ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа по курсу «Педагогика и психология» является необходимым видом работы студента заочной формы обучения. Она направлена на овладение основными понятиями изучаемого курса и расширение знаний студента по дисциплине «Психология и педагогика». Контрольную работу следует выполнять в определенной последовательности.
Вашим первым шагом является выбор темы. Вы знаете, что традиционно последняя цифра в номере вашей зачетной книжки соответствует номеру и названию контрольной работы из общего перечня тем. Мы предлагаем вам несколько иной вариант, стремясь расширить Ваши возможности. Вам представляется возможность выбора из двух тем контрольной работы, расположенных под одной цифрой, но под разными буквами (а или б) той, которая вам кажется наиболее интересной и полезной в вашей профессиональной деятельности.
Второй шаг – изучение темы в русле психологии с использованием, прежде всего учебников и учебных пособий. Но не стремитесь ограничиться только этим. Не забывайте, что контрольная работа это ваша самостоятельна работа. Поэтому вы можете и должны проявлять инициативу. Составьте список дополнительной специальной литературы по вашей теме с учетом недавно вышедшей литературы, статей в психологических и педагогических журналах и сборниках. В этом вам помогут систематические каталоги в библиотеках. Постарайтесь избежать переписывания текста из одного или двух учебников. Покажите умение работать с литературой: анализировать и обобщать взгляды различных ученых по вашей проблеме. В работе с литературой начните с ознакомления с основными понятиями, относящимися к просматриваемой вами теме. Для этого можно обратиться к словарям и другим справочным изданиям.
|
При конспектировании литературы не забывайте записывать полные выходные данные печатной работы и указывать, какие страницы вы использовали (это нужно и для цитирования и для составления списка использованной литературы в конце контрольной работы). Ускорить процесс конспектирования вам поможет система сокращений. Однако сокращайте так, что бы в последующем вы смогли расшифровать свой записи.
При столкновении с трудностями в выполнении контрольной работы вы можете получить консультацию у преподавателя кафедры педагогики и психологии (тел. 29-84-99).
Третий шаг – оформление контрольной работы. Материал контрольной работы должен быть расположен в логической последовательности соответственно плану.
Оформлять работу следует в ученической тетради, либо на листах – формат А - 4, где на первой странице вы указываете свои данные и названия выбранной темы. На второй странице вы пишите план работы с указанием разделов и страниц. В конце работы формулируете заключение по изученной теме. Последняя страница – список используемой литературы, в котором обязательно уточняются использованные страницы источников.
Работу в университет старайтесь присылать в назначенные сроки. Контрольные работы, поступившие с опозданием, проверяться преподавателями не будут.
Желаем вам успеха!
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1а: Системный подход к человеку в психологии и педагогике .
Основные понятия: системный подход, индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
|
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды. М., 2000.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Тема 1б: Познавательные способности человека.
Основные понятия: психофизиология, сознание, интеллект, речь и мышление, восприятие, память, эмоции, способности.
Литература:
1. Брунер Дж. Психология познания. М.,1977.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.,1997.
6. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
7. Роберт Л. Соло. Когнитивная психология. М.,1996.
8. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
9. Шадриков В.Д. Духовные способности М.,1996.
Тема 2а: Взаимовлияние личности и группы.
Основные понятия: личность, группа, социальный статус, социальная роль, социальные нормы, референтная группа.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999-2000.
2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
3. Десев Л. Психология малых групп. М., 1979.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
5. Психология. / Под ред. А. А. Крылова. М., 2000.
:Тема 2б: Семейное воспитание и семейная педагогика.
Основные понятия: воспитание, семейное воспитание, семейная педагогика, отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема, типичные варианты отношений, причины семейных конфликтов и их профилактика.
|
Литература:
1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
2..Макаренко А.С. О воспитании. М., 1968.
3. Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.
4. Психология и педагогика./Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.
5. Семейное воспитание. Словарь для родителей. М., 1967.
6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. М., 1987.
7. Эйдемиллер Э.Г. Психология семьи. СПб.,1998.
Тема 3а: Компетентность человека в общении.
Основные понятия: общение, взаимовлияние, компетентность, трудности общения, механизмы восприятия и понимания другого человека, средства и техники межличностного общения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999-2000.
2. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Воронеж,1996.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
6..Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., 2001.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология, 2003.
Тема 3б: Педагогика как наука и искусство.
Основные понятия: предмет и задачи педагогики, категории педагогики, образование, обучение, воспитание, профессионализм и педагогическое мастерство.
Литература:
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ Академия, 1999.
8. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И./ М., 1996.
9. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
10. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие М.: Высшая школа, 1996.
Тема4а: Психическое здоровье личности.
Основные понятия: стресс, конфликт, кризис, здоровая личность, саморегуляция, самоуправление.
Литература:
1. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.,1999.
3. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПБ., 2002.
4. Загашев И. Как решить любую проблему. СПб., 2002.
5. Психология./ Под ред. А.А. Крылова. М., 2000.
8. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 1998.
9. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Тема 4б: Развивающее обучение – основные закономерности и принципы.
Основные понятия: развитие, развитие личности в процессе обу -
чения, закономерности, принципы, приемы и методы развивающего обучения.
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
3. Психология и педагогика. / Сост. И отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.
4. Харламов И.В. Педагогика. М., 1998.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
6. Шиянов И.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Тема 5а: Личность как субъект образования.
Основные понятия: личность, образование, образовательные системы, формирование личности, социализация, процесс познания, мотивация учения.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды М., Т.1,2. 1980,
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
3. Бордовская Н.В.. Реан А.А. Педагогика. СП б, М., 2000.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
6. Смиронов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
7. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.,1993.
Тема 5б: Творческий потенциал личности и его развитие.
Основные понятия: творчество, творческая личность, творческий потенциал, структура творческого потенциала личности, основные факторы развития творческого потенциала личности.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: КГУ, 1996.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.– М., 2002.
3. Дружинин В. И. Психология общих способностей — СПб.: Питер Ком, 1999.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. № 6. 1989. С. 23-33
5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004.
6. Пономарев Я.А.. Психология творчества. М., “Наука”, 1976.
7. Психология. / Под ред. А. А. Крылова, М., 2000.
Тема 6а: Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности человека.
Основные понятия: профессиональная деятельность, психологическая готовность к деятельности, психологическая включенность в деятельность, профессиональное обучение, профессиональная мотивация, адаптация к деятельности.
Литература:
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. М.,1996.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
4. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.,1983.
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 1991.
6. Психология. Под ред. А. А. Крылова. М.,2000.
7. Решетова Э.А. Психологические основы профессионального обучения. М.,1985.
8. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. М.,1986.
Тема 6б: Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Основные понятия: воспитание, обучение, образовательные сис
темы, традиционные и инновационные образовательные системы.
Литература:
1. Психология и педагогика./Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ «Академия», 1999.
4. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И./ М., 1996.
5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1996.
Тема 7а: Индивидуальность личности.
Основные понятия: индивидуальность, темперамент. характер, ведущая мотивация, интеллектуальный потенциал, самореализация.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980, Т. 1,2.
2. Ковалев В.И. Мотивы поведения деятельности. М., 1988.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
4. Психология./ Под ред. А.А. Крылова. М., 2000.
5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Л., 1990.
6. Слободчиков В.И.. Исаев Е.И.. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. М., 1995.
7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
Тема 7б: Массовидные явления.
Основные понятия: массовидные явления, слухи, толпа.
Литература:
1. Робер М.А., Тильямин Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
2. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен. М.: Вопросы психологии, 1999.
3. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления// Социальные исследования. 1995, № 1 С. 12-16.
4. Хлопьев А.Т. Кривые толки России // Социальные исследования. 1995, № 1 С. 21-32.
Тема 8а: Психологические состояния человека.
Основные понятия: состояния, эмоциональные состояния, состояния общения, состояния деятельности.
Литература:
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984
2. Киршбаум З.И.. Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток. 1990.
3. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
5. Медведев В.Т. Утомление. М., 1977.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
7. Психология. /Под ред. А.А. Крылов. М., 2000.
Тема 8б: Контроль и оценка знаний учащихся.
Основные понятия: контроль, функции контроля в обучении, виды, формы, методы контроля знаний, умений.
Литература:
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994.
2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ «Академия», 1999.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
Тема 9а: Личность и социальная среда.
Основные понятия: личность, социальная среда, социализация, малая группа, общность, семья, общественные настроения, социально- психологический климат.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
3. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань. 1994.
4. Каган М.С. Мир общения. М.,1988.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
6. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999.
7. Парыгын Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
Тема 9б: Теория воспитания - составная часть педагогики.
Основные понятия: воспитание, цели воспитания, критерии, показатели и уровни воспитанности, основные закономерности воспитания, методы воспитания.
Литература:
1. Психология и педагогика./Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ «Академия», 1999.
4. Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И./ М., 1996.
5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие М.: Высшая школа, 1996.
Тема10а: Возраст как показатель развития человека.
Основные понятия: возраст, физический и психологический возраст, периодизация возрастного развития человека, возрастные кризисы, акселерация, инфантильность, сенситивные периоды.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1996.
3. Крэйг Г. Психологии развития. СПб., 2000.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.,1971.
5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2002.
7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
8. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.
9. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Тема 10 б: Педагогическое общение и управление процессом общения.
Основные понятия: общение, виды общения, педагогическое общение, культура педагогического общения.
Литература:
1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Педагогика, 1983.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Знание, 1987.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988.
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ
1. Человек как объект изучения психологии.
2. Мотивация (потребности, мотивы, цели).
3. Типы акцентуации характера у подростков.
4. Психологические аспекты взросления.
5. Педагогическое общение.
6. Психологические характеристики процесса воспитания.
7. Социально-психологические аспекты личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.
8. Психосоциальные конфликты в период взросления.
9. Эмоциональные переживания человека и аффекты.
10. Мышление. Виды мышления.
11. Я – концепция личности.
12. Эмоции и чувства.
13. Интересы, убеждения и мировоззрение личности. Установки личности и особенности их формирования.
14. Ощущение и восприятие.
15. Темперамент (типы и их психологическая характеристика)
16. Понятие о личности в психологии.
17. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.
18. Методы исследования в психологии.
19. Методы исследования в педагогике.
20. Общение.
21. Характер и его формирование.
22. Способности: общие и специальные.
23. Малая группа. Групповая динамика.
24. Конфликты. Виды конфликтов. Пути разрешения конфликтов.
25. Психоанализ З. Фрейда.
26. Роль обучения и воспитания в формировании личности.
27. Педагогическое общение. Культура педагогического общения.
28. Роль семьи в формировании личности.
29. Коллектив. Роль коллектива в формировании личности.
30. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
31. Нравственно-психологический образ педагогики.
32. Поиски новой модели образования и воспитания.
33. Семейное воспитание и семейная педагогика.
34. Проблема взаимоотношений и поколений.
35. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
36. Мастерство педагогического общения.
37. Психическое состояние человека.
38. Причины конфликтов и их профилактика.
39. Дидактика: теория и практика обучения (образования).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т - М., 1983.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: Психология образования, Т1,1995.
5. Павлов И.П. Полн. собр. соч.., 2 изд. М., 1951.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: ИЦ «Академия»,1994.
7. Психология и педагогика /сост. и отв. ред. А.А. Радугин М.: Центр, 1998.
8. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др.; Отв. ред. к. ф. н., доц. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1998.
9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Владос, 1995.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов на - Дону: Феникс, 1996.
11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.,Академия,1989.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
4. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб.: Питер, 2000.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Академия,1996.
7. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: «Академия»,1994.
8. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т1. М.: Высшая школа, 1992.
9. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., Логос,1999.
11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
13. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
14. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского./ М.: Педагогика, 1984.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Избр. психол. тр./ М.,1969.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Просвещение 1996.
17. Проблемы профессиональной подготовки учителя: Сборник. М.: Педагогика, 1992.
18. Радугин А.А.. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. М., Центр, 1999.
19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., Питер,1999.
20. Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
21. Харламов И.В. Педагогика. Учебное пособие. М., Гардарики,1998.
22. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
23. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб: Полиус, 1998.