Семинарские (практические) занятия – важнейшая форма индивидуального освоения бакалаврами содержания курса непосредственно в аудитории под руководством преподавателя.
Практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: подробного изучения текста лекции, ознакомления с нормативными актами, Интернет-ресурсами, научной и учебной литературой (основной и дополнительной). При этом настоятельно рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности, основных понятий, определений и положений, содержащих ответы на вопросы, выносимые на семинар. Далее целесообразно прорепетировать свой ответ, опираясь на текст конспекта при цитировании нормативных положений или мнений ученых. Конспект подскажет план выступления, основные мысли, которые следует обсудить на занятии.
Активное участие в семинарах предполагает выступления на них, дополнение ответов однокурсников, коллективное обсуждение спорных вопросов и проблем, что способствует не только проверке полученных знаний, но и формированию у студентов творческого мышления, навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и доказательно излагать свои мысли. Во время занятия необходимо внимательно слушать все выступления, отмечать ошибочные, спорные или недостаточно аргументированные стороны в них, на основании чего представлять свои решения и обоснования обсуждаемых проблем.
В завершение занятия после подведения преподавателем итогов студентам следует с учетом рекомендаций преподавателя и прозвучавших ответов сокурсников дополнить или исправить свои конспекты, составленные при подготовке к семинару. В случае получения отрицательной оценки или отсутствия на практическом занятии без уважительной причины студент обязан восполнить этот пробел самостоятельным изучением соответствующего материала и явиться на собеседование для проверки преподавателем его знаний.
|
Освоение учебной дисциплины предполагает широкое использование интерактивных форм обучения: обсуждение и оценка рефератов с презентацией по наиболее сложным и интересным темам курса, а также решение задач. Применение указанных образовательных технологий предполагает ознакомление студентов с требованиями, предъявляемыми к подготовке к таким семинарам.
Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1
1. Понятие и история становления статистической науки.
2. Предмет и метод статистики.
3. Система статистики.
4. Судебная статистика как отрасль правовой статистики. Её предмет и задачи.
5. Значение судебной статистики для юридической науки и практики.
При подготовке по первой теме бакалавр должен обратить особое внимание на этапы становления и развития статистики. Необходимо также выяснить значения, в которых употребляется данный термин. При рассмотрении вопроса о предмете судебной статистики следует указать, что она изучает количественную сторону массовых правовых явлений и процессов общественной жизни. При изучении специфических методов статистического исследования необходимо раскрыть их содержание. При характеристике системы следует сконцентрировать внимание на отраслях именно юридической статистики.
Занятие проводится в интерактивной форме – реферат с презентацией. Тематика рефератов и рекомендации по его написанию приведены в разделе УМК «Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы».
|
Тема 2
1. Понятие статистического наблюдения.
2. Этапы (организация) статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к наблюдению.
3. Программа статистического наблюдения.
4. Формы и виды статистического наблюдения. Выборочное статистическое наблюдение. Ошибки выборки.
5. Социологические методы сбора статистической информации.
6. Документы первичного учета и их значение в уголовно-правовой статистике.
При подготовке по второй теме следует дать определение такому методу статистического исследования как специально организованное массовое статистическое наблюдение, а также уяснить его цели и задачи. Кроме того, необходимо усвоить понятия объекта статистического наблюдения, единицы наблюдения, единицы совокупности; требования, предъявляемые к собираемым данным. В обязательном порядке следует ознакомиться с программой наблюдения, прийти к выводу, что ее содержание зависит от целей и задач исследования, выявить принципы составления такой программы. При раскрытии вопроса о формах наблюдения следует учесть, что основными формами наблюдения выступают отчетность, перепись и документальный способ. Анализируя виды наблюдения, следует дифференцировать их по различным основаниям: по времени, по положению наблюдателя в процессе наблюдения, по полноте охвата фактов и др. При изучении выборочного наблюдения необходимо определить такие понятия, как «генеральная совокупность», «выборочная совокупность»; усвоить приемы организации выборки; проанализировать ошибки выборки, в частности, ошибку репрезентативности, а также методы контроля достоверности статистических данных (арифметический, логический, документальная проверка). К социологическим методам сбора данных относят опрос, беседу, анкетирование, интервьюирование, тестирование, контент-анализ и др. Документы первичного учета представлены статистическими формулярами, имеющими различную форму.
|
Тема 3
1. Понятие и виды статистических сводок.
2. Понятие и виды статистических группировок.
3. Понятие статистической таблицы, её структура и виды.
4. Статистический график: понятие, структура, виды.
При изучении третьейтемы следует рассмотреть понятие сводки в узком и широком смыслах, а также раскрыть её виды в зависимости от способов сбора либо обработки статистической информации. От сводки следует отличать группировку, определяемую задачами и целями исследования. Во-первых, группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого массового правового явления. Во-вторых, в зависимости от задач принято выделять три основные вида группировки: типологическую, структурную и аналитическую. Кроме того, существуют другие классификации группировок в зависимости от тех или иных признаков (например, простые и сложные группировки и т.д.). При подготовке вопроса о статистических таблицах необходимо уяснить те требования, которые предъявляются к ней при её составлении, знать её составные части и виды. В отношении вопроса о статистических графиках следует дать понятие, раскрыть их структуру и указать виды.
Тема 4
1. Обобщающие показатели и их виды. Абсолютные величины.
2. Относительные величины: понятие и виды. Вычисление и применение в судебной статистике.
3. Средние величины: понятие, виды, расчет.
4. Показатели вариации и вариационные ряды.
5. Ряды динамики: понятие, виды, показатели. Правила и порядок проведения расчетов рядов динамики.
6. Индексы в судебной статистике.
7. Статистическое исследование взаимосвязей и причинности юридически значимых явлений. Способы установления взаимосвязей. Методы измерения тесноты связи.
Готовясь к четвертой теме, следует уяснить виды обобщающих показателей и их значение при проведении статистического анализа. При рассмотрении вопроса об относительных показателях необходимо проанализировать виды и технику вычисления последних. Особое внимание нужно уделить рассмотрению вопроса о средних величинах: их понятию, видам, технике вычисления и особенностям применения в судебной статистике. Наряду с этим, следует изучить показатели (признаки) вариации: размах вариации, линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. При рассмотрении статистических индексов нужно подробно остановиться на видах индексируемых величин, а также методике их расчета. При изучении вопроса о динамических рядах следует разобрать все характеристики динамического ряда, а также условия, необходимые для его построения и исследования. При изучении указанного вопроса важная роль принадлежит функциям статистического анализа.
Данное задание рекомендовано к проведению в интерактивной форме – решение задач.
Пример. В колонии общего режима работают 4 бригады. При этом одна выполняет план работ на 90 %, вторая – на 100 %, третья – на 60 %, а четвертая – на 120 %. Определите средний процент выполнения плана в данной колонии.
Тема 5
1. Практическая значимость выводов статистического анализа.
2. Статистические показатели изучения преступности: понятие, виды, значение.
3. Порядок расчета статистических показателей преступности.
Особое внимание в ходе изучения пятой темы необходимо уделить основным задачам статистического изучения преступности: определению состояния преступности, ее уровня, структуры и динамики, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, изучению личности преступника, а также всей системы мер борьбы с данным негативным явлением.
Тема 6
1. Статистическая отчетность органов внутренних дел, прокурорских органов, органов, исполняющих наказания, органов юстиции и ее значение в улучшении их деятельности. Содержание основных форм статистической отчетности этих органов.
2. Статистическая отчетность судов. Первичный учет в судах всех уровней. Формы отчетности. Нормативная основа организации и проведения статистического учета и отчетности в деятельности судов.
3. Публикация статистических данных. Проблема достоверности статистической информации.
4. Значение статистических отчетов (в контроле за деятельностью органов внутренних дел, прокуратуры, судов и исправительных учреждений; в развитии законодательства; в изучении криминогенной ситуации).
При изучении шестой темы необходимо проанализировать данные ведомственной статистики судов, органов прокуратуры, полиции, юстиции, учреждений, исполняющих наказание, нотариата и др. При этом необходимо исследовать формы статистической отчетности и их показатели, характеризующие объем и качество работы указанных органов.
Тема 7
1. АИС «Правосудие».
2. Программный комплекс для свода и обработки статистической отчетности «Судебная статистика».
Занятие проводится в интерактивной форме – реферат с презентацией. Тематика рефератов и рекомендации по его написанию приведены в разделе УМК «Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы».
Рассматривая седьмуютему, следует дать понятие и охарактеризовать структурные элементы не только указанных в рабочей программе автоматизированных информационных систем, но и найти аналогичную информацию о других АИС.