Личностные особенности наркотизирующегося ребенка




 

Роль личностных особенностей в возникновении наркомании не вызывает сомнений. Однако до сих пор не выявлены те личностные черты, которые можно было бы назвать общепринятым фактором риска в приобщении к наркотикам. Кроме прочих трудностей в установлении подобных личностных особенностей, не последнее место занимает тот факт, что, как правило, личность наркомана исследуется уже на фоне заболевания, поэтому трудно определить изначальное ее состояние, приведшее к формированию наркотической зависимости.

Наиболее часто на первом месте среди мотивов приобщения к наркотикам стоит "любопытство", в основе которого лежит извечное стремление детей, молодежи познавать все новое, волнующее, таящее опасность.

С одной стороны - это естественная любознательность, являющая замечательной особенностью человека. Она проявляется в самом раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Неудивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики исключительно, чтобы испытать их действие на себе.

С другой стороны, любопытство - стремление к опасности, которое тесно связано с проблемой рискованного поведения. Риск, как известно, это действие, свершаемое "на авось", на удачу, в надежде на счастливый случай, то есть действие в условиях большей или меньшей неопределенности[10].

Кроме того, поскольку подавляющее большинство подростков знакомится с психоактивными веществами в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения своего любопытства, испытывает чувство принадлежности к "своей" группе, престижной для него в данный момент. Ведь иначе бы подросток в нее не стремился и не рисковал бы испытывать на себе действие вещества, о котором он, как правило, имеет представление как о вредном для здоровья[11].

Говоря о старшем школьном возрасте, следует рассматривать его как приближение к периоду биологического и психического равновесия. Появление новых стрессовых ситуаций может спровоцировать увлечение психоактивными веществами. Отмечено, что в ряде случаев поводом для этого может послужить просто переутомление: возникает желание выпить, покурить "травку", чтобы "забыться", "встряхнуться", "освежиться".

В литературе перечисляются те качества личности, которые провоцируют человека на "уход от реальности" при первом же столкновении с трудностями. Чаще других называются:

o слабое развитие самоконтроля,

o незрелость,

o интровертированность (самоуглубленность, направленность на свой внутренний мир),

o низкая устойчивость к неблагополучным воздействиям,

o неумение преодолевать трудности,

o эмоциональная неустойчивость, склонность к тоске и депрессии,

o недостаток жизненных интересов, духовная пустота,

o незнание вреда наркотиков,

o неумение находить продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности

Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе

Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость.

С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам

Когда дети считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошо проведенным временем”, существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующими мифами типа “В любой момент я могу бросить”, “От бутылки пива не становятся алкоголиками” и т.д.

Но эти личностные черты свойственны практически всем подросткам. Мы же считаем, что влечение к употреблению психотропных веществ - признак более глубокого личностного неблагополучия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: