Лекция 5. Учение святых отцов о Евхаристии.




Тематика Евхаристии поднималась уже в трудах мужей апостольских II века. В словах Игнатия Богоносца, в его обращении к Ефесянам, звучит призыв: “Старайтесь собираться чащ для Евхаристии и славословия Бога”[4]. В других посланиях этого раннего писателя Церкви встречаются такие же слова.

Другой ранний писатель христианской науки – священномученик Ириней Лионский, рассуждая об установлении Евхаристии Иисусом Христом, писал: “Давая наставление Своим ученикам приносить Богу начатки сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но, чтобы сами они не были бесплодны и неблагодарны, взял из сотворенного хлеб и благодарил, и сказал: это есть Тело Мое (Мф 26.26). Подобно и чашу из окружающего нас творения Он исповедал Своею Кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, начатки Его Даров в Новом Завете”[5].

Писатели III века также посвящали теме Евхаристии свои труды. Среди восточных писателей стоит упомянуть Оригена, а среди западных – Тертуллиана и Киприана Карфагенского. По словам Киприана Карфагенского, Евхаристия — это «Предание Господне», и ее следует совершать подобно тому, как впервые она была совершена Спасителем. Отдельно следует замечание о том, что необходимо употреблять вино и воду, а не только воду. (Послание к Цецилию о таинстве Чаши Господней). Теме Евхаристии, писатель также уделяет внимание в книге «О молитве Господней», в контексте анализа слов «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»: “Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин. 6.51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его же будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию”[6]

Кирилл Иерусалимский: “Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2, 1-10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он сие преславное чудо: не паче ли «сынам брачным» (Мф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего. Почему со всякою уверенностью примем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами” (О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания к Коринфянам: «аз же приях от Господа, еже и предах вам», и проч. (1 Кор. 11, 23.)

Григорий Нисский: “Не иное что, как-то Тело, которое оказалось сильнейшим смерти и послужило началом нашей жизни. Ибо как, по слову апостола, «мал квас все смешение» делает подобным себе (1 Кор. 5, 6), так и Тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целое изменяет и превращает в Себя. Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему не годным, так и бессмертное Тело, когда бывает в принявшем Его, все превращает в Свое естество. Но невозможно чему-либо стать внутри тела иначе, как вошедши во внутренности ядением и питьем. Поэтому необходимо возможным для естества способом принять в себя животворящую силу Духа” (Большое огласительное слово. Глава 37. Таинство Причастия.)

Иоанн Златоуст: “Кровь Господа придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту неизобразимую; не дает увясть благородству души, непрестанно напояя ее и питая, сообщая ей тем самым великую силу. Она прогоняет от нас демонов и привлекает ангелов. Пролитая на Кресте, эта Кровь омыла всю вселенную. Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею украшается; ею воспламеняется. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным” (Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова).

Литургия святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Монастырь Высокие Дечаны, Косово. XIV в.

Ириней Лионский: “Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти”. (Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).

Прп. Иоанн Дамаскин: “Как хлеб через ядение, а вино и вода через питие естественным образом прелагаются (μεταβάλλονται) в тело и кровь ядущаго и пиющаго, и делаются не другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода, через призывание и наитие Св. Духа, сверхъестественно претворяются (περφυως μεταποιούνται) в Тело Христово и Кровь, и суть не два, но единое и тоже самое” (Точное изложение православной веры).

Преп. Стефан Филейский: “без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6); так и есть на самом деле: если кто не будет иметь веры в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, тот и есть иначе не возможет Плоти Его и пить Крови Его: значит тот и жизни вечной наследовать не может. В ком не будет капли Крови Христовой, тому бессмертия достигнуть нельзя”.

(Творения)

Святой прав. Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике: “В Животворящих Тайнах так несомненно, что хлеб и вино есть Тело и Кровь Христовы, как несомненны ваши тело и кровь и в вашем теле душа. Как у тебя тело и кровь и в теле душа, так на дискосе по пресуществлении – Тело и Кровь Христовы и в Теле и Крови – Дух Христов” (Священнику)

Свт. Игнатий (Брянчанинов): “По призывании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы”. (творения).

Святоотеческое предание безоговорочно свидетельствует о том, что человек, вкушает Тело и Кровь Спасителя, принятые Им в Воплощении. Тождественность евхаристических Крови и Тела Иисуса Христа на протяжении всей истории имеет важную сотериологическую значимость – человек причащается и приобщается тому Телу, которое было воспринято и в Самом Себе обожено Вторым Лицом Святой Троицы – Иисусом Христом. Следовательно, посредством Евхаристии осуществляется присоединение тайне Искупления, при Причастии происходит актуальная реализация в верующих Божественного Искупления. В процессе Евхаристии мы становимся причастниками самому Телу и Крови Христа. Именно поэтому Церковь всячески противится любым аллегорическим и символическим толкованиям Евхаристических составляющих.

В процессе Евхаристии, Церковь возносит молитвы Богу Отцу, для того, чтобы действием Святого Духа вино и хлеб были пресуществлены в Тело и Кровь Иисуса Христа. По свидетельству св. Николая Кавасилы “Священник молится, чтобы всесвятый и всемогущий Дух, почив на них (предлежащих Дарах), преложил хлеб в самое честное и святое Тело Христа, а вино – в самую честную и святую Кровь Его. После сих слов все священнодействие окончено и совершено” (Изъяснение Божественной Литургии)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: