Описание практической работы наглядного методического пособия




Основы академического рисунка

Высшая художественная школа закладывает основы профессиональной грамотности и мастерства, формирует мировоззрение художника.

В выполнении этих ответственных задач особая роль принадлежит рисунку как основе всех видов изобразительного искусства. Рисунок не только искусство, но и наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предмета на плоскости.

Благодаря широкому обобщению и четким деталям гипсовая голова с античного слепка - ценное учебное пособие на 2 курсе художественного училища и в старших классах художественной школы. Рисование её помогает учащемуся разобраться в построении сложного объёма во взаимосвязи его основных частей.

Начальная практика рисования гипсовых слепков служит хорошей подготовкой к дальнейшему изучению человека на последующих курсах.

Эта работа приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. При работе с гипсовой модели учащемуся не надо отвлекаться на решение тональных отношений поверхностей различной окраски, как это происходит при изображении живой натуры, где работа усложняется тоном из-за необходимости передать цвет глаз, волос, движение головы и другое; на гипсовой же модели этого нет.

Форму головы художнику помогает воспринять освещение. Свет, располагаясь по поверхности объема головы, дает возможность видеть ее пластику, причем в первое мгновение, человек воспринимает форму очень обобщенно: голову как шар, шею как цилиндр, нос как призму, и только впоследствии, при внимательном рассмотрении, видит все тонкости пластической характеристики. Результаты психологических исследований выделили пять основных стадий процесса зрительного восприятия:

1) различение положения предмета в пространстве (в поле зрения) и грубая оценка его общих пропорций; 2) мерцание формы; 3) различение резких перепадов кривизны; 4) глобально-адекватное восприятие, в котором форма представлена без различения ее деталей;

5) адекватное отражение формы в полноте ее деталей. [14, стр.160]

 

Ведению рисунка логична академическая последовательность, невозможно «перескочить» через какую-либо стадию, не нанеся своей работе значительного вреда. Проблема в том, что попытки ускорить процесс, «выбрасывая» из рисунка отдельные стадии, напротив, лишь отдаляют конечный результат. Если работа ведется хаотично, в ней сложнее заметить ошибку, а когда ошибка становится очевидной, то исправить ее уже невозможно даже опытному рисовальщику. Порой единственный выход, который можно предложить в подобной ситуации - начать все сначала.

Взаимодействие восприятия рисунка и восприятия предмета составляет специфику рисования с натуры. В начальной стадии построения изображения внимание опытного рисовальщика в основном направлено на восприятие реального объемного предмета, он внимательно анализирует форму, подмечает наиболее характерное; восприятие же рисунка у него оказывается мимолетным. К концу работы, наоборот, рисовальщик все внимание обращает на свой рисунок, а на натуру бросает быстрый взгляд только для справки, для корректировки своего рисунка. [4, стр.159]

Умение видеть и изображать большую форму способствует успеху в работе. Методический принцип от общего к частному и от частного к общему может осуществляться различными путями: П.П.Чистяков вел своих учеников через систему «поверочного рисования», А.М.Соколов – через тональный рисунок, А.А.Дейнека отталкивался от линейно-конструктивного рисунка. [22, стр.253-258]

Работу обязательно нужно вести последовательно, в этом залог хороших рисунков и постоянного совершенствования навыков учащихся. Осмысленно проходя все стадии, можно отследить процесс, контролируя его, тем самым исключая элемент случайности.

Процесс работы с натуры имеет отдельные стадии, через которые должен пройти каждый ученик для грамотной подачи рисунка.


 

Этапы работы над постановкой

Этапы работы над постановкой предполагают, что учащийся получит более полное представление о сложном комплексе работы над рисунком гипсовой головы.

Первая стадия

 Габариты

 Абрис

 Основные объемы

 

Габариты

Рисунок головы начинается с определения общих пропорций и размера изображения. Используется метод визирования. С помощью карандаша замечаем на нём по горизонтали ширину головы (обычно это – меньший габарит) и откладываем его на высоте головы по вертикальному направлению. Измерения следует проводить на вытянутой руке при зафиксированном локтевом суставе, иначе измерения будут неверными.

Таким образом, мы найдём соотношение ширины и высоты головы. Обычно оно выражено дробью, например (1/1.2 или 1/1.5)

Размер изображения обычно приближен к натуральной величине головы – равен ей или немного меньше. Соответственно этому выбирается формат бумаги. Традиционно используют бумагу формата А3, А2. Голову требуется расположить по центру листа, при этом сместив ее немного вверх. Перед лицом следует оставить больше места, чем со стороны затылка. Если выбрано положение в фас, пространства слева и справа от головы должны быть уравновешены. Голова не должна «болтаться» в листе, но и не должна сидеть в ней слишком плотно. Намечаем место будущего изображения легкими засечками. Засечки должны быть короткими, обычно – не более пяти сантиметров.

Абрис

Формируем общий объем головы и окончательно определяем композицию листа. Абрис формируем легкими широкими линиями, стараясь добиться первого сходства рисунка с натурой. Стоит избегать лишних подробностей, нужно помнить, что на этой стадии они не просто не нужны, они пока что не могут быть прорисованы точно, да и вряд ли на столь ранней стадии мы сможем найти каждому бугорку и каждой впадинке свое место. Точный абрис появится на рисунке лишь в конце линейно-конструктивного этапа, как следствие подробной проработки всех элементов головы.

В работе над абрисом следует задержаться до тех пор, пока не будет достигнуто первое сходство рисунка с гипсовой натурой. Уже с самых первых штрихов нужно постараться, что бы изображаемый объект был похож на натуру, пусть даже отдаленно, но все-таки передавал характер постановки. Если сходство уловлено с первых линий, работу вести легче.

Основные объемы

Из общей массы головы, ограниченной абрисом, выделяем массу шеи, лицевой и мозговой частей, массу локонов. Конечно, для каждой головы размеры и соотношения этих объемов будут различны, более того, их соотношения будут меняться с изменением ракурса. Так, например, для головы Гаттамелата следует определить массу шеи, лицевой и мозговой частей.

Определяем не только размеры крупных масс, но и их движение. Например, голова Сократа имеет достаточно простое движение – голова смотрит прямо перед собой, ее масса шеи, частично скрытая бородой, направлена назад.

Другие головы могут находиться в сложных поворотах – как, например, Афродита или Диадумен. Стоит постараться почувствовать взаимную ориентацию в пространстве головы и шеи, чтобы точно передать их положение на рисунке. Для этого нужно выделить переднюю поверхность лица и наметить положение осевой профильной линии как оси симметрии лицевой части головы и передней поверхности шеи.

Приложение, этап 1

Вторая стадия

 Пропорции лицевой части

 Крупные детали

 

Пропорции лицевой части

Уточняем профильную линию и находим лежащие на ней четыре характерные точки: верх лба – на линии роста волос, точку между бровями – на линии надбровных дуг, точку в основании носа – на уровне основания его крыльев и точку на переломе подбородка.

Все это канонические расстояния между этими точками, которые были определены еще мастерами античности и впоследствии буквально возрождены великими философами и художниками эпохи Ренессанса.

Также можно проверить равенство двух других отрезков: от низа подбородка до линии слезников и от нее вверх до макушки. Равные в натуре, они также будут незначительно различаться на рисунке: наблюдая с нижней точки, можно заметить, как верхняя часть будет уменьшаться, а нижняя, напротив, немного увеличится. Это вызвано тем, что отрезки лежат не в одной плоскости и по-разному сокращаются при взгляде с нижней точки.

Через характерные точки на средней линии проводим параллельные прямые, соединяющие парные симметричные точки головы. Они, как и все параллельные прямые на перспективном рисунке, сходятся в одной точке. Если голова имеет наклон, точка их схода расположена вне линии горизонта

(выше или ниже). На рисунке линии построения не должны быть слишком активными - так они будут искажать работу, однако они должны быть хорошо видны, иначе рисунок «развалится», потеряв перспективную основу. Линии построения должны иметь длину, соответствующую расстоянию между точками, которые они соединяют, иногда они приобретают вид коротких засечек, например, на переносице или в основании носа.

Крупные детали

Намечаем массы лба, бровных дуг, глаз, носа, губ, ушей, определяем положение скул и линии нижней челюсти. Соотносим новые элементы с крупными массами, намеченными ранее. При изображении парных элементов (глаз, ушей и т.д.) внимательно следим и анализируем за изменением парных горизонтальных размеров. Например, наметив слезинки и внешние уголки глаз, сравниваем длину глаз на рисунке. Длина ближнего, более раскрытого на нас глаза, будет гораздо больше, чем длина другого, дальнего глаза, благодаря, прежде всего, не перспективному сокращению, а дугообразной форме лицевой части головы.

Далее расставляем главные светотеневые акценты – активные контрасты между светом и тенью на бровных дугах, верхних веках, на кончике и у основания носа, на губах, а также – на скулах, подбородке и локонах. Расставив эти акценты на рисунке, мы сразу добьемся еще большего сходства с натурой, ведь, несмотря на то, что на вашем рисунке еще не появились мелкие детали и подробности, голова уже должна быть похожа на оригинал. Если это не так, то стоит остановиться и внимательно изучить рисунок, найти допущенные ошибки и исправить их, потому что дальнейшая работа только закрепит допущенные неточности.

Приложение, этап 2

Третья стадия

 Подробная прорисовка деталей

 Разбор светотени


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: