Организация рабочего места при работе с художественными материалами.




Пояснительная записка

О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

 

Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;

– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

– освоение простейших технологий дизайна и оформления;

– воспитание зрительской культуры.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.

 

Программа

Й класс

Цвет и форма (32 часа)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.

Сюжет.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.

2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.

3. Гармония в жизни и искусстве.

4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.

Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах про-граммы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф,

Содержание программы

1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.

Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.

Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.

Организация рабочего места при работе с художественными материалами.

3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.

4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.

5. Компоненты изобразительной деятельности:

– изготовление и подготовка к работе палитры;

– способы разведения и смешивания красок;

– нанесение точек, линий, мазков;

– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;

– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;

– работа по мокрому листу;

– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)

6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).

Виды работ

 

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).

Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.

Знакомство с орнаментами.

Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).

Декорирование интерьера.

Работа пастелью (нанесение, втирание).

Знакомство с сангиной. Гризайль.

Первобытная живопись.

Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).

Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).

Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).

Знакомство с городским пейзажем.

Передача представлений о величине предметов, об их строении.

Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).

Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.

Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).

Мозаика. Работа локальными мазками.

Бумагопластика.

 

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;

– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;

– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

– самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.

 

Литература

1. Занимательное азбуковедение: физкультминутки на уроках /сост. В. В. Волина. –М.: Просвещение, 1991.

2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.

4. Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.

5. Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

6. Программа. Изобразительное искусство (с краткими методическими рекомендациями) / под ред. Б. М.Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. –.

7. Хрестоматия по детской литературе / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1988.

8. Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.

9. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе– М.: Просвещение, 1985.

 

 


ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Дата Тема урока Цель урока
1.   Рисунок по представлению “Какого цвета радуга?” Формировать у уч-ся представление о способе смешивания акварельных красок. Познакомить уч-ся с техникой работы по сырому фону Учить уч-ся выражать собственные мысли посредством изобразительного искусства Воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
2.   Рисунок по воображению “Петушок”. Сказка В. Сутеева “Петух и краски”. Развивать интерес к занятиям изобразительным искусством. Формировать умение составлять композицию рисунка по сюжету сказки
3.   Урок-сказка о красках. Совершенствовать умение смешивать акварельные краски для получения промежуточных цветов. Познакомить уч-ся с техникой работы гуашевыми красками. Развивать чувство прекрасного, умение работать акварельными красками.
4.   Волшебные листья и ягоды Познакомить уч-ся с понятиями «узор», «орнамент», «ритм» Формировать умение составлять орнамент из растительных форм. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.
5.   Рисунок по памяти “Золотые краски осени”. Познакомить детей с красотой осеннего пейзажа. Познакомить уч-ся а картиной Левитана «Золотая осень» Учить рисовать по памяти и представлению;. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.
6.   Рисование элементов декоративного оформления глиняной игрушки на примере дымковской игрушки. Познакомить уч-ся с Дымковской народной игрушкой. Дать представление уч-ся о геометрическом орнаменте на Дымковской игрушке Развивать умение вариативного применения, приемов декоративной росписи.. Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов. Способствовать формированию художественного вкуса.
7.   “Игрушки из глины”. Роспись игрушек элементами дымковской росписи. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область); Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках; учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки; Развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности; Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
    “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование рус. нар. сказки “Три медведя”. Рисунок эпизода к сказке в карандаше. Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
1(9)   «Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Три медведя”. Выполнение рисунка в цвете Развивать умение рисовать животных. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
2(10)   Декоративное рисование “Мы в гостях у мастеров Полховского Майдана”. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декаративно-прикладного искусства страны.
3(11)   Декоративное рисование “Русская матрешка”. Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи матрёшки; Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
4(12)   “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Гуси-лебеди” Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
5(13)   “Веселое слово Хохлома”. Знакомство с работами мастеров хохломской росписи. Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Хохломской росписи. Раскрыть истоки народного творчества Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа. Развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов
6(14)   Декоративное рисование “Разноцветная посуда”. Роспись карандашницы элементами хохломской росписи. Развивать эстетическое отношение к действительности; Дать сведения о художественной ценности “травного орнамента” в хохломских изделиях; Способствовать чувству бережного отношения к родной природе; Закрепить графические умения в передаче ритма на сложных элементов “травки” в полосе. (Травинки, кустики, стебель, ягодки) Развивать творческое отношение учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.
7(15)   Тематическое рисование “Чудеса зимы-красавицы”. Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса. Учить соблюдать в изображении пропорции, размер. Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
1 (16)   Тематическое рисование “Зимние забавы”. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.
2 (17)   Декоративное рисование. Узор для платья Снегурочки и Снежной королевы. Знакомство с народными орнаментами народов Севера Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус, умения работать акварельными красками. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны.
3 (18)   “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “ Лиса и заяц”. Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
4 (19)   “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “ Лиса и заяц”.
5 (21)   Декоративное рисование “Синие цветы Гжели”. Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с гжельской росписью; Развивать творческое воображение; Развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива, умения работать акварельными красками.
6 (22)   Декоративное рисование “Сервиз для любимой куклы”. Украшение посуды элементами росписи Гжели. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Продолжить знакомство уч-ся с творчеством гжельских мастеров. Формировать умение работать гуашевыми красками.
7 (23)   Декоративное рисование “Сказочная птица”. Продолжить знакомство уч-ся с творчеством гжельских мастеров. Формировать умение работать гуашевыми красками Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.
8 (24) 9 (25)   Тематическое рисование “На городской улице”. Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер, умения работать акварельными красками Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками
1(26)   Декоративное рисование Знакомство с элементами городецкой росписи. Познакомить уч-ся с особенностямитворчества Городецких мастеров. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус, умения работать акварельными красками.
    Декоративное рисование “Сказочное окно”. Роспись элементами городецкой росписи. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны.
28-29   Иллюстрирование русской народной сказки “Волк и семеро козлят” Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
    Декоративное рисование “Воин-богатырь”. Знакомство с искусством художников Палеха. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декаративно-прикладного искусства страны. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.
    Тематическое рисование “Праздничный салют” Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками
    Рисунок по воображению “ А для чего нам светит солнце?”. Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: