Позитивные | Негативные | ||
для внешней среды | для работников | для внешней среды | для работников |
Задание 4.
Социальные институты призваны удовлетворять основные, фундаментальные потребности человеческого общества (т. е. такие потребности, без которых существование общества и отдельного человека в нем было бы невозможно). Перечислите эти фундаментальные индивидуальные и общественные потребности. В деятельности каких социальных институтов они реализуются? Ответ представьте в виде таблицы.
Фундаментальные потребности | Социальный институт, обеспечивающий их удовлетворение | |
Индивидуальные | Общественные | |
Задание 5.
Руководители государства, принимая значимые для жителей этого государства, решения должны учитывать общественное мнение. Однако их решения не должны носить популистский характер и преследовать сиюминутные цели, поэтому они также должны опираться на мнение специалистов-экспертов. В каких случаях при решении важных для страны экономических, политических и социальных вопросов необходимо, прежде всего, учитывать общественное мнение, а в каких мнение экспертов. Обоснуйте свой ответ.
1. Решение о государственном языке.
2. Решение о предоставлении депутатской неприкосновенности.
3. Решение о предоставлении статуса автономии отдельному региону.
4. Установление определенного прожиточного минимума.
5. Решение о повышении минимальных пенсий и зарплат и их размере.
6. Решение о количестве депутатов парламента.
СЕМИНАР 6.
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
|
Понятие | № | Содержание |
Экономика | 1. Отрасли экономики, перерабатывающие сырье в создаваемые товары. | |
Капитализм | 2. Всестороннее развитие личности учащегося, повышение его культурного уровня. | |
Социализм | 3. Развитие качеств учащихся для формирования у них готовности постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал. | |
Экономическое поведение | 4. Передача накопленных знаний, достижений культуры, задействование имеющегося потенциала учащегося. | |
Экономическая культура | 5. Процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли. | |
Вторичный сектор экономики | 6. Экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности. | |
Предпринимательская деятельность | 7. Социальный институт, организующий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. | |
Третичный сектор экономики | 8. Система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ресурсов и, во-вторых, ориентированы на получение пользы. | |
Интенсивная цель образования | 9. Комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью. | |
Гуманистическая функция образования | 10. Отрасль экономики, связанная с услугами. | |
Экстенсивная цель образования | 11. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации. | |
Социально-экономическая функция образования | 12. Экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются общественной собственностью. |
Задание 2.
|
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Индустриальная революция произошла в ХVIII в.? | ||
2. | Преимуществом социалистической системы является экономическая эффективность? | ||
3. | Трудовое поведение является примером производственного поведения? | ||
4. | К основным признакам предпринимательской деятельности относится контроль за выполнением работ? | ||
5. | М. Вебер указал на особую роль предпринимательского духа, лежащего в основе развития современного капитализма и предпринимательства? | ||
6. | Рассматривая экономику как социальный институт, социология изучает отношения, которые овеществлены в потоках ресурсов, готовой продукции и услугах? | ||
7. | Образование как развитый социальный институт появилось в Древней Греции? | ||
8. | Развитие института образования определяется уровнем экономического развития общества? | ||
9. | Среднее число лет обучения постоянно уменьшается? | ||
10. | Наиболее актуальной целью образования в современном обществе является – продуктивная? | ||
В украинском образовании существуют диспропорции в подготовке специалистов разных направлений и разных уровней квалификации? |
Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)
|
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Информационная революция привела к созданию системы производства, основанной на обслуживании и высокой технологии? | |||
Арендные отношения являются примером дистрибутивного поведения? | |||
Целерациональное поведение базируется на вере в самодовлеющие ценности? | |||
Й. Шумпетер предложил рассматривать предпринимателя как новатора? | |||
Предпринимательство связано с конкретными профессиями, видами занятости? | |||
Религиозная мотивация является обязательной для предпринимательской деятельности? | |||
Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы? | |||
Расходы на образование экономически не выгодны? | |||
Интенсивная цель образования связана с развитием творческого потенциала учащихся? | |||
Институт образования имеет дисфункции? | |||
Основная идея реформирования образования – это увеличение его финансирования? | |||
В украинском экспорте высокотехнологическая продукция занимает более 50 % его стоимости? |
Задание 3.
Приведите примеры экономического поведения, заполнив таблицу.
Экономическое поведение | Производственное (для 1 варианта) | Потребительское (для 2 варианта) |
Целерациональное | 1. 2. | 1. 2. |
Ценностно-рациональное | 1. 2. | 1. 2. |
Аффективное | 1. 2. | 1. 2. |
Традиционное | 1. 2. | 1. 2. |
Задание 4.
Устно прокомментируйте данные таблицы 1:
1. Рассмотрите, как изменились трудовые ценности в России за изучаемый период?
2. Определите насколько прогрессивными являются эти изменения, и чем они обусловлены?
3. Как можно в целом охарактеризовать формирующуюся культуру трудового поведения?
4. Назовите страны «большой восьмерки».Рассмотрите, как изменились за изучаемый период трудовые ценности в развитых странах и чем они вызваны.
5. Сравните трудовые ценности постсоциалистических государств и развитых стран Запада.
6. Подготовьте ответ для семинара.
7. Распечатайте таблицу для работы на семинаре.
Таблица 1.
Трудовые ценности экономически активного населения России и их динамика, %
Ценности* | Частота упоминания, % | Семь стран, входящих в «большую восьмерку»(кроме России), средняя частота упоминания, % | ||||
1991, N=1365 | 1995, N=1313 | 1999, N=1575 | 2004, N=6949 | 1990-1991 | 1999-2000 | |
Хороший заработок | ||||||
Надежное место работы | ||||||
Интересная работа | ||||||
Удобные часы (удобный график) работы | ||||||
Возможность чего-то достичь | ||||||
Работа, уважаемая широким кругом людей | ||||||
Соответствие работы способностям | ||||||
Большой отпуск | ||||||
Возможность инициативы | ||||||
Ответственная работа | ||||||
Не слишком напряженная работа |
* Ценности расположены в порядке убывания частоты их упоминания в 2004 году.
По материалам В. Магун "Как меняются российские трудовые ценности. - Отечественные записки, - 2007.- № 3.
СЕМИНАР 7.
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие | № | Содержание |
Брак | 1. Объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. | |
Промискуитет | 2. Форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной. | |
Патриархальная семья | 3. Семья, в которой отсутствует один из супругов. | |
Моногамия | 4. Форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. | |
Гетерогамная семья | 5. Биологическое воспроизводство населения. | |
Неполная семья | 6. Тип семьи, в котором власть принадлежит мужчине. | |
Семья | 7. Форма брака, при которой брачный партнер выбирается только внутри данного рода, группы, клана. | |
Эгалитарная семья | 8. Семья, состоящаяиз супругов и детей, которые от них зависят. | |
Нуклеарная семья | 9. Период в жизни общества, когда не существовало никаких запретов на сексуальные связи, и любой мужчина общества мог вступать в сексуальные отношения с любой женщиной данного общества. | |
Репродуктивная функция семьи | 10. Тип семьи, при котором супруги имеют схожие социально-демографические, этнические, образовательные, профессиональные характеристики. |
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной? | ||
2. | Расширенная семья состоит из нескольких нуклеарных семей? | ||
3. | Традиционная модель семьи характерна для аграрного общества? | ||
4. | Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения, является переход общества на новую стадию развития? | ||
5. | Для современной семьи характерна децентрализованная нуклеарная структура? | ||
6. | Сексуальная революция выравнивает права женщин и мужчин? | ||
7. | Репродуктивная функция семьи выражается в организации рационального досуга? | ||
8. | Увеличение количества людей, которые проживают в свободном браке – это одна из тенденций развития современной семьи? | ||
9. | В Украине постоянно уменьшается относительная доля разводов? | ||
10. | В сельской местности браки заключаются в более старшем возрасте, чем в городах? |
Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Семья основывается на браке, кровных связях или связи усыновления? | ||
2. | Исторически первым был полигамный брак? | ||
3. | Нуклеарная семья состоит из супругов и детей, которые от них зависят? | ||
4. | Увеличение количества детей ведет к увеличению вероятности развода? | ||
5. | Современной семье присуща эгалитарная властная структура? | ||
6. | В традиционной семье преобладают экономические цели индивида? | ||
7. | Сущностью экономической функции семьи является предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу? | ||
8. | Для семьи в современной Украине характерно уменьшение возраста вступления в брак? | ||
9. | В Украине постоянно уменьшается абсолютное и относительное количество разводов? | ||
10. | В Украине растет число одиноких людей? |
Задание 3.
В соответствие с выбранной Вами системой показателей (не менее 5) опишите типы семьи:
1. Вашего дедушки и бабушки.
2. Ваших родителей.
3. Модель Вашей будущей семьи.
Задание 4.
Сегодня среди ученых начинает преобладать мнение, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнение с предприятия.
Попытайтесь самостоятельно сформулировать негативные и позитивные последствия развода для общества в целом, разводящихся супругов и их детей. Аргументируйте свою позицию, приведя статистические данные, результаты социологических опросов, личные наблюдения. Ответы запишите в таблице.
Последствия развода | Для общества | Для разводящихся супругов | Для детей |
Негативные | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Позитивные | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Задание 5.
Заполните схему влияния социальных факторов на семью в современном обществе: