5.1. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.
Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.
5.2. В помещениях организации дополнительного образования обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
5.3. Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.
5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается левосторонней, в слесарных мастерских - правосторонней.
5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта рекомендуются светлые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый. В помещениях для занятий живописью рекомендуется применять отделочные материалы и краски светло-серого или светло-голубого цвета.
5.6. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:
- в учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;
- в мастерских по обработке металла, дерева - 300 - 500 лк;
- в швейных мастерских - 400 - 600 лк;
- в изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;
- в концертных залах - не менее 300 лк;
- в помещении для музыкальных занятий - не менее 300 лк;
- в спортивных залах (на полу) - не менее 200 лк;
- в рекреациях - не менее 150 лк;
- в помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.
Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
5.7. Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
5.8. В помещениях для технического творчества при выполнении напряженной зрительной работы рекомендуется применять комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
5.9. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VI. Требования к отоплению, вентиляции и
воздушно-тепловому режиму
6.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений организаций дополнительного образования.
6.2. В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:
- в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественно-научной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20 - 22 °С;
- в вестибюле, гардеробе - 18 - 22 °С;
- в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17 - 20 °С;
- в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22 °С;
- в душевых - 24 - 26 °С.
Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.
6.3. В помещениях организации дополнительного образования относительная влажность должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
6.4. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
6.5. Воздухообмен в основных помещениях организации дополнительного образования принимается в соответствии с прилож. 2.
6.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.
6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.
Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола.
6.8. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания, с учетом поступления воздуха через верхнюю часть окна.
VII. Требования к помещениям для занятий
различной направленности и их оборудованию
7.1. Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.
7.2. При мастерских масляной живописи, прикладного искусства и композиции рекомендуется оборудование кладовой.
При мастерских скульптуры и керамики выделяются изолированные помещения для обжига, оборудованные местной механической вытяжной вентиляцией, и кладовые для хранения глины и гипса.
7.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом выполняются шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей.
7.4. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.
7.5. Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
Для размещения Станочною оборудования (токарного, фрезерного, сверлильного) в технических лабораториях предусматривается не менее 4 м2 на каждую единицу оборудования.
7.6. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, а также столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, дополнительно к общей системе вентиляции обеспечивается местной системой вытяжной вентиляции. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.
7.7. Токарные станки устанавливаются параллельно окнам или под углом 20 - 30°, фрезерные - параллельно окнам.
7.8. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
7.9. Состав помещений для спортивных занятий определяется направленностью дополнительной общеобразовательной программы по видам спорта.
Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной при спортивном зале.
7.10. Используемые спортивные маты, ковёр, дадянги и другие инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции.
7.11. Средства, используемые для припудривания рук, хранятся в ящиках с плотно закрывающимися крышками.
7.12. Условия для занятий в бассейне обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.