Теоретическая часть
1.1.Охарактеризуйте разнообразие технологий XXI века. Определите пределы развития технологий. Раскройте содержание этапов жизненного цикла продукта. Перечислите меры по продлению жизненного цикла продукта
Ответ на теоретический вопрос
На протяжении всего периода существования человечества люди стремились к совершенной власти над средой своего существования.
Технологии изменялись параллельно с изменением экономического и социального уклада человеческих цивилизаций. Вообще, технологическое превосходство той или иной цивилизации впоследствии предопределяли ход сражений или существование самой цивилизации. По своей сути технология – это искусство преобразования одних вещей в другие, например преобразование нефти в бензин или преобразование строительных материалов в дом. То, каким преобразователем мы пользуемся, и обуславливает вид применяемой технологии. Следует отметить, что наряду с технологией изменяется и сам продукт, если в прошлые века это было что-то в основном материальное, то сейчас это в равной степени сфера услуг и информации.
Итак, что же ожидает человечество в 21 веке? На рис.1. представлены основные направления технологического развития текущего века жизни человеческого общества [7].
Направления технологического развития | |||
Новые источники энергии | Компьютеры | Телекоммуникация | Роботизация |
Рис.1.Направления технологического развития
Одной из главных проблем современного человечества является нахождение дополнительных источников энергии и переход на совершенно новые технологии, способные использовать иной вид топлива, нежели природный газ или нефтяные продукты. Энергетика будущего уже делает первые шаги в создании принципиально новых источников энергии, способных черпать свою силу из простой воды и отходов человеческой деятельности. Уже сейчас в передовых странах экономического пространства создаются инфраструктурные элементы для массового выпуска электромобилей. Конечно, это только пока первые шаги, но сам подход к отказу от бензина является идеологически важным шагом, дающим принципиально новое понимание энергетических систем.
|
Гибридные двигатели, несмотря на свою дороговизну, значительно экономят средства автомобилиста, а также минимизируют загрязнение окружающего пространства, в связи с чем становятся популярным выбором среди потребителей. Выхлопы уже превратили некоторые города мира в опасную для жизни человека среду. Перед человечеством остро встала проблема создания альтернативных источников энергии [2, c.112].
Покорение атома открыло совершенно новую страницу в жизни человека и дало возможность использовать иные силы, способные развивать огромную мощь. В этот период человек стал способен превратить ночь в день, дать тепло там, где круглый год зима. Многие специалисты рассуждают, что основной акцент для малых хозяйств в ближайшем будущем будет сделан на такие возобновляемые источники энергии (рис. 2), как системы, добывающие энергию из ветра, воды и солнечного тепла.
Возобновляемые источники энергии | ||
Энергия из ветра | Энергия из воды | Энергия из солнечного тепла |
Рис.2. Виды возобновляемых источников энергии
Данные технологии, по мнению многих ученых, позволят в достаточной степени дополнить основную систему добычи энергии, основанную на расщеплении частиц. Следующее направление по актуальности, без всякого сомнения, принадлежит компьютерным технологиям.
|
-совершенствование компьютерных технологий будет идти по следующим очевидным путям (рис. 3):
-переход в интерактивный режим всего спектра сферы услуг и превращение сложной бюрократической операции в нажатие одной кнопки;
-формирование новой системы графического представления данных на основе голографических технологий;
- гуманизация компьютера и превращение его в более адекватную для человека модель.
Рис. 3. Пути совершенствования компьютерных технологий [7]
С развитием компьютерных технологий, естественно, развиваются и системы передачи данных, и это третье значительное направление технологического развития общества. Современные системы позволили человеку держать связь из любой точки земного шара. Многие важные решения принимаются на расстоянии, а современные системы телекоммуникаций, самой популярной из которых является система Skype, позволили проводить совещания и переговоры в интерактивном режиме, без личного контакта. Это позволяет значительно сэкономить время и деньги, поскольку переговоры могут быть проведены без отрыва от рабочего процесса и не потребуют перелета, к примеру, в другую страну. То же можно сказать и про телевидение – старые системы кабельной передачи данных заменяются все больше на спутниковое телевидение, особенно популярно сейчас интернет-телевидение. Конечно, это система интернет-передачи пока только набирает обороты, но она находит все большее число приверженцев. Основное направление современных коммуникационных систем формируют новый подход к общению, и совмещает в себе аудио и видео аспекты.
|
Одним из самых интересных направлений являются роботизированные технологии. Извечная мечта человечества создать себе подобные механизмы все ближе и ближе приближается к своему логичному концу. Многие механизмы заменили ручной труд на машиностроительных заводах. Роботы широко применяются саперами в целях разминирования, разведывательными подразделениями в качестве средств разведки и обнаружения противника. Итак, основные направления робототехнологий в 21 веке будут создаваться в рамках следующих аспектов [3, c.129]:
-замена человека роботами на рабочих специальностях;
-превращения робота в незаменимого помощника человека в домашних делах;
-замена человека в опасных профессиях.
Отдельно хотелось бы отметить и военные технологии. Не секрет, что многие мировые технологии повседневной жизни, без которых мы уже не представляем свою жизнь, пришли из военной сферы.
Жизненный цикл продукта - время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. (Не надо путать с производственным жизненным циклом, включающим НИОКР, освоение в производстве, само производство, эксплуатацию и снятие с производства.) Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж (внедрение на рынок), рост, зрелость (насыщение) и спад (рис.4) [4, c.256].
Рис. 4. Жизненный цикл продукта
Стадия внедрения на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.
Стадия роста объема продаж характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленного признанием продукта со стороны потребителей, прибыльность растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило, падает, цены постоянны или немного падают.
На стадии зрелости рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и /или рыночных сегментов возможно продление данной стадии.
Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию. Необходимо обратить внимание, что максимум прибыли, как правило, по сравнению с максимумом объема продаж смещается в направлении начальных стадий жизненного цикла. Это обусловлено повышением затрат на поддержание сбыта на поздних стадиях жизненного цикла продукта.
Понятие жизненного цикла применимо к классу продукта (телефон), типу продукта (радиотелефон), к конкретной марке продукта (радиотелефон конкретной фирмы). Наибольший практический интерес имеет изучение жизненного цикла конкретной марки продукта. Данная концепция также применима к таким явлениям, как стиль (одежды, мебели, в искусстве и т. п.) и мода. На разных этапах жизненного цикла используются различные маркетинговые стратегии.
Известно 11 способов продления жизни продукта:
- Модификация /усовершенствование продукта;
- Новый дизайн;
- Новая упаковка;
- Поддержка широкомасштабной акции;
- Организация собственного мероприятия;
- Экстремальные ситуации;
- Новая услуга;
- Новый слоган/ Новый рекламный ролик;
- Запуск новой рекламной кампании;
- Выпуск нового продукта под той же маркой;
- Регуляция ценовой политики