Основные речевые элементы видеоблога




Вербальный компонент видеоблога на локальном уровне традиционно включает три составляющие: речь героев видео, текстовые вставки и текст в описании, названии и поста как единицы медиатекста. Остановимся на первой, наиболее важной составляющей – языковых элементах внутри видео.

В этой связи существенным аспектом является структура речевого высказывания, передаваемого в виде КТ. Конечно, поскольку категория видеоблога является довольно новым видом медиатекста, высока степень вариативности принципов, которыми руководствуются авторы при составлении сценария, однако, всем проанализированным в ходе исследования видеоблогам в той или иной мере свойственно наличие следующих ключевых языковых элементов:

1. Приветствие;

2. Презентация темы;

3. Текст видео per se;

4. Просьба об обратной связи;

5. Прощание.

Рассмотрим эти категории подробнее. Приветствие характеризуется краткостью, при этом авторы стремятся найти индивидуальный вариант, поскольку приветствие является одним из параметров узнаваемости. В связи с этим, наблюдается тенденция к повтору этих форм так же, как и форм прощания. При этом довольно часто формы обращения при приветствии выполняют не только свою основную функцию, но также в сочетании с представлением краткой информации об авторе служат для обозначения стандартной коммуникативной ситуации знакомства, ориентированной на новую публику. Так, например, автор канала Anastacia Kay всегда использует обращение «Привет, ребята! Это Настя»; то же наблюдается в видеоблоге nixelpixel («Всем привет! Меня зовут Ника») и в большинстве видео Daniel J. Layton («Hello/Hi! I'm Danyel J. Layton»). Иногда закрепленное словесное приветствие может сопровождаться жестом, как в случае видеоблога ТОПЛЕС (см. рис. 13).

Рис. 13

В некоторых рассмотренных видеоблогах наблюдается определенная вариативность. Например, автор канала ConnorFranta использует фразу “What’s up?!” в сочетании со стандартными “hi” и “hello friends!”, меняя последовательность и выбор одной из форм без какой-либо явной цели, кроме создания неформальной обстановки. Тем не менее, встречаются изменения формы приветствия, которые имеют прагматический подтекст и выполняют стилистическую (“Hello, I am Daniel J. Layton but you can call me… Daniel J. Layton” – в данном случае, для создания юмористического эффекта) и/или аттрактивную функцию (“Hi! My name is dodie I am a musician and writer…”). Последний вариант используется, как правило, в ситуации, когда автор видео подразумевает, что оно потенциально привлечет новую аудиторию.

Довольно часто форма приветствия обуславливает переход к теме видео. В целом, связность видео-поста зависит от жанрово-тематической направленности как всего видеоблога, так и отдельной публикации: уровень связности в обучающих, научно-популярных видео, снятых по сценарию, больше, чем в развлекательных «разговорных» видео.

Данная текстовая категория находит отражение в структурированности и логичности сюжета, а также посредством вербальной когезии. Так, распространено использование союза и/and («Всем привет! Меня зовут Ника и в этом видео я расскажу …/ и это q&a №22»; «Привет, ребята! Это Настя и сегодня я хочу поговорить с вами про…»; «Привет, я Леонид Парфенов, и это очередной выпуск Парфенона»; “Hi! I'm Danyel J. Layton and I'm having a crisis…/and this is a video about…”).

Говоря о связности, стоит упомянуть, что тенденция к повторению форм обращения встречается не только при приветствии, но и при прощании, обуславливая тем самым глобальную когерентность видеоблога. Кроме того, как и приветствие, прощание отражает авторскую индивидуальность и служит маркером узнаваемости. Особенно наглядно это можно продемонстрировать на примере видеоблога LongLive, автор которого использует слово «любовь» в конце каждого видео, одновременно демонстрируя свое отношение к аудитории и обозначая философию канала. При этом использование этой формы прощания находит отражение, как в устной, так и в письменной форме (см. рис. 14)

Рис. 14

Однако необходимо отметить, что, несмотря на то, что в некоторых рассматриваемых видеоблогах отмечается типизация форм прощания, это скорее является исключением и прощание как таковое иногда носит факультативный характер. Из десяти видеоблогов (более 50 видео) только в трех формула прощания является неизменной (LongLive; ConnorFranta: “I'll see you soon, bye!”; ТОПЛЕС: «И как обычно, прокачивай свои мозги, пока!»). В остальных случаях она либо варьируется (Parfenon: «А сейчас будьте здоровы, живите богато. До встречи через неделю / С вами был Парфенон. До встречи через неделю / Всего доброго, ваше здоровье»; Nixelpixel: «Всё! / Спасибо большое, что посмотрели это видео!»; Daniel J. Layton: “Thanks for listening, have fun, it is fun, I promise /Thank you very much for watching…I'll see you quite soon”), либо отсутствует.

Полное отсутствие форм прощания и/или приветствия в видеоблоге, так же как и их наличие, выполняет функцию маркера индивидуальности. При этом автор использует другие средства удержания внимания реципиента, как языковые, так и неязыковые. Одним из наиболее распространенных методов является использование риторических вопросов в начале видео.

Так, например, в видеоблоге Nerdwriter1 каждое видео начинается с превью – предоставления общей информации о теме видео, которое подводит автора вместе с аудиторией к определенной проблеме, поставленной в виде вопроса, одного или нескольких. Например:

· Van Gogh's Ugliest Masterpiece – “How did Van Gogh achieve this effect?”;

· How Bernie Sanders Answers A Question – “...it’s the way they wield language”;

· How Ian McKellen Acts With His Eyes – “…but what makes him a great film actor?”

Стоит отметить, что, следуя традициям научно-популярного стиля, автор сразу же отвечает на вопросы, т.е. КТ основывается на приёме градации, ретардации и качественной кульминации. Это особенно заметно на примере видеоблога ТОПЛЕС, в котором автор часто приходит к проблеме через череду вопросов в начале видео (видео 14 500 000 000 - …так сколько мне лет? …кто старше? Ей 18 хоть есть? А мне…есть 18 или мне 14 миллиардов? Я могу определить возраст чего угодно: сколько лет этому динозавру, сколько лет твоей маме, сколько лет этому камню, сколько лет этой звезде, сколько лет этому атому, сколько лет этой мумии…// Сейчас вы узнаете, сколько лет самому старому девственнику на Земле, что углерод может рассказать об Иисусе Христе, как возраст человека выдают его зубы и почему это так ужасно выглядит…»). Эмоциональная эскалация поддерживается невербальными средствам, в данном случае – быстрым монтажом. При этом, авторы видеоблогов часто прибегают к использованию дупликации основного вопроса/проблемы, произнесенного вслух, текстом на экране (см. рис. 15). Использование такого способа акцентирования внимания свойственен в основном информирующим научно-популярным видео.

Рис. 15

Специфика функционирования платформы YouTube основывается на высоком уровне интеракциональности, что является причиной наличия практически в каждом видео рассматриваемых видеоблогов обращения к аудитории, которое состоит из двух частей: благодарность за просмотр и просьба-призыв к обратной связи. Можно утверждать, что эти элементы носят облигаторный характер в структуре видео. Формы обращения при последней категории выражаются двумя способами: прямым и опосредованным.

Прямой призыв к интеракции носит типизированный характер, причем типизация распространяется на весь видеохостинг, т.е. прямой призыв, даже если он повторяется в каждом видео данного автора, не является маркером индивидуальности за редким исключением (“Like it if you like it if you’d like” – dodie). К наиболее популярным речевым формулам можно отнести такие, как «подписывайтесь и делитесь», «если вам понравилось это видео, подпишитесь на канал», “subscribe (to the channel)”, “hit/press the like button ”. Данный тип призыва не зависит от тематики всего видеоблога или отдельного видео и воспроизводится в готовом виде.

Напротив, опосредованный призыв к интеракции тесно связан с темой каждого отдельного видео и в основном направлен на стимуляцию комментирования как основного способа обратной связи. Как правило, автор предлагает обсудить решение проблемы, поднятой в видео, рассказать о личном опыте, поделиться мнением о каком-либо из аспектов КТ. Речевые формулы в общем виде могут быть представлены как фразами типа «расскажите, что вы думаете…», «был ли у вас опыт…», «напишите в комментариях, что вы думаете о…», так и более конкретными примерами (из видеоблога Anastacia Kay: «Какие, по вашему мнению, причины бывают у панических атак?» / «Оставляйте ваши вопросы по networking внизу»).

Справедливым будет замечание, что призыв к интеракции может выражаться смешанным способом, а подбор речевых средств обусловлен коммуникативной задачей данного видео, а также жанровой направленностью целого видеоблога. Так, опосредованный тип призыва регулярно наблюдается в трех из десяти видеоблогов, при том, что только в двух языковые средства не варьируются. Смешанный и прямой тип призыва присутствуют в восьми видеоблогах, т.е. можно сказать, что они более распространены, учитывая тот факт, что в одном из них наличие призыва как такового является нерегулярным.

Таким образом, структура вербального компонента видеоблога включает в себя такие элементы как приветствие, постановку проблемы или обозначение тематики, текст видео per se, прощание и призыв к интеракции. Данные категории характеризуются словесной краткостью, неформальностью и типизированностью. Основной функцией речевых формул приветствия и прощания является обозначение авторского стиля, в связи с чем наблюдается тенденция к их повторению в разных видео одного видеоблога. При этом опущение одного из этих элементов также определяется как стилистически маркированное. Одной из наиболее специфичных черт видеоблога как КТ в аспекте речевого наполнения является обязательное наличие призыва к интеракции, выражаемое стандартизированными речевыми оборотами, характерными для всего видеохостинга, и обуславливаемое структурой и организацией YouTube.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: