Цивилизационная роль исламской общины (уммы)




Идеи диалога с другими

 

Автор: аятолла Тасхири

 


Предисловие от издателя

Дорогой читатель! В 23-24 номерах журнала «Рисалят ас-сакафа» (Вестник культуры) вниманию читателей был предложен следующий вопрос: в чем причина того, что ислам был принят во всемирном масштабе? Мне хотелось бы здесь дать свой ответ на этот вопрос.

Имеется много факторов, которые в последнее время обусловили принятие ислама во всемирном масштабе. Выделим основные из них.

1. Исламское учение полностью согласуется с человеческой сущностью, удовлетворяя душевные потребности и возвышая человека морально. Ислам реалистично подходит к человеческой природе, рассматривая человека в качестве единой системы, пытаясь решить проблемы человека. Ислам гармонизирует убеждения, эмоции и поведение человека. Хотя все эти особенности присутствовали в исламе с самого начала его движения 14 веков назад, но в последнее время растущее стремление к исламу обусловлено большой и плодотворно работой, проделанной выдающимися учеными для того, чтобы разъяснить и проанализировать эти особенности ислама и представить их в современном, доступном для понимания виде, так, чтобы они находились в согласии с современными потребностями, отвечая на вопросы нашего времени. При этом это небесное учение предстает во всем своем блеске. Среди этих выдающихся исламских ученых следует выделить таких, как имама Хомейни, шахид имама Садр, Сейед Кутб, шахид Мотахари, Абуль-аля Маудуди, Малика бен Наби и других.

2. Следует выделить также такой фактор, как неудачу основной массы нерелигиозных учений в удовлетворении человеческих потребностей в истинном духовном прибежище и оплоте. Эти учения, которые не смогли удовлетворить даже материальные потребности людей и обеспечить им то счастье, к которому сами стремились, не спаслись от крушения, которое вызвало большие волнения среди человечества, заставив его еще раз обратиться к религии, чтобы удовлетворить свою острую духовную жажду. Так как ни в одной из современных религий не имеется такой всеохватности и универсальности, такого всестороннего рассмотрения жизни и реалистичности подхода к ней, естественно, что люди обратились именно к исламу.

3. Успешное воплощение на практике исламских принципов в различных регионах и странах, прежде всего опыт великой Исламской революции в Иране под руководством покойного имама Хомейни (да будет свята его память!).

Эта революция дала великолепный образец огромной народной поддержки, полной самозабвенности и готовности пожертвовать своими узкими материальными интересами для осуществления великих духовных целей. Она разрушила многие мифы, которые до того времени казались незыблемыми. Одним из таких мифов было то, что революция может происходить только по материалистическим мотивам и в материалистических рамках (в частности, социалистическая революция); то, что в мире могут быть только две сверхдержавы, что в политике не может быть независимости, что «религия – это опиум для народа» и т.д.

Эта революция создала новое представление и дала новую перспективу решения проблем человечества. Она подняла мусульманские массы и вселила в их сердца надежду. Все это открыло перед народами мира новые горизонты, о которых до того многие даже не догадывались.

 

Другой вопрос касался феномена «исламского взлета». На наш взгляд, этот замечательный феномен был вызван целым рядом факторов.

1. Как мы уже отмечали при ответе на предыдущий вопрос, указанные факторы оказали огромное влияние на исламский мир, ибо исламский мир был значительно более подготовлен к восприятию своего великого наследия всем сердцем и разумом. Это следствие веры и убеждений мусульман, хотя иногда эти убеждению довольно слабы и носят традиционный, наследственный характер. Но таким образом создалась естественная среда для более эффективного подхода к вопросам ислама, особенно после того, как великие исламские ученые, упомянутые выше, разъяснили различные аспекты этой религии.

Кроме того, неудача других учений побудила вернуться к исламу и тех мусульман, которые до того уже отошли от ислама. Но теперь они снова обрели веру в великий ислам. Это чувство было подкреплено и успехами практического исламского опыта. Это обеспечило мусульманам уверенности в своих силах, гордость за свою религию и уверенность в завтрашнем дне, который с успехом может построить исламская община – умма.

2. Здесь следует отметить и один новый феномен, а именно выдающуюся роль исламских движений в распространении революционной сознательности и энтузиазма среди сынов исламской уммы. Эти движения оказывали различное влияние на различные регионы исламского мира. Степень сознательности и энтузиазма движений также была разной. Но все же им удалось побудить народные массы на обращение к исламу и соблюдение исламских установлений. Их стараниями был создан общий настрой на необходимость сопротивления дьявольским проявлениям и на возвращение к исламу.

3. Реакция мусульман на неудавшиеся агрессивные антиисламские происки Запада, которые были хорошо подготовлены и организованы с большим тщанием. Несмотря на раздробленность исламской уммы по национальному, этническому, расовому и историческому признаку, несмотря на то, что Западу удалось насадить в регионе злокачественную раковую опухоль под названием «Израиль» и навязать мусульманским народам наемных, коллаборационистских правителей, отравить их души и сердца и распространить разврат, все эти попытки потерпели поражение. Западная агрессия дала обратные результаты. Она пробудила исламскую умму от беззаботной дремы и показала, что достоинство и авторитет мусульман лежит именно в исламе. Это обратное желаемому воздействие проявилось в двух видах:

- обнажился истинный облик Запада, его цивилизация и мораль, ибо империалисты только грабили имущество мусульман, подавляли их личность и кощунственно играли с их ценностями;

- высокомерный Запад побудил отважных и думающих о будущем исламской уммы мусульман к противодействию, к тому, чтобы приступить к разработке плана исламского пробуждения и подъема. В этой связи для исламских народов особым позором стал реакционный тип исламского правления и вредоносные планы по обеспечению так называемого «исламского единства».

Все эти факторы оказали значительное влияние на ускорение подъема исламского движения, подведя исламскую умму к большим историческим переменам, о которых мы просим в своих молитвах Всевышнего.

Еще один вопрос касался «центра религиозного исламского движения». Очевидно, что кроме Ирана, такого центра больше нет. Сейчас Иран стал сердцем истинного исламского движения, его бурлящим источником. Я говорю так не из особого отношения к своей стране, а реально оценивая состояние исламского мира и ощущая все стороны подъема и развития исламского движения.

Таким образом, все смотрят на Иран, как на центральную ось, образец для подражания, правофлангового и предводителя этого движения. Без преувеличения можно сказать, что эту истину признает не только исламский мир, но и все жители нашей планеты. Одним из основных доказательств этого можно считать целенаправленные, антирелигиозные акции, сконцентрированные на иранской Исламской революции. Здесь можно также ответить роль Ирана в проведении международных конференций, в частности, в Каире, Пекине и в других местах. Иран мощно и твердо поднял знамя защиты религии – в особенности, ислама. Весь мир стал свидетелем этого и признал этот неоспоримый факт.

Но если отвлечься от Ирана, можно сказать, что примеры исламского движения можно найти по всему исламскому миру, хотя везде наблюдается разная степень сознательности и религиозного энтузиазма.

В журнале был также задан вопрос о роли исламской и революционной мысли в современных международных отношениях, на что был дан следующий ответ.

Если рассматривать роль ислама во всей ее глубине, необходимо принять во внимание совокупность явлений и аспектов.

Идет планомерная кампания происков и заговоров против ислама и исламской революции, в которой используются различные мозговые центры, занимающиеся изучением этого феномена и разрабатывающие всевозможные средства противостояния ему. Кроме того, речь зачастую идет о том, чтобы отделить лидеров от народных масс и от всех угнетенных мира. Средства массовой информации целенаправленно ставят под удар ислам и все, что с ним связано. Проводятся широкомасштабные международные конференции, которые призваны очернить и исказить человеческую сущность, уничтожить семью и распространить разврат и разнузданность в человеческих отношениях. Великие державы заключили со странами региона десятки соглашений и договоров, направленных на то, чтобы остановить развитие исламского движения. Мы видим, что Запад готов зажечь зеленый свет для коммунистов, чтобы снова поучить главенствующую роль в исламских республиках, ранее входивших в Советский Союз. Это происходит потому, что они испытывают огромный страх перед влиянием Исламской революции.

Здесь нет места для рассмотрения всей этой деятельности. Хотелось бы только отметить то, что эти проявления реакции на ислам и исламскую революцию оказали огромное влияние на международную арену, на международные договора и иные документы. Был создан ужасающий образ врага, и все силы мобилизованы на уничтожение этого врага. Это также обусловливает активные действия высокомерных держав, направленные на использования ООН и иных международных организаций для противостояния исламу, его блокаде и нанесения ему удара в его колыбели, а также для разрыва всех его связей с народными массами.

Поэтому могу с полной ясностью заявить, что исламское революционное движение стало огромной головной болью для жадных корыстолюбцев, превратившись в центр тяжести мирового стратегического планирования. Эта истина ясно и четко проявилась в американской стратегии в 1997 г.

В ответ на вопрос о том, какие отношению существуют между исламом и Западом, следует дать следующие пояснения:

1. Полагаю, что ислам в силу присущего ему реализма, призывает к принципиальному и искреннему диалогу с человеческой сущностью, подчеркивая, что исламские взгляды и установления полностью основаны на правильных и логичных основах, находящихся в полной гармонии с потребностями человеческой природы. От западного собеседника требуется только то, чтобы в свободной, научной обстановке выслушал то, что говорит ему ислам.

В отличие от свободы выражать различные точки зрения, имеющейся в западном мире (или утверждается, что такая свобода там есть), ислам в этом отношении сталкивается с большими проблемами, важнейшие из которых обусловлены ядовитой антиисламской пропагандой, использующей различные ухищрения, чтобы принизить исламские святыни. В ход идут все виды искусства, литература, наука – и все это для распространения антиисламских взглядов. Эта западная агрессия имеет несколько истоков и начал.

Начало 1. Религиозные фанатизм, который проявляется в деятельности фанатичных «крестоносцев», наполненных исторической ненавистью к исламу и не обращающих никакого внимания на гуманистические идеи, которые несет в себе эта религия.

Начало 2. Соображения целесообразности, которые проистекают из материалистических (капиталистических) воззрений на жизнь. Ведь ислам в силу своих принципов не позволяет исламским народам встать на службу экспансионистским интересам Запада. Он мешает высокомерным державам эксплуатировать обездоленных, что само по себе мешает материалистической эксплуатации.

Начало 3. Это национальный фактор. Запад полагает, что христианство и любая религия, которая не вмешивается в течение жизни, представляют собой национальную особенность европейцев, что, впрочем, является ошибочным представлением о религии и национальном наследии. Этот взгляд отрицает и логика, изменяющая основы человеческого бытия. Важно то, чтобы любой человек мог свободно от своих национальных и этнических представлений и предпочтений выбирать истинную религию.

Ислам обладает особенностями религии, созидающей жизнь. Его духовность и мораль заполняют недостаток духовности всего человечества. Сам ислам стал одним и важнейших факторов, сокрушивших восточную ересь и развеявших по ветру ее миражи и видения. Так как другие религии не имели в себе потенциала для того, чтобы обеспечить имеющиеся цивилизационные потребности, исламское учение воспользовалось этой возможность, чтобы восполнить этот недостаток.

2. Полагаю, что идеи западного мира в достаточной степени представлены в исламском мире. Исламские интеллектуалы обычно подробно и пристально анализируют выводы и достижения западной мысли. Кроме того, в наше время народные массы исламских стран буквально погружены в события западного мира посредством сообщения западных СМИ. Представляется, что информация о Западе, которая распространяется в исламском мире, преднамеренно преувеличена. Ее цель – создать представления о Западе, как об иллюзорном рае, дабы люди подпали по влияние этих иллюзий и не смогли рассмотреть огромные слабости и недостатки западного мира, в котором распадаются семейные связи, исчезает человечность, а животные инстинкты начинают бесконтрольно проявляться.

3. Нельзя отрицать, что работники западных СМИ хорошо знают свою миссию, действуют в рамках своей цивилизационной парадигмы и четко выполняют свои обязанности, будь они гуманны или нет. Всего этого не хватает работникам СМИ исламского мира. Их важнейшей слабостью является то, что они не понимают своей миссии и слепо следуют за своими правительствами, которые во главу всего ставят поверхностно понятую целесообразность или просто работают на Запад, как его клевреты. Поэтому первой задачей работников СМИ исламского мира является освобождение от этих оков. Они должны начать новый этап своей деятельности, суть которого следует почерпнуть из незамутненного источника исламского учения. Самым же главным во всем этом является распространение духа революционной перестройки, взыскуемой исламом, в сердцах людей, их подготовка к исполнению в полном объеме исламского учения во всех областях жизни.

4. Я полагаю, что никто из нас не понимает противоположную сторону, а потому обычно бывает так трудно достигнуть согласия и единства хоть в чем-нибудь. Секрет здесь в том, что у нас совершенно различные основы бытия. Исламский мир покоится на мировоззренческих постулатах и основаниях, которые совершенно чужды Западу. Верно и обратное. Можно в качестве иллюстрации отметить некоторые из различающихся взглядов.

1) Человеческая сущность, которая является квинтэссенцией человеческой субстанции, естественным образом зовущей его к Божественной истине, не подавляя при этом его человечность.

2) Высокая нравственность, которая включает в себя такие понятия, как справедливое воздаяние, сотрудничество, искренность перед Богом и другие качества, которые неотделимы от истинной человечности.

3) Во всех своих частных и общественных делах человек нуждается в Боге, вере и жизненных ценностях.

4) Эволюция и развитие человека – это один из факторов социальной жизни. С человеческой точки зрения не приветствуются классовые, расовые, этнические и национальные различия.

5) Половые инстинкты нуждаются в рациональном контроле, который и обеспечивает возможность установления сбалансированных и гармоничных семейных уз.

6) Неприемлемы такие явления, как эксплуатация, колониализм, корыстное использование, агрессия и покушения на ресурсы других во имя своих узких интересов, оккупация чужих земель и оскорбление святынь.

Выше перечислены только основные из мировоззренческих основ исламского общества. Совпадают ли они с основами западной жизни?

Мусульмане полностью разделяют эти ценности. Но действует ли согласно этим ценностям Запад? С уверенностью заявляю, что люди Запада не постигли всей глубины этих ценностей, ибо они значительно отличаются о того, к чему они привыкли.

Если мы договоримся на основе этих ценностей, то, естественно, можем достигнуть определенного уровня взаимопонимания. Я действительно верю в то, что мы сможем достигнуть этой цели – естественно, при условии проявления доброй воли и научном подходе к вопросам для познания истины.

Полагаю, что все человечество шаг за шагом движется по пути устранения еретических уклонений и атеистических теорий, хотя это движение и происходит не без проблем.

Наблюдаются благоприятные проявления этого движения, из которых можно упомянуть следующие.

1) Мировая тенденция к утверждению прав человека, которая, несмотря на злоупотребление мировыми державами положениями Всеобщей декларации прав человека, свидетельствует о движении в сторону установления таких прав, которые провозглашают религии. Любое отрицание духовных и сущностных качеств человека ставит под вопрос и собственно права человека.

2) Мировое движение народных масс к использованию религиозных решений проблем после неудачи материалистических рецептов. Материалисты пытаются отрицать наличие этой тенденции, а колонизаторы пытаются ее подавить или замолчать, устраивая против нее заговоры. Но это действительно народное движение. Народные массы как в исламском мире, так и вне его, поняли, что счастье человечества лежит в восстановлении духовных ценностей в человеческой жизни.

В исламском мире это проявилось более ярко. В настоящее время исламские массы стараются вернуть религии ее роль в жизни и использовать все средства для установления исламского строя, несмотря на все препятствия, с которыми они при этом сталкиваются.

Мы живем в особое время – это время победы ислам, время обращения к духовности в исламском мире.

3) Страшное крушение еретического коммунистического строя, которое было вызвано его противодействием человеческой сущности, на что за два года до распада СССР указывал имам Хомейни в своем историческом письме Горбачеву. Имам Хомейни подчеркивал, что коммунизм уходит в исторический музей, так как он противоречит человеческой сущности. Имам призвал Горбачева к религии, особенно, к исламу, в котором можно найти истинные ответы на потребности человека. Г-н Горбачев в своем прошении об отставке указал на тот же момент и напомнил, что распад Советского Союза стал следствием отказа от Божественной благодати.

Мы же с радостью встречаем начало эпохи веры и духовности и видим в этом залог благоприятного будущего. Если иногда утверждают, что религиозное правление может начать притеснять меньшинства, то это совершенно беспочвенное мнение. Ведь исламские законы обязывают правительство уважать права меньшинств и предоставлять им полноценные гражданские права, защищая их от любых посягательств. Об истинности этого утверждения свидетельствует вся исламская история, за исключением отдельных кратких периодов. Еще одним важным доказательством этого является то, что в Исламской Республике Иран религиозные меньшинства обладают всеми правами.

Полагаю также, что возвращение к религиозной форме правления окажет большое воздействие на международные отношения. Воцарится атмосфера сотрудничества в деле распространения нравственных норм и правил жизни, будет правильно использоваться скрытый человеческий потенциал, а жизнь будет основана на твердых и прочных основах, отвечающих требованиям человечности.

Я ожидаю, что возникнет такой мир, который будет исполнен справедливости, сотрудничества, религиозной любви и взаимопонимания на основе логики. Ведь именно эту благую весть несут все религии. В исламе это воплотилось в вере в явление имама Махди, которые наполнит землю, погрязшую в несправедливости и угнетении, справедливым воздаянием. Именно поэтому я полагаю, что человечество должно быть готово и должно стремиться к установлению мирового религиозного правления, которое сможет осуществить на практике высокие цели человечества.

Был задан вопрос о связи между религией и жизнью на что было сказано следующее.

Совершенно очевидно, что общественный строй не моет существовать, не имея принятой обществом идеологии (которая объясняет механизм функционирования данной формации). Невозможно установить всеобъемлющий строй жизни, если для него не будет создано таких предпосылок, как мировоззрение, определенный взгляд на бытие, человека и жизнь. Иными словами, невозможно даже представить существование такого строя без определенной философии. Даже капитализм, которые проповедует отделение общественных проблем от реальных вопросов, все же не может отказаться от своего полностью материалистического взгляда на жизнь. Религия, входя в жизнь, проникает в глубины общественной совести, изменяя основы, на которых покоится общество. Ведь религия обращает внимание на все проблемы жизни, изменяя их в соответствии со своими представлениями (если это будет действительно реалистичная, социальная религия, она предлагает и пути решения всех проблем).

Именно на этом основании я утверждаю, что религия коренным образом переустраивает все вокруг себя, стараясь подчинить новой логике все отношения и политические действия.

В заключение был задан такой вопрос: каким вам представляется будущее исламского движения? В ответ я выдвинул несколько постулатов, помогающих оценить будущее исламского движения.

1. Изучение истории человечества показывает, что оно, несмотря на все взлеты и падения, всегда двигалось по восходящей, стараясь достигнуть духовных целей.

2. Вера в милость Божью, которая всегда направляла и направляет человечество к совершенству.

3. Коран определенно предсказал несомненную победу исламского движения в том случае, если это движение будет честным и искренним само с собой и будет носителем коранических признаков и особенностей.

Поэтому я верю, что исламское движение ждет впереди блестящее будущее. Особенно, если мы не будем игнорировать динамизм и нравственность этого движения, его материальные и духовные ресурсы, веру мусульманских масс в будущее, их самоотверженность и готовность к самопожертвованию. Полагаю, что любой непредвзятый человек понимает, что мы находимся накануне установления мира, который будет полностью находиться под коранической властью.

 

Дорогой читатель!

Я пересказал содержание этого интервью, чтобы использовать его в качестве предисловия к этой книге, содержание которой побуждает сначала к «исламо-исламскому» диалогу, а затем – к диалогу «ислама с другими». Эта работа разъясняет гуманистические принципы ислама, показывает имеющиеся в нем общие черты и создает основы для благотворного и конструктивного сотрудничества между людьми.

 

 


Цивилизационная роль исламской общины (уммы)

 

Исламская умма и выбор мира во всем мире в рамках равных отношений между цивилизациями[1]

Важные события, которые произошли в течение последних двух лет на мировой арене в целях принципиального, научного воплощения идеи диалога цивилизаций, свидетельствуют о важном скачкообразном росте человеческой мысли в целях установления равновесия в отношениях между цивилизационными, религиозными, интеллектуальными и национальными течениями, которые разделяют человечество. Это также свидетельство воплощения исконной мечты человечества, которое с самого момента создания мечтало о безопасности и мире на земле. Такая широкоохватная миссия предполагает серьезную теоретическую работу и научное планирование. Следует объективно и реально исполнять разработанные идеи, воздерживаясь от поверхностной пассивности и пропагандистских устремлений. Ведь проекты, которые имеют непрочные основы, но стремятся определить судьбу человечества, опираясь на лозунги и декларации, несомненно потерпят поражение, и их крушение будет иметь самые отрицательные последствия.

Именно поэтому еще раз подчеркиваю необходимость научного и рационального подхода к вопросу диалога между цивилизациями. Этот подход должен проистекать из того общего, что свойственно всему человечеству. Следует реалистично подходить к тому, что разделяет человечество на цивилизации, религии и расы (нации), учитывая все факторы разногласий и общие возможности. В то же время, мусульмане не должны делать ничего такого, что заставило бы их выйти за рамки своих убеждений и религиозных принципов. Постараюсь в этом выступлении рассмотреть проблему связей между цивилизациями в целях проложения путей для обеспечения взаимопонимания в рамках человечества, что должно заложить основы безопасности и мира. Это путь, наполненный опасностями, трудностями и многими препятствиями, устранение которых само по себе требует согласованных усилий и гуманистических взглядов. Ведь люди разделяют жизнь в этом мире, а в мире ином получают воздаяние по результатам того, что сделали здесь. И это показывает, что у нас у всех действительно общая судьба и все мы живем в общей реальности.

 

Диалога как потребность человека

С того самого момента, как человек обратил внимание на свое отличие от других в убеждениях и верованиях, уровне быта, географической расселенности, исторических корнях и расовой принадлежности, он начал действовать и взаимодействовать с другими для обеспечения своего выживания, устройства лучшей жизни либо навязывания своей воли другим. За тысячи лет опыт человечества доказал, что есть необходимость в упорядочении этой борьбы для сокращения ее отрицательных последствий насколько это возможно. Понимание этой необходимости заставило человека вступить на путь обмена мыслями и идеями с другими, дабы научиться лучше их понимать. Таким образом, возникли различные формы диалога.

Это вопрос изучался многими учеными и религиозными деятелями, имеющими за собой различные традиции и воззрения и преследующими различные цели. Но общим для всех них была необходимость диалога во всех сферах и с любым содержанием. Так возникли призывы к диалогу между культурами, религиями, народами, государствами, нациями, а также к диалогу между цивилизациями, который можно считать здесь основополагающим.

В этой области также имеются разнообразные взгляды и точки зрения. Некоторые полагают, что диалог может осуществляться только между такими цивилизациями, которые имеют общее или схожее внутреннее содержание (религиозные цивилизации, античные или, наоборот, современные). Несомненно, что у каждого из подвидов диалога имеются свои особые методы и средства, которые должны проистекать из типа диалога. В это связи хочу отметить, что призыв Президента ИРИ Сейеда Мохаммада Хатами к диалогу между цивилизациями в целях возвышения огромных усилия Исламской Республики в этом отношении с самого начала ее установления до настоящего времени, получил свое воплощение во многих сферах. В частности, он реализован как диалог исламских мазхабов, в рамках проведения десятков семинаров и конференции мирового уровня, в книгах и журналах, в диалоге между религиями, в частности между исламом и христианством (с учетом наличия различных христианских конфессий и деноминаций). Я искренне горжусь тем, что и меня призвали к этому диалогу, на поприще которого я тружусь уже более 18 лет.

Должен здесь отметить, что имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха) сам был предводителем диалога, а его призывы касались не только диалога между мусульманами, но и общения мусульман с последователями других религий и даже с атеистами. Самым ярким примером является его послание последнему президенту СССР г-ну Горбачеву, в котором он раскрыл врата диалога между цивилизациями и культурами, хотя, к сожалению, так и не успел завершить начатое до своей кончины. Да не оставит его Господь своим благоволением.

 

Диалог в качестве исламского принципа

Из аятов Священного Корана и благородных хадисов мы узнаем, что ислам различными способами призывает человека к диалогу и знакомству с людьми, исповедующими другую веру, в качестве необходимой предпосылки к диалогу. Ведь знакомство – это прелюдия к диалогу. Так, в суре «Покои» в аяте 13 говорится: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга». Знакомство предполагает изучение основ мысли другой стороны из ее собственных, аутентичных источников, чтобы это изучение имело для нее силу аргумента. А также необходим обмен информацией, визитами для взаимного ознакомления и после всего этого – начало диалога. Ислама призывает к целенаправленному диалогу, который должен быть объективным (абстрактным), научным и принципиальным. Священный Коран разъяснил основы и правила такого диалога Пророку ислама следующим образом: «О люди Писания! Давайте признаем единое слово для вас и нас» (Сура Семейство Имрана, 64). Здесь имеется предварительная договоренность об основах логического диалога). Так и сам Пророк в речи, обращенной к христианам Наджрана, сказал: «И, воистину, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении» (Сура Саба, 24). Здесь речь идет об отказе от предвзятости с целью достижения истины, какой бы она ни была. Хотя Пророк был полностью уверен в истинности своих убеждений, это не мешало ему указать противоположной стороне, что он готов вести диалог без заранее определенных выводов и без предвзятости.

Священный Коран наполнен различными вилами диалога, в которых обычно с одной стороны выступают благочестивые последователи Пророка и сам Пророка ислама, а с другой – их родственники, правители, последователи других религий и люди с другими убеждениями. Коран обрисовывает общий план и направление таких диалогов, определяя их заранее рассчитанную цель. Ведь диалог не самоценен, он является средством достижения целей, благоприятных для религии и человечества.

Что касается идеи межцивилизационного диалога в новой форме, то и здесь присутствует серьезная цель, выраженная в соответствии с исламскими принципами языком Корана. Самой важной целью здесь является попытка обеспечить международное равновесие и интеллектуальное единодушие, при котором основная роль отводится цивилизациям, культурам, правительствам и народам. Это также попытка преградить путь дьявольским силам, которые только и делают, что пытаются установить политическую, расовую и географическую дискриминацию между народами мира. Это может также быть попытка создать равное чувство ответственности у всех землян за нашу планету, ее жителей, за окружающую среду и будущее мира. А ведь это все те же цели, которые ставит перед собой и ислам, как религия мира и диалога.

 

Благоприятная атмосфера для диалога

Нет сомнения в том, что любой вид диалога должен проходить в соответствующей благоприятной атмосфере, в обстановке мира, безопасности, равных возможностей и свободы самовыражения для обеих сторон диалога. Это не должен быть диалог сильного и слабого, прокурора и обвиняемого, ибо в таком случае не останется и следа от равенства сторон, а вместо диалога воцарится логика огня и меча, страха и трепета. А такой «диалог» никак не может дать положительных результатов. Если ограничиться рассмотрением только диалога цивилизаций, очевидно, что создание для него благоприятных условий является непременным условием его начала. Ведь цивилизации сильно отличаются друг от друга с точки зрения силы и могущества, распространенности, устойчивости и применяемых ими средств выражения своей позиции. Условия для диалога, будучи еще одной стороной сбалансированных и равных отношений, должны быть полностью свободны от всех элементов и средств давления, угрозы и понуждения. Под средствами давления мы понимаем не только чисто военные средства, но и политические, экономические, научные, технологические, а также средства выражения позиций и доктрины общественных и гуманитарных наук, которые могли бы способствовать созданию доминирующей идеологии и установления власти одной части человечества над другой. Такие средства могут использоваться для оказания давления на другую сторону в процессе диалога. Распространенные методы общественных и гуманитарных наук могут применяться для оказания психологического давления в пользу доминирующей стороны диалога. Эти средства представляют в качестве стабильной и неизменной научной истины, прошедшей испытания в пространстве и во времени, тогда как настоящие временные и пространственные истины дают нам совсем другие результаты.

Противоположная сторона оказывает влияние на другую сторону диалога, распространяет выгодные ей теории и идеи и пытается сокрушить своих противников так называемым «научным» оружием.

 

Диалог и установление безопасности и мира

Безопасность – это сущностное желание человека, которое коренится в инстинктах человеческой природы, в частности в инстинкте самосохранения. Этот инстинкт наряду с другими гармонично воздействует на сбалансированное движение человека по пути достижения высших целей человеческого совершенствования. Для обеспечения гармоничного движения недостаточно только инстинктивных побуждений. Необходимо также создать естественную среду для индивида и для всего человечества, чтобы направить указанные инстинкты на достижение высших целей. Божественная мудрость поспешает на помощь человеческой сущности, ищущей спокойной обстановки для развития. Господь закладывает в человека несомненные принципы практической мудрости, стремление к справедливости, ненависть к угнетению и несправедливости, агрессии и другим подобным явлениям, а также наделяет человека способностью различать многие признаки справедливости и несправедливости. Это само по себе устанавливает связь между человеком и Творцом, позволяя обратиться к Нему с искренней любовью и благоговением. Именно так перед лицом человека раскрываются перспективы Откровения, и человек получает план божественной милости, который включает в себя полную «дорожную карту» и обеспечивает достижение его целей.

Таким образом, безопасность – это постоянная человеческая потребность, которая не меняется в зависимости от времени и пространства. Это не преходящее, акцидентальное явление, проистекающее из определенных социальных условий и изменяемое вместе с этими условиями. Естественно, что мы нуждаемся во всеобъемлющем и всеохватном строе жизни, который принял бы на себя обязанность защищать личную и общественную безопасность на протяжении всего долгого пути человечества. В деле защиты мира и безопасности нет никаких ограничений, кроме рамок человеческой эволюции и совершенствования. Если осознать, что человеческая сущность является, по сути, критерием всех прав человека и определяет человеческое в человеке и устанавливает его цели, для чего защищает безопасность и побуждает человека к достижению высших целей, все это будет представляться совершенно естественным и неоспоримым. Такая безопасность не имеет никаких ограничений, за исключением ситуаций, когда безопасность отклоняется от своего истинного пути и превращается в свою противоположность (и в таком случае защита такой безопасности теряет всякий смысл).

Можно ли представить себе человеческую сущность, которая, нуждаясь в безопасности, позволила бы кому-либо нанести вред как своей личной безопасности, так и безопасности других? Ведь это повлияет на безопасность всего человечества. Если серьезно рассматривать усилия всего человечества, направленные на создание условий стабильной и прочной безопасности, то прежде всего нужно обратиться к роли религий в этом важном деле. Ведь религии – это древнейшие феномены человеческой жизни, которые больше всего призывают человека к совершенству, которое рассматривается в качестве высшей человеческой цели и которого достигают самые усердные из людей. На следующем этапе философы предприняли усилия для создания разумной, справедливой силы, которая обеспечила бы человечеству достижение этой цели. На третьем этапе предпринимаются личные и коллективные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: