Освоение камня — мощный толчок развития района. Культурное наследие




Далекий, неприветливый седой Урал всегда манил русских людей своим сказочным богатством. Во всем мире трудно найти еще такой уголок, где было бы сосредоточено большее количество драгоценных камней, чем на Урале. По воспоминаниям академика А. Е. Ферсмана, старый шахтер Сергей Ужаков на Урале говаривал: "Все на Урале есть, а если чего нет, то значит еще не дорылись".

Первыми из русских, кто попытался достичь Урала, были неугомонные и предприимчивые новгородцы. Уже в XI в. они бойко торговали с народами Уральского хребта. Богатство Урала все сильнее привлекало, назрело желание утвердить власть над местными жителями, собрать с них большую дань, легко нажиться. С XII в. начинаются военные походы, местные жители давали достойный отпор. И все же к концу XII в. Урал был в числе новгородских владений. А с 1456 г. русский государь Иван III повелел присоединить богатую землю Урала к Москве. На "Камень" пошла большая рать во главе с устюжанином Василием Скрябой. Поход увенчался победой, вернулись домой с большой данью мехами соболя, песца, белки, горностая. Постепенно, но неуклонно заселялись уральские земли. Местные жители обращались в христианство. Так, возникновение письменности коми-пермяков в конце XIV в. связано с деятельностью русского духовного просветителя Стефана. Стефан, первый епископ Пермский, креститель народа Коми, знал древний пермский язык, читал на нем проповеди. Стефан открыл школы, где народы коми изучали грамоту, и переводил богослужебные книги с русского на зырянский язык. Азбуку коми Стефан составил из 24 букв по образцу греческих и славянских. На р. Каме и притоке Усолке ставятся первые русские солеварни. Солепромышленники Калинниковы положили начало городу Соликамску.

Суровый Каменный пояс манил все больше. Освоение уральских земель и богатейших приисков стало делом государственной важности, под строгим контролем Москвы.

Русские остроги, города, православные церкви, заводы и прииски росли как грибы после дождя. Возле новых поселений русских кипела новая жизнь. Шла бойкая торговля Европы с Азией. И появляется знаменитый род купцов Строгановых. Этим людям суждено было перевернуть новую страницу в жизни Урала. Но настоящий подъем и расцвет региона начинается в эпоху Петра I. На берегу озера Касли купец Яков Коробков заложил в XVIII в. чугуноплавильный завод и завод по выплавке железа. Отсюда пошло каслинское литье — фигурные камины, решетки, разнообразные шкатулки, пепельницы, фигуры (гончие псы, Дон Кихоты, разнообразные подсвечники). В Нижнем Тагиле, заложенном в 1721 г. на основе месторождения магнитного железняка промышленниками Демидовыми, жили известные механики — отец и сын Черепановы, которые построили в 1834 г. первый в России паровоз. А открытие богатейших залежей самоцветов на Урале положило начало созданию в России промышленности по обработке самоцветов. Объявление Петром I "горной свободы" (для скорейшего развития) послужило открытием крупнейшей гранильной фабрики на Урале, в Екатеринбурге. Эта фабрика стала центром русской камнерезной промышленности. На Урале начали гранить бериллы, изумруды, топазы, горный хрусталь, полировать яшму, малахит. Всему миру известны великолепные дворцы Петербурга (Зимний, Строгановский, Мраморный), Царского села, Петергофа, а также соборы — Исаакиевский, Петра и Павла, в облицовке которых были использованы мрамор, яшма, кварцит, малахит, лазурит, родонит и др. камни Урала. Прекрасен малахитовый зал Зимнего дворца. Изделия уральских мастеров из малахита хранятся в Лувре. Посетителей 1-ой Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.) буквально поразили своей красотой прекрасная диадема, украшенная 3 тыс.. драгоценных камней, коллекция уральских самоцветов графа Демидова, рубины графини Воронцовой-Дашковой. Многие изделия из уральских камней получили всенародное признание и заслуженные призы этой выставки. Интерес к цветному камню приобрел невиданные масштабы. Сама Екатерина II очень любила драгоценности. Академик А. Е. Ферсман называл екатерининское время веком моды на ювелирные камни. Заслуживает особого внимания уральский стиль камнерезов-мозаичников — "русская мозаика". Примером служат гигантские малахитовые колонны в Исаакиевском соборе и Малахитовая палата в Эрмитаже. Декоративная ценность малахита определяется его неповторимым, сочным зеленым цветом с кольцевым рисунком разноокрашенных зеленых полос, шелковиствм блеском камня. Принцип "русской мозаики": изготавливается "малахитовая фанера" — пластинки толщиной 2—3 мм, которые тщательно подбирались по рисунку и наклеивались на мрамор. Пластинки подбираются так, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны. Весь мозаичный набор производит впечатление единого камня. Старые мастера искусно наклеивали подобранные пластинки на клеящее вещество, состоявшее из смолы лиственницы, льняного масла, гашеной извести, тертого кирпича. Надежная и прочная мастика не подвела мастеров на протяжении столетий. Так природное чутье, опыт и знания помогли талантливым мастерам вдохнуть в уральский камень новую жизнь — восхищать и радовать.

Урал богат не только: пушниной, рыбой, лесом, рудой, самоцветами, он даровит и щедр своим: многоликим, талантливым, трудолюбивым, выносливым, красивым народом. Уральцы — это таланты-самородки, гордость всей России.

Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк. Он родился 6 ноября 1852 года на Урале, в Екатеринбурге. Лучшие его книги написаны о природе, о людях. Если дети зачитываются его "Аленушкиными сказками", то взрослые оценили по достоинству "Приваловские миллионы" и "Горное гнездо". А в уральских сказках Павла Бажова отразилась целая жизнь уральских умельцев. Сама земля рождала легенды и сказы о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях — Змеевках, о лесном чуде — Серебряном копытце.

Уфа родила знаменитого, талантливого художника М. В. Нестерова; писателя-краеведа С. Т. Аксакова; национального башкирского героя — Салавата Юлаева.

Оренбург — родина непревзойденного литератора, военного медика, большого собирателя русских пословиц и поговорок; автора 4-томного "Словаря живого великорусского языка" — В. И. Даля.

В небольшом удмуртском городе Воткинске, в семье горного инженера родился и провел детские годы Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор с мировой славой, классик целой эпохи в мире музыки. Петр Ильич Чайковский – автор опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балетов "Спящая красавица" и "Лебединое озеро", последнее его сочинение — 6-я симфония. Чудесная музыка...

Жители Урала свято чтут память своих земляков, бережно охраняют историко-архитектурные памятники, не забывают свои национальные корни.

Так, в Башкирии на протяжении многих вв. существует красивый обычай — молодежная игра "догони девушку" (на коне). Проводится состязание по случаю свадьбы: юноша мог жениться, лишь победив свою красавицу-невесту в спортивной борьбе на лошади.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: