Дисциплина «Судебная статистика» формирует у бакалавров следующие компетенции:
а) Общекультурные:
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
б) Профессиональные:
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
Студент в результате освоения программы дисциплины «Судебная статистика» должен:
знать:
- основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;
уметь:
-применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
владеть:
-навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||||
з.е. | час. | по семестрам | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | |||||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | ¾ | ||||
Семинары или Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа (СРС) | |||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная форма обучения
|
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||||
з.е. | час. | по семестрам | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | 0,5 | 1,5 | |||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | ¾ | ||||
Семинары или Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа (СРС) | |||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная форма обучения (на базе ВПО)
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||||
з.е. | час. | по семестрам | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | |||||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | |||||
Семинары или Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа (СРС) | |||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Очная форма обучения (на базе СПО)
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||||
з.е. | час. | по семестрам | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | |||||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | ¾ | ||||
Семинары или Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа (СРС) | |||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная форма обучения (на базе СПО)
|
Правоведение
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
з.е. | час. | по семестрам | ||
1-2 | 3-4 | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | 72* | |||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
*Из них 46 ч. – общая трудоемкость по нормативному учебному плану ФНО (повышенный уровень), а 26 ч. – количество часов по индивидуальному учебному плану.
Право и организация социального обеспечения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
з.е. | час. | по семестрам | ||
1-2 | 3-4 | |||
Общая трудоемкость дисциплиныпо учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1. Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки
Общее представление о статистике и вехи ее становления и развития: описательное, арифметическое и математическое направления.
Предмет статистической науки. Необходимость изучения количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественным своеобразием.
Методы статистической науки. Массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка, выведение и анализ обобщающих показателей в статистическом исследовании. Обусловленность метода статистики особенностями ее предмета.
|
Общая теория статистики и отдельные отрасли статистики: экономическая; социальная; правовая.
Судебная статистика как одна из отраслей правовой (юридической) статистики. Ее место в системе статистической науки. Предмет и задачи судебной статистики. Значение судебной статистики для юридической науки и практики (в изучении преступности, её причин и условий, мер противодействия этому негативному явлению; в руководстве и контроле за деятельностью правоохранительных органов, органов юстиции и суда).
Тема 2. Статистическое наблюдение
Понятие статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению. Этапы (организация) его проведения.
Понятие объекта статистического наблюдения. Объекты уголовно-правовой статистики (преступления, преступники и наказания). Объекты административно-правовой статистики (правонарушения, правонарушители, административные наказания). Объекты гражданско-правовой статистики (гражданские дела, истцы, ответчики и судебные решения).
Единицы наблюдения, единицы совокупности и единицы измерения в статистике.
Программа статистического наблюдения. Правила её построения. Необходимость разработки программы статистического наблюдения в тесной связи с вопросами дальнейшей обработки и анализа статистических материалов.
Основные виды и формы (способы) статистического наблюдения. Выборочное статистическое наблюдение. Его теоретические основы. Ошибки выборки.
Социологические методы сбора статистической информации.
Документы первичного учета и их значение в правовой статистике.
Тема 3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
Понятие и виды статистических сводок. Децентрализованные, централизованные, смешанные. Ручная и машинная (автоматизированная) сводки.
Понятие и виды статистических группировок. Типологические, структурные и аналитические группировки. Простые и сложные группировки. Первичные и вторичные группировки. Иерархические и неиерархические группировки. Статические и динамические группировки. Качественные и количественные группировки.
Основные группировки в отдельных отраслях судебной статистики. Классификация (категоризация) преступлений по юридическим (уголовно-правовым) и описательным (криминологическим) признакам. Классификация споров о гражданском праве.
Способы изложения статистических показателей: табличный и графический.
Понятие и элементы статистической таблицы. Виды таблиц (простые, групповые и комбинационные). Использование статистических таблиц в аналитической работе правоохранительных органов, органов юстиции и суда.
Понятие и элементы статистического графика. Виды графиков. Диаграммы, статистические карты и их использование в аналитической работе правоохранительных органов, органов юстиции и суда.
Тема 4. Обобщение и анализ статистических показателей
Понятие обобщающих показателей, их виды и значение при проведении статистического анализа.
Понятие и виды абсолютных величин (натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные; моментные и интервальные).
Понятие и виды относительных величин (динамики, структуры и интенсивности). Структура преступности, коэффициенты преступности и криминальной пораженности. Применение относительных величин в судебной статистике.
Понятие и виды средних величин (степенные и структурные). Техника их вычисления. Применение средних величин в судебной статистике.
Динамические ряды и их виды (моментные и интервальные). Показатели динамического ряда: уровень, длина, лаг, тренд, сезонные колебания, абсолютный прирост (снижение), темп роста (снижения), темп прироста и величина одного процента прироста. Правила и порядок проведения расчетов рядов динамики. Аналитические и эмпирические способы преобразования динамических рядов (укрупнение, смыкание и усреднение).
Ряды распределения (вариационные ряды) и их виды. Показатели вариации (размах, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации) и техника их вычисления.
Понятие и виды статистических индексов: индивидуальные и тотальные (общие); базисные и цепные; агрегатные и средние.
Цели и задачи статистического анализа. Закон больших чисел и теория вероятностей – научная основа анализа статистических данных. Особенности анализа показателей уголовно-правовой и гражданско-правовой статистики. Использование результатов анализа показателей правовой статистики в деятельности правоохранительных органов, органов юстиции и суда.
Понятие о функциональной и корреляционной связи. Статистическое исследование взаимосвязей и причинности юридически значимых явлений. Способы установления взаимосвязей. Методы измерения тесноты связи.
Тема 5. Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности
Роль уголовной статистики в изучении преступности. Теоретический (качественный) анализ социальной природы преступности – основа ее статистического изучения. Уголовная статистика и уголовное право, уголовный процесс и криминология. Основные задачи статистического изучения преступности: определение состояния преступности, ее уровня, структуры и динамики; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений; изучение личности преступника; изучение системы мер противодействия преступности.
«Кривое зеркало» статистики преступности. Границы достоверности статистических данных о преступности. Соотношение статистически регистрируемой и реальной (фактической) преступности. Факторы, определяющие это соотношение.
Приемы совместного использования статистической отчетности правоохранительных органов, органов юстиции и суда при анализе данных о состоянии и движении преступности. Привлечение материалов других отраслей статистики (экономической и социальной) в целях глубокого изучения преступности и связанных с ней проблем.
Тема 6. Анализ статистических показателей деятельности правоохранительных и судебных органов
Реальное отражение деятельности правоохранительных органов, суда и состояния преступности – важнейшее требование, предъявляемое к статистическим показателям, подвергаемым анализу.
Формы статистической отчетности и показатели, характеризующие объем и качество работы органов предварительного расследования, судов и органов, исполняющих наказания. Необходимость их комплексного анализа.
Основные показатели оценки работы следователей: характеристика объема работы; число дел, оконченных производством; показатели раскрываемости преступлений; сроки расследования; показатели нагрузки; показатели необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел и др.
Основные показатели оценки работы судов: характеристика объема работы, сроки рассмотрения уголовных дел, характеристика качества работы суда первой инстанции судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (число отмененных и измененных приговоров и решений), показатели качества работы судов вышестоящих инстанций и др. Классификация судебных ошибок и учет степени их тяжести.
Изучение статистических показателей деятельности органов, исполняющих наказания. Изучение состава заключенных для их надлежащего распределения, установления соответствующего режима для отдельных категорий заключенных, оптимальной постановки общеобразовательного и профессионально-технического обучения, а также для правильного учета результатов достижения целей наказания.
Гражданско-правовая статистика и изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникновения и работы судов по разрешению дел о праве гражданском.
Тема 7. Автоматизированные системы обработки статистических данных
Автоматизированная информационная система судебного делопроизводства (АИС «Правосудие»).
Программный комплекс для свода и обработки статистической отчетности в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ «Судебная статистика».
5.2 Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, исполь-зуемые при проведении занятий | ||
лек-ции | практи-ческие или семинар-ские занятия | лабора-торные занятия | ||||
Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Статистическое наблюдение | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Обобщение и анализ статистических показателей | ¾ | ¾ | Решение задач | |||
Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Анализ статистических показателей деятельности правоохранитель-ных и судебных органов | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Автоматизирован-ные системы обработки статистических данных | ¾ | ¾ | Реферат с презента-цией | |||
ВСЕГО | ¾ | ¾ | Опрос; решение задач; реферат с презентацией | |||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 30 % (12 час.) | ¾ | ¾ | Решение задач; реферат с презента-цией |
Заочная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, исполь-зуемые при проведении занятий | ||
лек-ции | практи-ческие или семинар-ские занятия | лабора-торные занятия | ||||
Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Статистическое наблюдение | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Обобщение и анализ статистических показателей | ¾ | ¾ | ¾ | Решение задач | ||
Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Анализ статистических показателей деятельности правоохранитель-ных и судебных органов | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Автоматизирован-ные системы обработки статистических данных | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
ВСЕГО | ¾ | ¾ | Опрос; решение задач | |||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 30 % (2 час.) | ¾ | ¾ | Решение задач |
Заочная форма обучения (на базе ВПО)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, исполь-зуемые при проведении занятий | ||
лек-ции | практи-ческие или семинар-ские занятия | лабора-торные занятия | ||||
Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки | ¾ | ¾ | ¾ | |||
Статистическое наблюдение | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Обобщение и анализ статистических показателей | ¾ | ¾ | Решение задач | |||
Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Анализ статистических показателей деятельности правоохранитель-ных и судебных органов | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Автоматизирован-ные системы обработки статистических данных | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
ВСЕГО | ¾ | Решение задач | ||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 30 % (2 час.) | ¾ | ¾ | Решение задач |
Очная форма обучения (на базе СПО)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, исполь-зуемые при проведении занятий | ||
лек-ции | практи-ческие или семинар-ские занятия | лабора-торные занятия | ||||
Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Статистическое наблюдение | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Обобщение и анализ статистических показателей | ¾ | ¾ | Решение задач | |||
Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Анализ статистических показателей деятельности правоохранитель-ных и судебных органов | ¾ | ¾ | Опрос | |||
Автоматизирован-ные системы обработки статистических данных | ¾ | ¾ | Опрос | |||
ВСЕГО | ¾ | ¾ | Опрос; решение задач | |||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 30 % (10 час.) | ¾ | ¾ | Решение задач |
Заочная форма обучения (на базе СПО)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, исполь-зуемые при проведении занятий | ||
лек-ции | практи-ческие или семинар-ские занятия | лабора-торные занятия | ||||
Понятие, история становления, предмет, метод и система статистической науки | ¾ | ¾ | ¾ | |||
Статистическое наблюдение | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Обобщение и анализ статистических показателей | ¾ | ¾ | Решение задач | |||
Практическая значимость выводов статистического анализа. Приемы изучения преступности | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Анализ статистических показателей деятельности правоохранитель-ных и судебных органов | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
Автоматизирован-ные системы обработки статистических данных | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | |
ВСЕГО | ¾ | Решение задач | ||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 30 % (2 час.) | ¾ | ¾ | Решение задач |
5.3 Самостоятельная работа 1 [*]
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Решение задач | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Написание реферата, подготовка презентации | ||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1 | Конспектирование материала | |
Конспектирование материала | ||
3 | Конспектирование материала | |
Выполнение контрольной работы | ||
5 | Конспектирование материала | |
6 | Конспектирование материала | |
7 | Конспектирование материала | |
Итого: |
Заочная форма обучения (на базе ВПО и СПО Право и организация социального обеспечения)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Конспектирование материала | ||
2 | Конспектирование материала | |
3 | Конспектирование материала | |
Выполнение контрольной работы | ||
5 | Конспектирование материала | |
6 | Конспектирование материала | |
7 | Конспектирование материала | |
Итого: |
Очная форма обучения (на базе СПО)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Решение задач | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Итого: |
Заочная форма обучения (на базе СПО Правоведение)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Выполнение контрольной работы | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Конспектирование материала | ||
Итого: |