системе с пневматическим приводом при неработающем двигателе. Утечку воздуха можно определить на слух или с помощью мыльного раствора, которым смачивают места возможных неплотностей в соединении воздухопроводов. Если же давление воздуха понижается только при работающем двигателе, то это указывает на неисправность компрессора
Попадание воздуха в систему гидравлического привода тормозов можно определить по опусканию педали тормоза без ощутимого сопротивления («педаль проваливается»). Воздух из гидравлического привода удаляют «прокачиванием тормозов». Эту операцию выполняют вдвоем в такой последовательности. Вначале заполняют главный цилиндр Тормозной жидкостью, чтобы уровень в нем был ниже верхнего края заливного отверстия на 15—20 мм. Один из исполнителей снимает резиновый колпачок с перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего колеса и надевает на головку клапана резиновый шланг длиной 350—400 мм. Другой конец шланга он опускает в пол-литровую стеклянную банку, наполовину наполненную тормозной жидкостью, и отвертывает перепускной клапан на 1/2 — 3/4. оборота. Другой исполнитель (помощник) несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, медленно ее опуская. Это действие повторяют до тех пор, пока из трубки, опущенной в жидкость, не прекратится выделение пузырьков воздуха. Через каждые пять-шесть нажатий на педаль нужно доливать тормозную жидкость в главный цилиндр, чтобы в систему не попал воздух.
|
Когда выделение пузырьков прекратится, плотно завертывают перепускной клапан при выжатой до отказа педали тормоза
С перепускного клапана снимают шланг, надевают резиновый колпачок. Затем удаляют воздух из других колесных тормозных цилиндров в такой последовательности: переднее правое, переднее левое и заднее левое колеса. При отсутствии воздуха в гидравлическом приводе и правильно отрегулированных тормозных механизмах педаль тормоза во время нажатия не должна опускаться больше чем на половину хода.
Масло на тормозные колодки может попадать через неисправный сальник. Неисправный сальник необходимо заменить, колодки и барабаны промыть бензином, а фрикционные накладки колодок зачистить рашпилем или стальной щеткой. Изношенные накладки колодок и барабаны заменяют. При увеличении зазора между колодкой и барабаном тормозной механизм регулируют.
|
Если обнаружен недостаток воздуха в пневматическом приводе тормозов, определяют неисправность и устраняют ее. Неодновременное действие тормозов на колеса может привести к заносу автомобиля (трактора). Причинами неодновременного торможения могут быть нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, заедание валиков привода тормозов, засорение трубопроводов и шлангов. Нарушенную регулировку необходимо восстановить. Если заедают валики, их надо снять, очистить и смазать. Засоренные трубопроводы и шланги следует продуть сжатым воздухом.
Непрекращающееся торможение бывает вследствие заедания тормозных механизмов колеса Причина заедания может быть из-за обрыва накладок тормозных колодок, примерзания их к тормозному барабану, поломки стяжных пружин колодок, засорения воздушного и компенсационного отверстий главного тормозного цилиндра, заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах. Примерзание накладок тормозных колодок устраняют обогревом тормозных барабанов. Поломанные детали заменяют. Засорившиеся отверстия в главном тормозном цилиндре прочищают медной проволокой. В случае заклинивания поршней меняют колесные тормозные цилиндры. Неисправность стояночных тормозов возникает вследствие, большого зазора между барабаном и колодками (или тормозной лентой). Эта неисправность устраняется регулировкой тормоза.
Список использованной литературы
1. Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили: Учебник для сред. селск. проф.-техн. училищ. – М.: Высш. Школа, 1982. – 320 с., ил. – (Профессионально- техническое образование).
2. Ксеневич И.П., Кустанович С.Л., Степанюк П.Н.; Под общ. ред. Ксеневича И.П. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Колос, 1984. – 254 с., ил. – (Учебники и учеб. пособия для подгот. с.-х. кадров массовых профессий).