О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ




Господу богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.

 

Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан,

 

Много богатства награбили,

Жили в дремучем лесу,

Вождь Кудеяр из-под Киева

Вывез девицу-красу.

 

Днем с полюбовницей тешился,

Ночью набеги творил,

Вдруг у разбойника лютого

Совесть господь пробудил.

 

Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!

 

Долго боролся, противился

Господу зверь-человек,

Голову снес полюбовнице

И есаула засек.

 

Совесть злодея осилила,

Шайку свою распустил,

Роздал на церкви имущество,

Нож под ракитой зарыл.

 

И прегрешенья отмаливать

К гробу господню идет,

Странствует, молится, кается,

Легче ему не стает.

 

Старцем, в одежде монашеской,

Грешник вернулся домой,

Жил под навесом старейшего

Дуба, в трущобе лесной.

 

Денно и нощно всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!

 

Сжалился бог и к спасению

Схимнику путь указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,

 

Рек "Не без божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Срежь его, той же рукой!

 

Будет работа великая,

Будет награда за труд;

Только что рухнется дерево -

Цепи греха упадут".

 

Смерил отшельник страшилище:

Дуб - три обхвата кругом!

Стал на работу с молитвою,

Режет булатным ножом,

 

Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут - подвигается

Медленно дело вперед.

 

Что с великаном поделает

Хилый, больной человек?

Нужны тут силы железные,

Нужен не старческий век!

 

В сердце сомнение крадется,

Режет и слышит слова:

"Эй, старина, что ты делаешь?"

Перекрестился сперва,

 

Глянул - и пана Глуховского

Видит на борзом коне,

Пана богатого, знатного,

Первого в той стороне.

 

Много жестокого, страшного

Старец о пане слыхал

И в поучение грешнику

Тайну свою рассказал.

 

Пан усмехнулся:"Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

 

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!"

 

Чудо с отшельником сталося:

Бешеный гнев ощутил,

Бросился к пану Глуховскому,

Нож ему в сердце вонзил!

 

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

 

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Господу богу помолимся:

Милуй нас, темных рабов!

В1. История «О двух великих грешниках» носит назидательный характер, содержит моральное поучение в иносказательной форме. Как называется такой литературный жанр?

В2. Старец Кудеяр не выдерживает цинизма пана Глуховского и убивает его. Как называется данный элемент сюжета, если для него характерно наивысшее напряжение действия, предельное обострение противоречий?

В3. В истории «О двух великих грешниках» изображено острое столкновение взглядов и жизненных принципов Кудеяра и пана Глуховского. Назовите термин, означающий противоборство между героями, ведущее к развитию сюжетного действия.

В4. Легенду «О двух великих грешниках» мужикам рассказывает странник Иона Ляпушкин, который, в свою очередь, слышал её от старца отца Питирима. Для какого вида словесного творчества характерна такая устная форма существования?

В5. В словосочетаниях «дремучий лес», «борзый конь», «дуб вековой», «булатный нож» использованы определения с определяемыми словами и образующие с ними образно-поэтические выражения. Какой вид тропа здесь использован?

В6. Какой вид звукописи использован автором в заключительном эпизоде истории о двух великих грешниках?

В7. Какой стихотворный размер использовал автор, рассказывая о двух великих грешниках?

С1. Почему для Кудеяра искупление грехов наступает после убийства пана Глуховского?

С2. Чем сходны и чем различны с Кудеяром герои-праведники в русской литературе?

 

 

В1. Притча

В2. Кульминация

В3. Конфликт

В4. Фольклор

В5. Эпитет

В6. Аллитерация

В7. Дактиль

 

Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. “Лоб её недолго оставался омрачённым...”, Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя,что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.

Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.

После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно”, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”

 

В повести “Очарованный странник” Н.С.Лесков создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чист мыслями и душой. Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». Но ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Неоднозначность натуры героя проявляются и в том, что при всех своих заблуждениях и пороках, он поступает по совести и всегда честен с собой и окружающими людьми. Жизнь преподносит Флягину нелегкие испытания и искушения, но твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести, морали.

 

 

Осьмнадцать лет терпели мы.
Застроил немец фабрику,
Велел колодец рыть.
Вдевятером копали мы,
До полдня проработали,
Позавтракать хотим.
Приходит немец: "Только-то?.."
И начал нас по-своему,
Не торопясь, пилить.
Стояли мы голодные,
А немец нас поругивал
Да в яму землю мокрую
Пошвыривал ногой.
Была уж яма добрая...
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий... Мы посгрудились...
До ямы два шага...
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме... всё на край...
И немец в яму бухнулся,
Кричит: "Веревку! лестницу!"
мы девятью лопатами
Ответили ему.
"Наддай!" - я слово выронил, -
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися..."

Остановился дедушка.

"Что ж дальше?"

"Дальше - дрянь!
Кабак... острог в Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.
Решенье вышла: каторга
И плети предварительно;
Не выдрали - помазали,
Плохое там дранье!
Потом... бежал я с каторги...
Поймали! не погладили
И тут по голове.
Заводские начальники
По всей Сибири славятся -
Собаку съели драть.
Да нас дирал Шалашников
Больней - я не поморщился
С заводского дранья.
Тот мастер был - умел пороть!
Он так мне шкуру выделал,
Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.
Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения.
Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу.
Покуда были денежки,
Любили деда, холили,
Теперь в глаза плюют!
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать..."

Н.А.некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

 

В1. Назовите имя героя, монолог которого приводится в отрывке из поэмы.

 

В2. На законы кокого фольклорного жанра ориентировался Н.А.Некрасов, создавая образ этого могучего и смелого героя?

 

В3. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его юлизких в строчках: «Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»?

 

В4. Какой стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных конструкций, Н.А.некрасов использовал в начале заключительной строфы?

 

В5. Выпишите фразеологизм, при помощи которого охарактеризованы в отрывке сибирские заводские начальники.

 

В6. Какой стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, использован Н.А.Некрасовым в оборотах «землю мокрую», «по манифесту царскому», «люди русские»?

 

С1. Какой нарисована судьба русского мужика в рассказе некрасовского героя и может ли он претендовать на то, чтобы назваться «счастливым» в поэме?

 

С2. Какие русские писатели в своих произведениях ориентируется на фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём отличие в принципах использования этих приёмов от поэмы Н.А.Некрасова?

 

В1. Савелий

В2. Былина

В3. Антитеза

В4. Анафора

В5. Собаку съели

В6. Инверсия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: