Охарактеризуйте модель корпоративной культуры Э Шейна
Э. Шейн рассматривает культуру организации как способ суще-
ствования, адаптации к внешней среде (рис. 1). |
Рис. 1. |
Модель корпоративной культуры Э. Шейна |
Базовые |
представления о людях и мире (мировоззрение) |
Культурные индикаторы |
( |
например, язык, одежда, |
ритуалы, история, архитектура |
) |
Принятые ценности и нормы (официальные и неофициальные) |
Первый уровень формируют базовые представления о людях и мире:
– об окружающей среде организации;
– об истине внутри организации;
– о природе людей: внутреннее представление об общих человеческих характеристиках;
– о природе человеческих поступков, в частности представления об активности и о работе;
– о природе межличностных отношений.
Эти в своем большинстве неосознаваемые и непланируемые базовые предпосылки не являются изолированными друг от друга, а составляют вместе образ. И если пытаться понять культуру организации, нужно сначала понять ее мировоззрение.
Мировоззрение организации находит свое отражение в конкретных ценностях и стандартах поведения (второй уровень). Что под этим понимается? Непредписанные направления поведения, запреты и т.д., которые члены организации разделяют в большей или меньшей степени. Некоторые организации пытаются зафиксировать эти образцы и формируют так называемую философию менеджмента/организации.
Назовите показатели характеризующие корпоративную культуру в соответствии с моделью Ф Харриса и Р Морана.
1 Осознание себя и своего места в организации
2 Коммуникационная система и язык общения
|
3 Внешний вид, одежда и представление себя на работе
4 Что и как едят люди, привычки, традиции в этой области
5 Осознание времени, отношение к нему и его использование (
6 Взаимоотношения между людьми
7 Ценности
8 Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то
9 Процесс развития работника и научение
10 Трудовая этика и мотивирование
Какие типы корпоративной культуры вы можете назвать? Какие особенности характерны для культурной власти?
1. Культура власти характеризуется высоким уровнем централизации власти, поэтому качество принятых решений зависит от личностей, находящихся в центре структуры. Эта культура опирается на отдельных людей, позволяет быстро реагировать на события и изменения внешней и внутренней среды. Такая культура ограничивает размер организации, т.к. трудно одновременно контролировать различные виды деятельности, поэтому применяется в небольших организациях с линейной организационной структурой.
В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности.
2 Культура роли строится на сложившихся традициях и обычаях, не восприимчива к нововведениям, характеризуется строгой специализацией подразделений, определяющим влиянием правил и инструкций, задающих разделение работы, полномочия, способы связи и разрешение конфликтов. В культуре роли основной источник власти – сила положения в организационной иерархии. К личной власти здесь относятся неодобрительно. Организация с таким типом культуры работает лучше всего в стабильной обстановке, когда производство продукции хорошо налажено на длительный срок.
|
Такая культура подходит для организаций сугубо бюрократического характера со строгой иерархией власти и специализацией подразделений.
3 Культура задачи ориентирована на конкретный проект или работу, соответственно, и основной акцент в ней делается на выполнение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих работников, которые отождествляют себя с целями организации, стремятся к наилучшему коллективному результату, подчиняя ему индивидуальные цели. Таким образом, результат работы в команде становится выше личных целей и различий в статусе. Такая корпоративная культура имеет высокую приспособляемость к изменениям внешнего окружения.
4 Культура личности. Основной ценностью в этой культуре является личность человека, который делает в организации то, что хорошо умеет в рамках общей цели, большое внимание уделяется формированию деловой активности работников и установлению межличностных контактов. Источником власти является сила убеждения. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер
Таким образом, изучение сложившейся в организации культуры позволяет оценить ее адекватность стратегии и структуре организации, а также своевременно совершенствовать отношения в организации и поддерживать ее эффективность.
|
5 Чем характеризуется культура роли? В культуре роли основной источник власти – сила положения в организационной иерархии. К личной власти здесь относятся неодобрительно. Организация с таким типом культуры работает лучше всего в стабильной обстановке, когда производство продукции хорошо налажено на длительный срок.
Такая культура подходит для организаций сугубо бюрократического характера со строгой иерархией власти и специализацией подразделений.
6 Назовите основные черты культуры задачи. Ориентирована на конкретный проект или работу, соответственно, и основной акцент в ней делается на выполнение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих работников, которые отождествляют себя с целями организации, стремятся к наилучшему коллективному результату, подчиняя ему индивидуальные цели. Таким образом, результат работы в команде становится выше личных целей и различий в статусе.
7 В чем особенности культуры личности? Основной ценностью в этой культуре является личность человека, который делает в организации то, что хорошо умеет в рамках общей цели, большое внимание уделяется формированию деловой активности работников и установлению межличностных контактов. Источником власти является сила убеждения. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер.