Отцы и дети в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»




Отцы и дети

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?

102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?

111. Что такое мудрая родительская любовь?

107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?

101. Когда родители могут гордиться детьми?

103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?

105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

Среди "вечных" проблем, с которыми сталкивается человечество на протяжении долгого времени, воспитание детей-один из болезненных вопросов, обойти который не удавалось никому. Семья играет огромную роль в жизни ребёнка. От того, как он будет воспитан, зависит его будущее. Но недаром говорится, что лучшим воспитанием является пример, который подают родители. Дети ещё плохо разбираются в том, что хорошо, а что плохо, и именно старшее поколение закладывает в них "фундамент", на котором складываются самые важные человеческие качества: честность, трудолюбие, уважение и толерантность к окружающим. Но родители по-разному занимаются данной проблемой, ведь у каждого человека свои взгляды и ценности. Отцы стараются научить детей жизни, в своих наставлениях передавая им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. Так что же важнее для детей: советы родителей или их пример?

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Молчалин, о жизни которого читателю известно очень мало, в одном из эпизодов, разговаривая с Лизой, признаётся в том, что отец завещал ему "угождать всем людям без иъятья". Этому "завещанию" Алексей Степанович следует на протяжении всей своей жизни. Оказавшись в расположении Фамусова, он, умело угождая ему во всём, становится секретарём; проводя бессонные ночи напролёт с Софьей, добивается её расположения. В этом же произведении можно проследить за взаимоотношениями Павла Афанасьевича со своей дочкой. Фамусов, безусловно, любит свою дочь и желает ей счастья. Однако счастье означает для него деньги, и именно поэтому он приучает Софью к мыслям о выгоде, совершая при этом огромную ошибку, ведь девушка может, как и Молчалин, жить только за счёт подхалимства и лицемерия. Таким образом, можно сказать, что советы родителей могут не только во благо их ребёнку. Размышляя о том, как пример родителей может повлиять на восприятие мира ребёнком, я не могу не обратиться к произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", в котором чётко видно, как отец влияет на своего ребёнка. Тарас Бульба занимал высокое положение в обществе, был искусным воином и главнокомандующим. Именно это хотел перенять его сын Остап, для которого отец стал примером для подражания. Остап восхищался им, горел желанием воевать, он хотел воинских почестей. Сын шёл "по стопам" отца, и Тарас Бульба гордился этим и восторгался. Остап повторил героический путь отца и стал для товарищей примером для подражания. Данный пример становится доказательством того, что родители своим примером оказывают огромное влияние на жизнь своих детей.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что и советы родителей, и их примеры одинаково важны для ребёнка, ведь младшим всегда нужно на что-то опираться. Ведь как говорил Н.М.Карамзин: "Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты".

 

Обломов и Штольц

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух персонажей. Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?". Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне. Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь. Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии. Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца. Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни. Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку. Итак, мы видим, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца. Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери. Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой. Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня". Воспитание Штольца и Обломова, как мы видим, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличалось воспитание Обломова и Штольца, которое сильно повлиял на взрослую жизнь героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Проблема воспитания в романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

По моему мнению, и пример, и советы родителей одинаково важны для детей. Они предстают некой совокупностью и оказывают на ребенка сильное влияние, так как именно родители определяют его будущее мировоззрение и модель поведения, закладывающуюся с раннего детства. Нужно заметить, что изначально ребенок может растеряться и не пойти путем родителей, устроив жизнь так, как сочтет нужным, но он все же будет помнить все то, что ему когда-то пытались привить старшие, поэтому сможет сделать необходимые выводы и принять нужное решение.

Свою точку зрения я могу подтвердить примерами из художественной литературы. В романе Гончарова "Обломов " поведение Андрея Штольца является результатом его воспитания. Его родители были для него примером достойного поведения. Они помогли мальчику развить его способности, подтолкнули его к нужным решениям. Благодаря их советам Штольц многое усвоил. Его судьба сложилась именно так, как он хотел. Молодой человек занял желаемую должность, осуществил мечту о путешествиях, обрел немало хороших знакомых и друзей. За все, полученное от жизни, Андрей был благодарен своим воспитателям, то есть родителям, поведение которых казалось ему образцово-показательным. Для него были одинаково важны как их пример, так и их советы.

372 слова) Дети всегда будут подражать родителям и прислушиваться к их советам. Что же помогает детям больше, что для них более важно: наставления или пример? По моему мнению, ни один ребёнок по-настоящему не прислушается к совету, если этот совет не будет подкреплён действиями самих родителей. Поведение родителей во многом определяет и поведение их детей. Если мама и папа – это порядочные, честные и добрые люди, то их ребёнок легко поймёт, что считать правильным, ориентируясь на поведение родителей. Для обоснования своей позиции я приведу литературные аргументы.

В произведении И. Шмелёва «Лето Господне» примером для подражания главного героя является его отец. Богатство и достаток не испортили его характера, он был добродушным, щедрым, набожным, хорошо относился к людям вокруг него и стремился привить сыну те же качества. Отец не бросал слов на ветер, привык исполнять то, что пообещал, и поэтому мальчик даже не знал, что можно поступать иначе. Он невольно старался воспроизводить отцовское поведение с самого раннего возраста, и поэтому сам вырос таким же добрым и честным человеком.

В качестве примера подходит и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». В семье Кирсановых у отца с сыном было много отличий, но много было и общего. Николай Петрович, при всём своем простодушии и наивности, вёл честную жизнь, старался делать только хорошее и видел в каждом человеке его самые лучшие качества. Он женился по любви и любил свою жену до самой её смерти. Сын, наблюдая в родителе такие качества, видел в нём пример для подражания. Вряд ли довольно умный и образованный Аркадий последовал бы советам отца, если бы тот лишь разглагольствовал на разные «воспитательные» темы. Но Николай Петрович объяснял сыну, как надо жить, безо всяких слов, только своим поведением и поступками. Поэтому Аркадий стал таким же мягким, добрым, как и его отец, и даже близкое знакомство с Базаровым, который был почти полной противоположностью Аркадия, не смогло изменить его характер.

Поступки и поведение родителей для детей намного важней, чем любые наставления и нравоучения. Они раскрывают смысл всех советов, наглядно демонстрируют их полезность и правильность. Дети, наблюдая благородные и честные поступки родителей, легко и с радостью повторяют их действия, пусть они не осознают подоплёки того или иного дела, не могут понять умные слова, которыми говорят взрослые. Личность начинает формироваться гораздо раньше, чем осмысленная речь, и потому важно подавать малышу пример с самого его рождения.

Отцы и дети в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Отцы и дети. Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.

В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” тема отцов и детей имеет особое значение. Нас, читателей, интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. Например, нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей и словом, и примером. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. С чувством радости отец отправляет Андрея на войну, потому что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.Старший Болконский понимает службу так: служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность. Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”, например, на батарее Тушина. При расставании он четырежды повторяет слово “спасибо”. Это спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну. Пусть лучше больно, чем стыдно. Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним. Он восхищается его образованностью в политических делах, самообразованием. Я думаю, что князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки. В то время, как отец Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.
Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти. Отец мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.
Он не деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Отец оставляет свой вопрос без ответа. Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых. Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”? Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: