Пояснительная записка
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.
Программа
Й класс
Цвет и форма (32 часа)
I. Основные художественно-эстетические понятия.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.
Сюжет.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
II. Основы композиции.
1. Мера – соотношение части и целого.
2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.
3. Гармония в жизни и искусстве.
4. Соотношение частей.
III. Из истории развития искусства.
Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.
Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах про-граммы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.
Понятия:
1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф,
Содержание программы
1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.
Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.
Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.
Организация рабочего места при работе с художественными материалами.
3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.
4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.
Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.
5. Компоненты изобразительной деятельности:
– изготовление и подготовка к работе палитры;
– способы разведения и смешивания красок;
– нанесение точек, линий, мазков;
– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;
– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;
– работа по мокрому листу;
– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)
6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).
Виды работ
Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).
Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.
Знакомство с орнаментами.
Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).
Декорирование интерьера.
Работа пастелью (нанесение, втирание).
Знакомство с сангиной. Гризайль.
Первобытная живопись.
Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).
Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).
Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).
Знакомство с городским пейзажем.
Передача представлений о величине предметов, об их строении.
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.
Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).
Мозаика. Работа локальными мазками.
Бумагопластика.
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:
– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
Должны уметь:
– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;
– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;
– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
– самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.
Литература
1. Занимательное азбуковедение: физкультминутки на уроках /сост. В. В. Волина. –М.: Просвещение, 1991.
2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
3. Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
4. Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.
5. Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
6. Программа. Изобразительное искусство (с краткими методическими рекомендациями) / под ред. Б. М.Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. –.
7. Хрестоматия по детской литературе / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1988.
8. Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
9. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе– М.: Просвещение, 1985.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Цель урока |
1. | Рисунок по представлению “Какого цвета радуга?” | Формировать у уч-ся представление о способе смешивания акварельных красок. Познакомить уч-ся с техникой работы по сырому фону Учить уч-ся выражать собственные мысли посредством изобразительного искусства Воспитывать любовь к родному краю, к его природе. | |
2. | Рисунок по воображению “Петушок”. Сказка В. Сутеева “Петух и краски”. | Развивать интерес к занятиям изобразительным искусством. Формировать умение составлять композицию рисунка по сюжету сказки | |
3. | Урок-сказка о красках. | Совершенствовать умение смешивать акварельные краски для получения промежуточных цветов. Познакомить уч-ся с техникой работы гуашевыми красками. Развивать чувство прекрасного, умение работать акварельными красками. | |
4. | Волшебные листья и ягоды | Познакомить уч-ся с понятиями «узор», «орнамент», «ритм» Формировать умение составлять орнамент из растительных форм. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. | |
5. | Рисунок по памяти “Золотые краски осени”. | Познакомить детей с красотой осеннего пейзажа. Познакомить уч-ся а картиной Левитана «Золотая осень» Учить рисовать по памяти и представлению;. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. | |
6. | Рисование элементов декоративного оформления глиняной игрушки на примере дымковской игрушки. | Познакомить уч-ся с Дымковской народной игрушкой. Дать представление уч-ся о геометрическом орнаменте на Дымковской игрушке Развивать умение вариативного применения, приемов декоративной росписи.. Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов. Способствовать формированию художественного вкуса. | |
7. | “Игрушки из глины”. Роспись игрушек элементами дымковской росписи. | Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область); Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках; учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки; Развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности; Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа. | |
“Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование рус. нар. сказки “Три медведя”. Рисунок эпизода к сказке в карандаше. | Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям. | ||
1(9) | «Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Три медведя”. Выполнение рисунка в цвете | Развивать умение рисовать животных. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям. | |
2(10) | Декоративное рисование “Мы в гостях у мастеров Полховского Майдана”. | Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декаративно-прикладного искусства страны. | |
3(11) | Декоративное рисование “Русская матрешка”. | Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи матрёшки; Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; Воспитывать любовь к искусству народных мастеров. | |
4(12) | “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Гуси-лебеди” | Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям. | |
5(13) | “Веселое слово Хохлома”. Знакомство с работами мастеров хохломской росписи. | Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Хохломской росписи. Раскрыть истоки народного творчества Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа. Развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов | |
6(14) | Декоративное рисование “Разноцветная посуда”. Роспись карандашницы элементами хохломской росписи. | Развивать эстетическое отношение к действительности; Дать сведения о художественной ценности “травного орнамента” в хохломских изделиях; Способствовать чувству бережного отношения к родной природе; Закрепить графические умения в передаче ритма на сложных элементов “травки” в полосе. (Травинки, кустики, стебель, ягодки) Развивать творческое отношение учащихся, способствовать формированию художественного вкуса. | |
7(15) | Тематическое рисование “Чудеса зимы-красавицы”. | Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса. Учить соблюдать в изображении пропорции, размер. Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке. | |
1 (16) | Тематическое рисование “Зимние забавы”. | Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. | |
2 (17) | Декоративное рисование. Узор для платья Снегурочки и Снежной королевы. Знакомство с народными орнаментами народов Севера | Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус, умения работать акварельными красками. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны. | |
3 (18) | “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “ Лиса и заяц”. | Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям. | |
4 (19) | “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “ Лиса и заяц”. | ||
5 (21) | Декоративное рисование “Синие цветы Гжели”. | Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с гжельской росписью; Развивать творческое воображение; Развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива, умения работать акварельными красками. | |
6 (22) | Декоративное рисование “Сервиз для любимой куклы”. Украшение посуды элементами росписи Гжели. | Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Продолжить знакомство уч-ся с творчеством гжельских мастеров. Формировать умение работать гуашевыми красками. | |
7 (23) | Декоративное рисование “Сказочная птица”. | Продолжить знакомство уч-ся с творчеством гжельских мастеров. Формировать умение работать гуашевыми красками Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. | |
8 (24) 9 (25) | Тематическое рисование “На городской улице”. | Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер, умения работать акварельными красками Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками | |
1(26) | Декоративное рисование Знакомство с элементами городецкой росписи. | Познакомить уч-ся с особенностямитворчества Городецких мастеров. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус, умения работать акварельными красками. | |
Декоративное рисование “Сказочное окно”. Роспись элементами городецкой росписи. | Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декоративно-прикладного искусства страны. | ||
28-29 | Иллюстрирование русской народной сказки “Волк и семеро козлят” | Развивать умение рисовать животных. Совершенствовать умение выполнять набросок в карандаше. Расширять представление уч-ся о роли художника в оформлении книги сказок. Развивать творческое воображение, умение представлять действия героев согласно тексту сказки. Развивать графические навыки для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям. | |
Декоративное рисование “Воин-богатырь”. Знакомство с искусством художников Палеха. | Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декаративно-прикладного искусства страны. Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. | ||
Тематическое рисование “Праздничный салют” | Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками | ||
Рисунок по воображению “ А для чего нам светит солнце?”. | Совершенствовать умение составлять композиция, соблюдая пропорции и размер Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус. Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками |