Лекция 6. Евхаристия и Жертва.




Православное учение о Евхаристии как о Жертве и о ее единстве с Голгофской Жертвой было сформулировано и утверждено на Константинопольских Соборах 1156-1157 гг. и развито тогда же еп. Мефонским Николаем, а в XIV в.- св. Николаем Кавасилой. Это учение вопреки сомнениям в нем, высказывавшимся некоторыми современными богословами (в частности, протопр. А. Шмеманом), доныне остается основой правосл. учения о таинстве Евхаристии.

Таинство Евхаристии является, согласно аксиомам догматического богословия – действительной и истинной Жертвой. Это утверждение основывается на словах Самого Христа, который в ходе Тайной Вечери были Им произнесены: «ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6.51), а также на словах «сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22.20).

Как пишет прот. Сергий Булгаков: “Установительные слова Господни содержат не только благодарение и благословение, свойственные жертвоприношению, но и прямое свидетельство о совершаемой жертве: при преломлении хлеба слова: «за вы ломимое» (1 Кор. 11: 24), и о чаше: «Кровь Моя за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 28; Лк. 22: 20), «Кровь Моя Нового Завета» (Мк. 14: 24; 1 Кор. 11: 25). Тайная Вечеря есть, прежде всего, жертвоприношение, а в силу того также и причащение, оно и должно быть понятно именно в этой связи. В этом смысле причащение Тела и Крови, — «Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51), изъясняется в евхаристическом богословии Евангелия от Иоанна, 6-я глава. В частности, то, что Тайная Вечеря приурочена к празднованию пасхи с ее символикой заклания пасхального агнца, как бы мы ни понимали ближайшим образом связь этих обоих свершений, — еще раз подтверждает характер жертвоприношения в соединении с причащением, как установленный Господом: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7). Такова руководящая идея богословия апостола Павла в учении об искуплении Кровию Христовой (Рим. 5: 9; 3: 25; Еф. 1: 7; Кол. 1: 14, 20, не говоря уже об учении Послания к Евреям, см. ниже).”

Фрагмент росписи Монастырь Высокие Дечаны, Косово. XIV в.

Сам образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве, поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх 24. 4-8); слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк 22. 19), подчеркивают добровольность страданий.

Это же и следует из контекста событий Тайной Вечери, которая одновременно была и совершением ветхозаветной пасхальной трапезы и жертвы, а затем стала началом событий Страстей Христовых. Ветхозаветный пророк Малахия в своих словах предсказал что Евхаристия станет единственной и необходимой Жертвой, которая стала заменой для всех жертвоприношений, бывших до этого: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами» (Мал. 1.11). Эти слова стали употребляться в трудах древнейших авторов Церкви (Дидахе).

Наименование анафоры «жертвой» стало также употребляться в чинопоследовании Литургии, где присутствуют слова «Жертву хваления». Название анафоры «бескровной Жертвой» также часто встречается в святоотеческом богословии и молитвословиях.

Фрагмент росписи алтаря Казанского храма. Оптина пустынь.

События Тайной вечери, слова Христа, в момент преподания ученикам хлеба и вина, сопровождаемые необычными и многозначительными действиями означали окончание земного общения с учениками за трапезой. В словах о хлебе Христос, предлагая ученикам Свое Тело, т.е. самого себя, показывает каким образом, Он будет находится с ними после только что обозначенной грядущей смерти. В словах, сопровождавших преподание чаши с вином, сама смерть Христа говорится как спасительное воздействие, как самопожертвование Христа. По словам архим. Иануария (Ивлиева): “в традиционном ветхозаветном словоупотреблении “изливаемая кровь» означает жизнь, которая отдается во искупление «многих», то есть всех людей”[7]. Другими словами, речь о Жертве Христа шла даже в словах контекста, который был произнесен Спасителем. Кроме этого, слова Христа, который предлагал ученикам хлеб – символ жизни, подчеркивает Его животоворящий образ, дарующий людям жизнь вечную. Слова о чаше – подчеркивают его смерть, которая является одной из важнейших вех Его земного служения. Христос предлагает Себя, и своими земными делами, и своей смертью – своим ученикам, а через них и всем людям.

По словам Николая Кавасилы: “Жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящении его, но в самом освящении, ибо надобно вполне соблюдать учение о ней веры, не опуская ничего. Какое же разумею учение? То, что эта жертва есть не образ или вид жертвы, а истинная жертва, что не хлеб принесен в жертву, а самое Тело Христово, и, к тому же, что жертва Агнца Божия только одна и однажды совершилась”[8]

Евхаристическая жертва является тождественной Жертве, которая случилась на Голгофе, но совершение происходит в процессе литургии, поэтому и имеет название бескровной. Евхаристическая Жертва таинственным образом отражает Первую Жертву в освящении Святых Даров. Она является Жертвой хвалы, благодарения, что подтверждается текстами различных литургических традиций. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве великие дела Божии, прославляет и благодарит Бога во Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его через Господа Иисуса Христа.

Перед этой Жертвой молятся о живых и усопших, она является жертвой благодарения и хвалы, согласно гимнографическим текстам различных литургий.

Евхаристическая жертва не является повторением событий, произошедших на Голгофе, а состоит в принесении жертвенных тела и Крови, которые уже были вознесены Спасителем на крест, «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающиеся освящаяй». Голгофская жертва и Евхаристическая жертва неразделяются между собой, представляю единую Жертву, при этом имеют между собой также и различие. Они нераздельны как одно и тоже благодатное древо жизни, которое было взращено Творцом на Голгофе, но при этом, от которого питается благодатными и спасительными плодами вся Церковь Христова, и до конца мира дающее всем ищущим вечной жизни Божии дары.

Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца.


 

 

Список использованной литературы.

1. Православная энциклопедия. //Евхаристия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2008 Т. XVII. - 752 с. ISBN: 978-5-89572030-1;

2. Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Ефесянам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/#0_13 (Дата обращения 15.09.2019).

3. Ириней Лионский, свщмч. Обличение и опровержение лжеименного знания. (Против ересей) Кн. 5. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5 (Дата обращения 12.09.2019).

4. Киприан Карфагенский, свщмч. Книга о Молитве Господней. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_molitve_gospodn/ (Дата обращения 12.09.2019).

5. Мейендорф Иоанн, протопр. Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.] / протопресвитер Иоанн Мейендорф; сост.: И. В. Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. — М.: Эксмо: ПСТГУ 2013, - 832 с. ISBN 978–5-699–64696–8;

6. Николай Кавасила: Изьяснение Божественной литургии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/#0_32 (Дата обращения 12.09.2019).

7. Сарычев Д.В. О Евхаристии. Электронный ресурс [режим доступа] www.btrudy.ru/resources/BT11/173_Sarychev.pdf (Дата обращения 16.08.2019 г.).;

8. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословскоэкзегетический комментарий. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2017. – 411 с. ISBN 978-5-89647-360-2;

 


[1] Православная энциклопедия. //Евхаристия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2008 Т. XVII. С. 535.

[2] Мейендорф Иоанн, протопр. Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.] / протопресвитер Иоанн Мейендорф; сост.: И. В. Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Йован Россума. — М.: Эксмо: Православ. Св. —Тихонов гуманитар, ун–т, 2013. С. 160

[3] Сарычев Д.В. О Евхаристии. Электронный ресурс [режим доступа] www.btrudy.ru/resources/BT11/173_Sarychev.pdf (Дата обращения 16.08.2019 г.).

[4] Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Ефесянам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/#0_13 (Дата обращения 15.09.2019).

[5] Ириней Лионский, свщмч. Обличение и опровержение лжеименного знания. (Против ересей) Кн. 5. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5 (Дата обращения 12.09.2019).

[6]Киприан Карфагенский, свщмч. Книга о Молитве Господней. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_molitve_gospodn/ (Дата обращения 12.09.2019).

[7] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Библейскобогословский институт св. апостола Андрея, 2017. С. 366

[8]Николай Кавасила: Изьяснение Божественной литургии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/#0_32 (Дата обращения 12.09.2019).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: