Бухгалтерский документ подтверждает, совершение хозяйственных операций. Бухгалтерский документ является средством предупреждения хищения товарно – материальных ценностей.
Первичные документы:
В зависимости от роли в учетном процессе:
- распорядительные (документ, который содержит распоряжение, например указ распоряжения);
- исполнительные (оправдательные, они подтверждают факт совершения хозяйственных операций).
Документы бухгалтерского оформления:
- накопительные ведомости, расчеты, виды справок различные.
- комбинированные (выполняют функции распорядительных и оправдательных документов).
Документы по времени составления:
- разовые (в документе отражена одна хозяйственная операция или несколько, но в один рабочий прием).
- накопительные (составляется в течении периода, месяца, квартала и так далее).
Документы по месту составления:
- внутренние (отражают совершение хозяйственных операций экономических субъектов).
- внешние (вне экономического субъекта).
Документы по порядку составления:
- первичные (составление на каждую операцию в момент ее совершения).
- сводные (составляется на основе первичной документации).
Документы по порядку заполнения:
- ручной способ.
- компьютерный способ.
По правовому признаку в зависимости от качественных характеристик. Доброкачественные документы должны отвечать следующим требованиям:
1. Должны составляться по форме, они должны быть составлены на бланках установленной формы, содержать необходимые реквизиты.
2. Должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций. В исправлениях, которые есть, должны быть подписи лиц составляющих документ с указанием даты.
3. Заполнение должно обеспечивать сохранность записи в течении времени, которое установлено. Только эти способы могут быть допущены.
Способ красного сторно – это красный стержень, означает вычитание.
Реквизиты:
- наименование;
- дата составления;
- наименование организации;
- содержание хозяйственной деятельности;
- измерители хозяйственных операций;
- наименование должностей, лиц;
- личная подпись и расшифровка;
Дополнительные реквизиты:
- номер документа;
- адрес организации;
- основания для совершения хозяйственных операций;
- печать организации;
Недоброкачественные:
1. Неправильно оформленные документы.
2. Документы отражающие незаконные операции (нарушены какие то нормы правила, инструкции);
Документы, отражающие вышеперечисленные операции, которые в действительности не осуществлялись называются «подложные документы », а так же фальсифицированные, это документы, в которых материальный подлог;
Интеллектуальный подлог - это документы, которые содержат заведомо ложные сведения:
1) Безденежные документы – документы от движения денежных средств, операции с которыми фактически не осуществлялись.
2) Бестоварные – от движения товарно – материальных ценностей, операции с которыми фактически не осуществлялись.
Значение в правоприменении бухгалтерских документов: могут способствовать решению задач оперативно – розыскной деятельности, служат основанием для возбуждения уголовного дела; доказательства по уголовному делу; является объектом исследования не только судебная бухгалтерия экспертизы, но и других видов экспертиз, например, товароведческой, почерковедческой и другой.
Регистры бухгалтерского учета – это сборные документы, по типам операций, предназначены для систематизации накопления информации, которая отражена в первичных документах.
Данные регистров отражаются, в бухгалтерской отчетности, на счетах.
Регистры ведутся в журналах, ведомостях, карточках, например, карточка учета материалов на складе.
По характеру записи:
- хронологические регистры (четкая последовательность операций);
- систематические (группируются в определённой системе);
По объекту содержания:
- регистры систематического учета (учет только в денежном выражении);
- регистры аналитического учета (более детализирован);
- комбинированные регистры (и синтетический а аналитический учет);
По технике записи:
- линейная
- шахматная
Регистр – учетная таблица.
Формы бухгалтерского учета:
1. Мемориально – ордерная. Этой формой пользуются все бюджетные организации. В ней предусматривается синтетический и аналитический учет.
2. Журнально - ордерная форма.
3. Упрощённая форма.
4. Механизированная форма.