О рычагах и механизмах управления природопользованием




Сейчас, в специфических условиях переходного периода и после, в рыночной экономике, расчеты на решающую роль федерального центра в проведении единой и эффективной государственной стратегии природопользования ошибочны и более того: все более ясными становятся признаки грубого давления со стороны лоббирующих групп естественных монополий, крупного капитала и высшего эшелона "номенклатурного истеблишмента" на федерального Законодателя, Правительство, региональные законодательные собрания и Администрации в пользу решений, ущемляющих долгосрочные интересы российских граждан.

Осуществление государственной стратегии в сфере природопользования, защиты окружающей природной среды возможно только правовыми и политическими средствами под непрерывным давлением общественности и специалистов.

Но, чтобы этот механизм эффективно функционировал, России недостает ключевых рычагов социального и государственного регулирования, обеспечивающих режим равновесия сил в условиях "расширенного экономического порядка[3]".

Перечислим, с нашей точки зрения, самые главные из них:

собственность на ресурсы. Мировой опыт позволяет утверждать, что без частной собственности на землю и ее недра, без развитого рынка земли и сырьевых ресурсов, без конкурентной среды, отбирающей наиболее эффективного собственника из многих и по многим параметрам (например, по соответствию его поведения нормам права окружающей среды) не может возникнуть важнейший рычаг управления действиями собственника: экономический.

Пока экономический потенциал месторождений оценивает чиновник, а не рынок, нет действенных механизмов оценки сравнительной эффективности различных стратегий их освоения, зато есть коррупция и угроза национальным интересам. Пока земля не воспринимается как капитал, неотъемлемой составной частью цены которого является экологическое качество, оцененное рынком и выраженное в денежной форме; пока собственник земли не ощущает прямо и непосредственно влияния экологического качества земли на цену земли на рынке, до тех пор мы не можем рассчитывать на рациональное экономическое поведение субъекта природопользования;

развитый рынок и высококонкурентная среда. К сожалению, слишком часто можно слышать тезис о необходимости “защитить от разграбления” природные богатства России посредством силовых действий (“закрытие границ”, таможенные пошлины, запреты на вывоз и другие формы тотального контроля). Но действительной заботой о ресурсах страны будет только их разумная эксплуатация, справедливая оценка и действенная конкуренция между пользователями. Ресурс, не имеющий цены внутри, но имеющий ее вне страны, не может быть сохранен силами правопорядка. В этом нас убеждает история природопользования в СССР и пореформенной России, полная горчайших ошибок и потерь. Свежайший тому пример – проблема “утечки умов”, “бегства капиталов” и хищнический вывоз цветных металлов. Все попытки решить эту, по сути своей единую, проблему силовым способом не приведут и не могут привести к удовлетворительному результату, как при всем желании не потекут вспять подпертые плотинами горные реки. Причина бегства специалистов, капиталов и стратегического сырья – неразумная экономическая политика, дисбаланс внутренних и внешних цен, разность экономических потенциалов стран потребителей сырья и капиталов. Высокие цены, устойчивая валюта, минимальные риски, разумные налоги, растущий спрос – вот факторы определяющие направление движения активов рынка, вот мотивы привлекающие отечественных и зарубежных инвесторов.

Рыночные отношения и конкуренция являются основой новых для нас экономических методов влияния на производителя. Предприниматель, нарушивший законодательный акт в области природопользования или защиты окружающей среды, либо санитарную норму, определяющую качество производимой им продукции, должен быть поставлен в невыгодное положение: на него должны быть обращены штрафные санкции (либо органами инспекции, либо потребителем, через суд), он обязан нести издержки, отзывая продукцию или покрывая ущерб и, наконец, предприниматель получит дурную рекламу, что безусловно скажется на сбыте продукции. Так, к примеру, стало обычным, что сегодня американский или западноевропейский потребитель добровольно отказывается от приобретения вполне качественной продукции, относительно которой известно, что она произведена с экологическими нарушениями. Такой массовый бойкот может служить самым эффективным средством управления действиями природопользователей;

эффективное действие судов всех инстанций. Наши суды, при очень низкой “экологической” культуре судей, адвокатов, следователей, все еще сохраняют тенденцию наказательности, занимая позицию карательного органа. Между тем в цивилизованном обществе суд - основное место, где тяжущиеся стороны могут объективно взвесить свои аргументы на основе права и здравого смысла, где аргументы квалифицированных специалистов и ученых, знающих специфику местных условий, могут быть услышаны и применены в правовом процессе (например, в судебном процессе могут быть применены и усовершенствованы региональные нормы права, защищающие те или иные виды, сообщества или ландшафты, памятники природы, в то время как провести такие решения через Законодательное собрание региона далеко не просто);

настойчиво проводимая государственная политика повышения квалификации лиц, принимающих решения, а также производителей, работающих в критически важных областях и со сверхсложными системами (например, с крупными природными объектами);

эффективные средства массовой пропаганды и информации населения. Можно предположить, что такими средствами могли бы стать в первую очередь независимые вузовские газеты и сборники трудов, издания экологических союзов и научных обществ, региональная массовая пресса, но это будет возможно только при основательной поддержке федерального Законодателя. Представляется, что это одно из стратегических направлений обеспечения государственной стратегии природопользования и защиты природы, дающее в руки общественности политические инструменты влияния на властную элиту;

широкое право и возможность доступа населения к информации имеющей принципиальное значение для здоровья населения и его благополучия и безопасности. Реализовать это право можно в основном через средства массовой информации и, в отдельных случая, через суд (в делах о возмещении ущербов, в спорных случаях не решаемых средствами экологической экспертизы и т. п.).

 

Впервые опубликовано:

А. Скалон. Нищета богачей, или чьих рук дело спасение утопающих? // Россия Азиатская. Научно-популярный экологический Альманах, № 2, ТРИА "Катунь", Барнаул, 1998

В новой редакции: А. Скалон. Нищета богачей, или чьих рук дело спасения утопающих?/ Сибирская столица, № 10, октябрь 2003 года. С.18-21

 


[1]) Троцкий Л.Д. О Сибири // Северная Азия, 1927. - N3.

[2]) Русско-японскую и две мировых, не считая десятков других конфликтов, требовавших высочайшего напряжения работы транспортных магистралей страны. Замечу здесь же, что частью магистрали была знаменитая Кругобайкальская дорога, так изящно и эффективно вписанная в сложный горный ландшафт, что была в свое время признана проектом века. Если бы не авантюра с подъемом вод Байкала на метр с лишним для обеспечения Ангарского каскада, то она могла бы служить (да и служит для местных надобностей) и по сей день.

[3]) Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости при участии “Catallaxy”, 1992. - 304 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: