Лекции представляют собой одну из основных форм обучения бакалавров, с помощью которых они знакомятся с основными научно-теоретическими и практическими положениями дисциплины и получают рекомендации по самостоятельной работе с первоисточниками, а также учебной литературой. Лекционные занятия оказывают ориентирующее воздействие на слушателей, формируют интерес и желание разобраться в освещаемых лектором проблемах.
Лекции требуют от студентов определенной подготовки, в рамках которой они должны ознакомиться с темой предстоящего занятия, повторить ранее пройденные темы по вопросам, которые будут освещаться лектором, а также вспомнить материал смежных дисциплин. Кроме того, на лекции следует иметь при себе рабочую программу курса, которая будет способствовать развитию мнемонической памяти, а также возникновению ассоциаций между выступлением лектора и программными вопросами.
В ходе лекционного занятия необходимо очень внимательно слушать излагаемый материал и конспектировать его основные положения. Не стоит пытаться полностью записать всю лекцию, поскольку скорость последней не рассчитана на аутентичное воспроизведение выступления лектора в конспекте. Следует записывать лишь сущность излагаемых проблем, выводы, а также те положения, на которых лектор концентрирует внимание. Предлагаемые в ходе лекции дефиниции нужно по возможности записать дословно и выделить другим цветом или же подчеркнуть. При изложении лектором хода научной дискуссии рекомендуется кратко законспектировать ведущие позиции и фамилии отстаивающих их ученых. Если в обоснование своих выводов лектор приводит ссылки на нормативные акты и статистические данные, имеет смысл передать их общее содержание и указать источник, в котором можно почерпнуть более детальную информацию. В случае возникновения по ходу лекции вопросов, их следует записать и задать в конце лекции в специально отведенное для этого время.
|
По окончании лекции (в тот же или на следующий день, пока в памяти ещё сохранилась информация) бакалаврам полезно доработать свои конспекты, привести их в порядок, дополнить сведениями с учетом изученного нормативного, научного и справочного материала. Крайне желательно на полях конспекта отмечать не только существующие в доктрине точки зрения по рассматриваемой проблеме, но и выражать свое мнение о законспектированных положениях. Следовательно, конспектирование в ходе лекции и последующая работа над конспектом – важный творческий процесс, стимулирующий умственные силы студентов, побуждающий их тщательно обдумывать получаемую информацию, отбирать наиболее существенные сведения, делать обобщения, излагать собственные выводы и т.п. Только так можно закрепить в памяти важнейшие положения теории и решения практики, которые необходимо усвоить.
Преподавание дисциплины может реализовываться в следующих типах лекционных занятий:
¾ вводная лекция дает первое целостное представление о дисциплине (история становления, основные достижения и ведущие представители науки, предмет, метод, цель и задачи курса, место в системе дисциплин, перспективные направления исследований, обзор нормативных и литературных источников и т.п.), что ориентирует студентов в дальнейшей работе в рамках курса;
|
¾ лекция-дискуссия состоит в изложении лектором новой информации, постановке вопросов для аудитории и организации дискуссии в целях поиска ответов на поставленные вопросы;
¾ лекция-конференция представляет собой совокупность заранее подготовленных студентами докладов длительностью 5-10 мин. каждый в рамках предложенной преподавателем темы, которые позволяют всесторонне осветить проблему. В конце занятия лектор обязательно подводит итоги выступлений, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы;
¾ лекция-консультация заключается в ответе лектора на вопросы аудитории по какой-либо теме или всему курсу;
¾ лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой лектором информации в виде поиска намеренно допущенных ошибок (в конце лекции обязательно проводится их разбор);
¾ проблемная лекция – новое знание вводится через постановку проблемы, содержание которой раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Применение указанных образовательных технологий требует специальной подготовки не только от преподавателя, но и участвующих в занятии студентов. Так, первая тема запланирована к проведению в форме вводной лекции с элементами дискуссии, поэтому студенты должны предварительно ознакомиться с соответствующим теоретическим материалом, законспектировать важнейшие положения и быть способными высказать самостоятельные суждения по обсуждаемым на занятии вопросам.