Официально зарегистрированные безработные на конец года, тыс. чел. | |||||||
В % к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте | 0,3 | 0,5 | 4,2 | 3,7 | |||
По методике МОТ, тыс. чел. | - | ||||||
Уровень безработицы, % | - | 5,6 | 12,4 | 10,3 |
Заполните таблицу свежими данными, используя сайт Госкомстата. На основании таблицы построить диаграмму, отражающую уровень безработицы (официально зарегестрированной и по методике МОТ). Оцените вклад общественных и индивидуальных причин в безработицу отдельно взятого индивида. Какие причины преобладают в современном украинском обществе?
Задание 5.
Назовите города Украины с населением свыше 1 млн. жителей и проранжируйте их по величине населения. Укажите численность жителей в этих городах на 2009 г.
Задание 6.
Распределите данные виды социальных групп и общностей по определенным видам и заполните таблицу:
Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы):
читатели научной библиотеки университета, семья, толпа на улице, студенческая группа, женщины, жители Донбасса, средний класс, украинцы, дети, харьковчане, крымские татары, состоящие в браке, русские, врачи, дружеская компания, рабочая бригада, студенты университета, феодалы и крестьяне, сельское население, трудовые мигранты, работники сферы торговли и услуг, высший класс, работники предприятия, прохожие.
Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы):
зрители футбольного матча, трое друзей, читатели газеты «Зеркало недели», русские, жители Крыма, спортивная команда, сотрудники библиотеки им. Короленко, инженеры, митингующие, незамужние женщины, преподаватели, жители востока Украины, пожилые люди, рабы и рабовладельцы, выехавшие на ПМЖ в другую страну, гагаузы, высший класс, городское население, пассажиры троллейбуса, школьный класс, рабочие и капиталисты, профессионалы.
|
Виды | Социальные группы и общности |
Малые первичные группы | |
Малые вторичные группы | |
Средние группы | |
Социально-демографические группы | |
Социально-профессиональные группы | |
Социально-поселенческие группы | |
Социально-этнические группы | |
Социально-классовые группы | |
Социальные общности, не являющиеся группами |
..
СЕМИНАР 4.
Задание 1.
В левом столбце указаны понятия, а в правом – содержание понятий. Приведите их в соответствие друг с другом.
Понятие | № | Содержание |
Этнос | 1. Личностное осознание и принятие своей принадлежности к определенному полу. | |
Племя | 2. Социальный пол. | |
Нация | 3. Форма общности людей, возникающая в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. | |
Народность | 4. Обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. | |
Этнический менталитет | 5. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также самосознанием. | |
Ксенофобия | 6. Модель поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью и т.д. | |
Гендер | 7. Форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. | |
Маскулинность | 8. Объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. | |
Гендерная идентичность | 9. Модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола, которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью, рациональностью, эмоциональной сдержанностью. | |
Феминность | 10. Типичные психологические черты и образцы поведения, присущие тому или иному народу. |
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
|
Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Типичную внешность и менталитет относят к объективным признакам этноса? | ||
2. | С точки зрения этнического подхода, нация включает в себя всех граждан государства независимо от этнической принадлежности? | ||
3. | В современном мире этничность как фактор социальной дифференциации постепенно отмирает? | ||
4. | В современном украинском обществе распространена ксенофобия? | ||
5. | Нации являются преобладающим типом этноса в капиталистическом обществе? | ||
6. | На земном шаре существует относительно небольшое число этносов? | ||
7. | Гендер – физиологические и анатомические особенности мужчин и женщин? | ||
8. | Феминист – человек, который выступает за оценку социальной значимости индивида по его культурному и социальному потенциалу, а не по биологической принадлежности к полу? | ||
9. | В Украине отсутствует разница в оплате труда мужчин и женщин? | ||
10. | 70-80 % работы по дому выполняют женщины? | ||
Общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды? | |||
Норма успешности является одним из ограничений, накладываемых мужской гендерной ролью? |
Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)
|
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Этническая самоидентификация заключается в том, что человек осознает собственную этническую принадлежность? | ||
2. | На капиталистической стадии развития общества формируется такой исторический тип этноса как нация? | ||
3. | В Украине господствует дружеское, равное, открытое отношение к представителям всех этнических групп? | ||
4. | Антисемитизм является реальной характеристикой этнического сознания народа Украины? | ||
5. | В период трансформации социальных систем возникают объективные условия для усиления напряженности в межэтнических взаимоотношениях? | ||
6. | Гендерные различия «естественны», так как существуют биологические различия между полами? | ||
7. | Наиболее продвинутое положение женщин наблюдается в США? | ||
8. | Андрогинный индивид характеризуется более высоким уровнем адаптивных способностей? | ||
9. | В сфере занятости в Украине присутствует гендерная дискриминация | ||
10. | 20% женщин в Украине испытывают разнообразные формы насилия и издевательств со стороны мужей и партнеров? | ||
11. | Норма твердости – это норма, в соответствии с которой социальная ценность мужчины определяется величиной его доходов и успешностью карьеры? | ||
12. | Среди владельцев наиболее влиятельных бизнес-структур в Украине 25 % женщины? |
Задание 3.
Какие ментальные черты присущи нациям, указанным в таблице? Отметьте их.
Национальность | индивидуализм | коллективизм | вежливость | эмоциональность | рациональность | почитание старших | соревновательность |
Украинцы | |||||||
Русские | |||||||
Американцы | |||||||
Китайцы | |||||||
Англичане | |||||||
Индийцы |
Задание 4.
Определите, что такое государственный язык? Везде ли он существует? В каких странах несколько государственных языков? Какие модели существования государственного языка существуют в мире?
Задание 5.
Назовите 20 современных народностей.
СЕМИНАР 5.
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие | № | Содержание |
Организация | 1. Устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности. | |
Синергетический эффект | 2. Спонтанно складывающаяся система социальных связей, действий, норм, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. | |
Цели организации | 3. Функции, для выполнения которых создавался данный институт. | |
Социальная структура организации | 4. Целеориентированная система, где функционируют различные по своим интересам иерархически соподчиненные группы. | |
Формальная организация | 5. Система формально закрепленных установленных администрацией правил, регулирующих поведение работников и деятельность организации, фиксирующих взаимосвязь формальных позиций. | |
Неформальная организация | 6. Совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации. | |
Дисфункции социального института | 7. Люди и учреждения, снабженные материальными средствами и осуществляющие определенный вид деятельности. | |
Институционализация | 8. Социальные общности – большие, средние или малые. | |
Социальный институт | 9. Положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе деятельности института. | |
Внешняя характеристика института | 10. Набор статусов и ролей, а также нормы и ценности, регулирующие данный вид деятельности. | |
Латентные функции | 11. Явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности. | |
Внутренняя характеристика института | 12. Мнение значительной части населения по каким-либо важным общественным проблемам. | |
Явные функции | 13. Процесс упорядочивания, формализации и стандартизации социальных связей. | |
Субъект общественного мнения | 14. Желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. | |
Общественное мнение | 15. Несоответствие деятельности социального института имеющимся социальным потребностям. |
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Расы и нации можно назвать социальными организациями? | ||
2. | Промышленное предприятие относится к утилитарным организациям? | ||
3. | Формальная организация показывает как должна работать организация, а неформальная – как она работает на самом деле? | ||
4. | Родоначальником научных основ управления считается М.Вебер? | ||
5. | Бюрократические организации должны преобладать в современной рыночной экономике? | ||
6. | Действия рабочих определяются их физическими возможностями и жесткими предписаниями руководства, считают представители школы человеческих отношений? | ||
7. | Любая социальная организация одновременно является и социальным институтом? | ||
8. | С содержательной стороны социальный институт – это набор социальных норм и моделей поведения? | ||
9. | Общественное мнение относится к экономическим институтам? | ||
10. | Деятельность социального института зависит от воли и сознания людей? | ||
Все социальные институты выполняю коммуникативную функцию? | |||
Политические институты нужны для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ? | |||
Партнерские отношения между общественным мнением и властью характерны для тоталитарных и авторитарных режимов? | |||
Наиболее качественная, надежная и репрезентативная информация поступает из прямых каналов выражения общественного мнения? | |||
Общественное мнение вырабатывает и насаждает в обществе определенные нормы, ценности, установки, модели поведения? |
Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Наличие цели является необходимым условием существования организации? | |||
Утилитарные организации опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия? | |||
Подход Ф.Тейлора основывается на концепции «экономического человека»? | |||
Среди характеристик идеальной бюрократии выделяют – внимание к клиенту, ориентацию на новое? | |||
По теории Херцберга, хорошие «гигиеничные» условия работы стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его к повышению производительности труда? | |||
Неформальная организация, как правило, оказывает негативное влияние на формальную? | |||
НТУ «ХПИ» – это социальный институт? | |||
Институты обладают моральным авторитетом и культурной легитимностью? | |||
Институционализация – это процесс создания социального института? | |||
Важнейшим агентом социализации молодежи является институт образования? | |||
Латентной функцией науки является получение и применение знаний? | |||
Институт государства имеет дисфункции? | |||
Абсолютно все реальные факты, события и идеи могут выступать в качестве объектов общественного мнения? | |||
Фигура ретранслятора существует в опосредованных каналах выражения общественного мнения? | |||
Роль общественного мнения всегда возрастает в сложные, переломные моменты человеческой истории? |
Задание 3.
Этапы работы.
- Составьте перечень из 7-8 организаций, с которыми Вы имели контакты в последнее время.
- Опишите характеристики одной из перечисленных организаций. Для составления характеристик можно воспользоваться основными параметрами организации: цели и вид деятельности, форма собственности, уровень формализации, отношение к прибыли, характеристики персонала и потребителей и т.д..
- Опишите последствия существования организации (позитивные и негативные) для ее сотрудников и внешней среды, заполнив таблицу 1.
Таблица 1.