Лекция №5
Группы: Дата:
Тема: «Инвентаризация товарно-материальных ценностей в аптечных организациях».
План:
1) Понятие, задачи, виды и сроки проведения инвентаризации.
2) Порядок проведения инвентаризации.
1)Понятие, задачи, виды и сроки проведения инвентаризации.
Инвентаризация — это определённая последовательность практических действий по документальном подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учёта и отчётности.
Задачи инвентаризации
1. Выявление фактического наличия товара, денежных средств, ос, тары, вспомогательных материалов и др ценностей.
2. Контроль за сохранностью ценностей путем сопостовления фактического остатка и книжного.
3. Выявление товара с истекшим сроком годности.
4. Выявление тихоликвидов или балласт.
5. Проверка правильности хранения тмц.
Законодательно предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.
Критерий | Вид инвентаризации | Отличительные особенности инвентаризации |
По обязательности проведения | Обязательная | Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ |
Инициативная | Проводится по решению руководителя | |
По периодичности | Плановая | Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки |
Внеплановая | Проводится по решению руководителя организации вне утверждённого плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видом имущества, либо необходимость её проведения предусмотрена законодательством | |
По степени охвата | Полная | Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств |
Частичная | Проверке подлежит один или несколько видом имущества и обязательств | |
По методу проведения | Натуральная | Состоит в непосредственно наблюдении объектов и определении их количества, путём подсчёта, взвешивания, обмера и тому подобное |
Документальная | Состоит в проверке документально подтверждения наличия объектов |
Инвентаризация ЛП подлежащих ПКУ проводится ежемесячно.
Проведение инвентаризации обязательно при передаче имущетсва в аренду, выкупе, продаже
Проведение инвентаризации обязательно:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при реорганизации или ликвидации организации;
· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Сроки проведения инвентаризации зависят от объектов подвергаемых инвентаризации
1. Объекты основных средств — не менее раза в три года
2. Материально производственные запасы — не менее раза в год (плановая инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчётности проводится не ранее 1 октября отчётного года)
3. Денежных средств и бланков строгой отчётности по усмотрению руководителя, но рекомендуется не менее одного раза в месяц
4. Расчётов с дебеторами, кредиторами и прочих расчётов не менее одного раза в год, рекомендуется не менее раза в квартал
2) Порядок проведения инвентаризации.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия.председатель комиссии представитель выше стоящей организации или руководитель аптеки.
Члены комиссии - бухгалтер, мол. Для проведения инвентаризации издается приказ, в котором указывается номер приказа, дата проведения инвентаризации, вид инвентаризации, состав комиссии.
Процедуру проведения инвентаризации делят на 3 этапа:
1. Подготовительный - председатель комиссии знакомит заведующего, мол с приказом, аптека закрывается, ближайшее адреса аптек. Все операции с тмц прекращаются.все помещения с тмд.б. опечатаны. Мол все приходные, расходные документы отдают председателю, он их визирует и передает в бухгалтерию для составления отчета, по которому будет выявлен книжный остаток. Мол дают расписку на начало инвентаризации. О том, что все приходно- расходные документы сданы и неоприходованных ценностей у них нет. В аптеке создаются комиссии для проведения инвентаризации в структурных подразделениях. Все ценности пересчитываются и заполняются ярлыки с наименованием ценностей и количества.
2. Инвентаризация.
а. Начинается с ревизии кассы. Снимаются показания счетчиков, пересчитываются наличные деньги, оформляется кассовый отчет в 2 экземплярах, обнаруженная недостача возвращается сразу, излишки приходуются. В случае излишков с кассира берется объяснительная и оформляется акт ревизии кассы.
б. Инвентаризация проходит по порядку, нераспакованный товар вскрывается. Товар с истекшим сроком годности, бой, брак, включают в отдельныю инвентаризационную опись. Товар поступивший во время инвентаризации принимается в присутствии комиссии, заносится в отдельную опись, хранится отдельно в карантинной зоне и в материалы инвентаризации не включается.
Если комиссия уходит из аптеки на обед, аптека закрывается, помещения опечатываются, ключи находятся умол, а пломбир у председателя комиссии. Документы об инвентаризации должны храниться в закрывающимся шкафу, запрещено вносить в описи данные со слов мол. Включать ценности подругими названиями, записывать витрину целиком, она д.б. Разобрана.
3. Подведение итогов. Сверка фактического остатка с инвентаризационных описей с книжным остатком. Возможно 3 варианта:
Остаток книжный= фактическому.
Остаток книжный>фактического недостача
Остаток книжный <фактического излишки.
Если аптека производственная, начисляется естественная убыль, при вхождении недостачи в нормы - результаты хорошие.
Если недостача больше начисленной естественной убыли - недостача в переделах естественной убыли списывается за счет издержек обращения. Недостача сверх нормы убыли взимается с мол.
После инвентаризации аптека начинает работать с фактического остатка.
Аптека глф, пункт и киоск нормы естественной убылине начисляют.
Нормы естественной убыли даются на усушку, выветривание и другие потери при изготовлении экстемпоральныхлф. Нормы естественной убыли начисляются за межинвентаризационный период с рецептурного журнала, журнала учета оптового отпуска, учета лфр, с итога по колонке медикаменты +посуда.