1. С точки зрения Карла Маркса человечество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций:
· первобытнообщинную;
· ___________________;
· феодальную;
· ___________________;
· ___________________.
2. Ф.Тённис разграничивает понятия «община» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт), выделяя в них следующие характеристики.
Община (гемейншафт) | Общество (гезельшафт) |
1. Люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями. 2. _______________________________________. 3. Предполагает ограниченную и неразвитую специализацию. 4. _______________________________________. 5._________________________________________. | 1. ________________________________________. 2. Придается основное значение формальным законам. 3.________________________________________. 4. Опирается на светские ценности. В основе лежат крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. |
2. Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества.
Критерии | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Основная сфера деятельности | Вторичный сектор экономики | ||
Основные производственные ресурсы | Земля, природное сырье | Капитал | |
Наиболее влиятельные социальные группы | Промышленники, банкиры | ||
Специфические формы социальной организации | Церковь, армия | ||
Социальная стратификация | Профессиональные группы | ||
Социальный ресурс, определяющий социальный статус индивида о | Деньги | ||
Уровень образования | Абсолютное большинство населения безграмотно | ||
Преобладающие потребности | Витальные (необходимые для жизни) | Самореализация |
Задание 4.
Приведите примеры (отличные от тех, которые приведены в курсе лекций) изменений различных видов:
|
1.На уровне личности и межличностных отношений _____________________________
________________________________________________________________________________
2.На уровне организаций и институтов ________________________________________
________________________________________________________________________________
3.На уровне малых и больших социальных групп _______________________________
________________________________________________________________________________
4.На социетальном и глобальном уровнях ______________________________________
________________________________________________________________________________
Виды социальных изменений:
1.Структурные ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2.Процессуальные _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Функциональные ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4.Мотивационные ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5.Эволюционные ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Р еволюционные _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7.Прогрессивные __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8.Регрессивные ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
9.Имитационные __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Инновационные ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ПО ПОСЛЕДНЕЙ ЛЕКЦИИ
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
|
Понятие | № | Содержание |
Опрос | 1. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной. | |
Методология исследования | 2. Способ сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта. | |
Метод исследования | 3. Количественный метод анализа документов. | |
Гипотеза социологического исследования | 4. Специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. | |
Репрезентативность | 5. Интерпретация содержания документа, его толкование. | |
Наблюдение | 6. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. | |
Документ | 7. Способ построения и обоснования системы знания. | |
Социальный эксперимент | 8. Научное недоказанное предположение о структуре социальных объектов, характере и сущности связи между социальными явлениями. | |
Традиционный анализ документов | 9. Учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. | |
Формализованный анализ документов | 10. Способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. |
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Фундаментальные исследования служат для развития науки? | ||
2. | Эмпирические исследования могут носить как теоретический, так и прикладной характер? | ||
3. | Социологическое исследование проходит в 3 этапа? | ||
4. | Разработка программы социсследования начинается с определения его целей и задач? | ||
5. | Методы сбора социологической информации относятся к эмпирическим методам? | ||
6. | Респондент – это человек, которого опрашивают социологи? | ||
7. | Отличительной чертой социологического опроса является раскрытие индивидных особенностей и отклонений? | ||
8. | Опрос в социологии можно проводить как письменно, так и устно? | ||
9. | Случайная выборка строится таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа? | ||
10. | Анализ документов относится количественным методам сбора информации? |
Задание 3.
|
В социологии, как науке, исследующей поведение людей, применяются следующие методы сбора эмпирического материала: а) опрос, б) наблюдение, в) анализ документов, г) эксперимент. В некоторых случаях достаточно одного из них, в других – для получения достоверной и полной информации необходимо использовать несколько методов параллельно. Какие методы исследования потребуются, для того чтобы определить:
1) численность и основные демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение) населения Украины;
2) готовность людей голосовать на предстоящих выборах президента страны (пойдут они или не пойдут на избирательный участок);
3) соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Харьковской области;
4) особенности поведения и способы взаимодействия шахтеров во время забастовки;
5) скорость и каналы распространения слухов в организации (например, трудовом или учебном коллективе).