Последствия существования организации




Позитивные Негативные
для внешней среды для работников для внешней среды для работников
         

 

Задание 4.

Социальные институты призваны удовлетворять основные, фундаментальные потребности человеческого общества (т. е. такие потребности, без которых существование общества и отдельного человека в нем было бы невозможно). Перечислите эти фундаментальные индивидуальные и общественные потребности. В деятельности каких социальных институтов они реализуются? Ответ представьте в виде таблицы.

 

 

Фундаментальные потребности Социальный институт, обеспечивающий их удовлетворение
Индивидуальные Общественные
     
     
     
     
     

 

Задание 5.

Руководители государства, принимая значимые для жителей этого государства, решения должны учитывать общественное мнение. Однако их решения не должны носить популистский характер и преследовать сиюминутные цели, поэтому они также должны опираться на мнение специалистов-экспертов. В каких случаях при решении важных для страны экономических, политических и социальных вопросов необходимо, прежде всего, учитывать общественное мнение, а в каких мнение экспертов. Обоснуйте свой ответ.

1. Решение о государственном языке.

2. Решение о предоставлении депутатской неприкосновенности.

3. Решение о предоставлении статуса автономии отдельному региону.

4. Установление определенного прожиточного минимума.

5. Решение о повышении минимальных пенсий и зарплат и их размере.

6. Решение о количестве депутатов парламента.


СЕМИНАР 6.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Экономика   1. Отрасли экономики, перерабатывающие сырье в создаваемые товары.
Капитализм   2. Всестороннее развитие личности учащегося, повышение его культурного уровня.
Социализм   3. Развитие качеств учащихся для формирования у них готовности постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.
Экономическое поведение   4. Передача накопленных знаний, достижений культуры, задействование имеющегося потенциала учащегося.
Экономическая культура   5. Процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли.
Вторичный сектор экономики   6. Экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности.
Предпринимательская деятельность   7. Социальный институт, организующий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Третичный сектор экономики   8. Система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ресурсов и, во-вторых, ориентированы на получение пользы.
Интенсивная цель образования   9. Комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью.
Гуманистическая функция образования   10. Отрасль экономики, связанная с услугами.
Экстенсивная цель образования   11. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации.
Социально-экономическая функция образования   12. Экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются общественной собственностью.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Индустриальная революция произошла в ХVIII в.?    
2. Преимуществом социалистической системы является экономическая эффективность?    
3. Трудовое поведение является примером производственного поведения?    
4. К основным признакам предпринимательской деятельности относится контроль за выполнением работ?    
5. М. Вебер указал на особую роль предпринимательского духа, лежащего в основе развития современного капитализма и предпринимательства?    
6. Рассматривая экономику как социальный институт, социология изучает отношения, которые овеществлены в потоках ресурсов, готовой продукции и услугах?    
7. Образование как развитый социальный институт появилось в Древней Греции?    
8. Развитие института образования определяется уровнем экономического развития общества?    
9. Среднее число лет обучения постоянно уменьшается?    
10. Наиболее актуальной целью образования в современном обществе является – продуктивная?    
       
  В украинском образовании существуют диспропорции в подготовке специалистов разных направлений и разных уровней квалификации?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
  Информационная революция привела к созданию системы производства, основанной на обслуживании и высокой технологии?    
  Арендные отношения являются примером дистрибутивного поведения?    
  Целерациональное поведение базируется на вере в самодовлеющие ценности?    
  Й. Шумпетер предложил рассматривать предпринимателя как новатора?    
  Предпринимательство связано с конкретными профессиями, видами занятости?    
  Религиозная мотивация является обязательной для предпринимательской деятельности?    
  Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы?    
  Расходы на образование экономически не выгодны?    
  Интенсивная цель образования связана с развитием творческого потенциала учащихся?    
  Институт образования имеет дисфункции?    
  Основная идея реформирования образования – это увеличение его финансирования?    
  В украинском экспорте высокотехнологическая продукция занимает более 50 % его стоимости?    

 

Задание 3.

Приведите примеры экономического поведения, заполнив таблицу.

Экономическое поведение Производственное (для 1 варианта) Потребительское (для 2 варианта)
Целерациональное 1. 2. 1. 2.
Ценностно-рациональное 1. 2. 1. 2.
Аффективное 1. 2. 1. 2.
Традиционное 1. 2. 1. 2.

Задание 4.

Устно прокомментируйте данные таблицы 1:

1. Рассмотрите, как изменились трудовые ценности в России за изучаемый период?

2. Определите насколько прогрессивными являются эти изменения, и чем они обусловлены?

3. Как можно в целом охарактеризовать формирующуюся культуру трудового поведения?

4. Назовите страны «большой восьмерки».Рассмотрите, как изменились за изучаемый период трудовые ценности в развитых странах и чем они вызваны.

5. Сравните трудовые ценности постсоциалистических государств и развитых стран Запада.

6. Подготовьте ответ для семинара.

7. Распечатайте таблицу для работы на семинаре.

Таблица 1.

Трудовые ценности экономически активного населения России и их динамика, %

Ценности* Частота упоминания, % Семь стран, входящих в «большую восьмерку»(кроме России), средняя частота упоминания, %
1991, N=1365 1995, N=1313 1999, N=1575 2004, N=6949 1990-1991 1999-2000
Хороший заработок            
Надежное место работы            
Интересная работа            
Удобные часы (удобный график) работы            
Возможность чего-то достичь            
Работа, уважаемая широким кругом людей            
Соответствие работы способностям            
Большой отпуск            
Возможность инициативы            
Ответственная работа            
Не слишком напряженная работа            

* Ценности расположены в порядке убывания частоты их упоминания в 2004 году.
По материалам В. Магун "Как меняются российские трудовые ценности. - Отечественные записки, - 2007.- № 3.


СЕМИНАР 7.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Брак   1. Объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Промискуитет   2. Форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной.
Патриархальная семья   3. Семья, в которой отсутствует один из супругов.
Моногамия   4. Форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.
Гетерогамная семья   5. Биологическое воспроизводство населения.
Неполная семья   6. Тип семьи, в котором власть принадлежит мужчине.
Семья   7. Форма брака, при которой брачный партнер выбирается только внутри данного рода, группы, клана.
Эгалитарная семья   8. Семья, состоящаяиз супругов и детей, которые от них зависят.
Нуклеарная семья   9. Период в жизни общества, когда не существовало никаких запретов на сексуальные связи, и любой мужчина общества мог вступать в сексуальные отношения с любой женщиной данного общества.
Репродуктивная функция семьи   10. Тип семьи, при котором супруги имеют схожие социально-демографические, этнические, образовательные, профессиональные характеристики.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной?    
2. Расширенная семья состоит из нескольких нуклеарных семей?    
3. Традиционная модель семьи характерна для аграрного общества?    
4. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения, является переход общества на новую стадию развития?    
5. Для современной семьи характерна децентрализованная нуклеарная структура?    
6. Сексуальная революция выравнивает права женщин и мужчин?    
7. Репродуктивная функция семьи выражается в организации рационального досуга?    
8. Увеличение количества людей, которые проживают в свободном браке – это одна из тенденций развития современной семьи?    
9. В Украине постоянно уменьшается относительная доля разводов?    
10. В сельской местности браки заключаются в более старшем возрасте, чем в городах?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Семья основывается на браке, кровных связях или связи усыновления?    
2. Исторически первым был полигамный брак?    
3. Нуклеарная семья состоит из супругов и детей, которые от них зависят?    
4. Увеличение количества детей ведет к увеличению вероятности развода?    
5. Современной семье присуща эгалитарная властная структура?    
6. В традиционной семье преобладают экономические цели индивида?    
7. Сущностью экономической функции семьи является предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу?    
8. Для семьи в современной Украине характерно уменьшение возраста вступления в брак?    
9. В Украине постоянно уменьшается абсолютное и относительное количество разводов?    
10. В Украине растет число одиноких людей?    

Задание 3.

В соответствие с выбранной Вами системой показателей (не менее 5) опишите типы семьи:

1. Вашего дедушки и бабушки.

2. Ваших родителей.

3. Модель Вашей будущей семьи.

Задание 4.

Сегодня среди ученых начинает преобладать мнение, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнение с предприятия.

Попытайтесь самостоятельно сформулировать негативные и позитивные последствия развода для общества в целом, разводящихся супругов и их детей. Аргументируйте свою позицию, приведя статистические данные, результаты социологических опросов, личные наблюдения. Ответы запишите в таблице.

 

Последствия развода Для общества Для разводящихся супругов Для детей
Негативные 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Позитивные 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.

Задание 5.

Заполните схему влияния социальных факторов на семью в современном обществе:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: