Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани




Сунны, которыми пренебрегают в Рамадане

 

Вопрос: Не скажите ли нам, шейх, что-либо полезное о благословенном месяце Рамадан, пользуясь этим прекрасным случаем?

Ответ: Аллах, Всевышний, говорит в благородном Коране: "О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными (имеющими такъуа)!".
[Сура Аль-Бакара, 2:183]

В этом аяте, как очевидно всем присутствующим, Аллах, Всемогущий и Славный, сообщает Умме Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что Он сделал пост - обязательным для нее, также как Он сделал его обязательным народам, которые были до нас. Этот вопрос ясен для всех мусульман, которые читают этот аят и постигают его смысл. Но я хочу поговорить о кое-чем еще, о вопросе, на который обращают внимание очень немногие из людей. И это - высказывание Аллаха, Свят Он и Всевышний, в конце аята: "быть может, вы станете богобоязненными".

Аллах, Всемогущий и Славный, когда повелевает Своим верующим рабам, или предписывает им некое законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость. Потому что общая мудрость Аллаха, Всемогущего и Славного, в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их этим, так, чтобы выявились те, кто будет повиноваться Ему и те, кто не будет повиноваться Ему, Свят Он и Всевышний.

Однако, в этом аяте Он упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав: "быть может, вы станете богобоязненными".

Мудрость в повелении поститься не только в том, что верующие должны удерживаться от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это - не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Аллах, Всемогущий и Славный, завершает Свое повеление поститься высказыванием: "быть может, вы станете богобоязненными".

Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху, Свят Он и Всевышний, во время поста, стать более покорным, чем был до этого.

Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, полностью разъяснил эту божественную мудрость. Как передано в Сахих Аль-Бухари (№ 1903), он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тот, кто не отказывается от лжи в речах и делах, Аллах не нуждается в том, чтобы он оставлял свою пищу и питье". Это означает, что Аллах, Всемогущий и Славный, не желал и не подразумевал, возложив обязанность поститься, которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного вам всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему; и среди этого - ложь в речах и делах.

Так Посланник, мир ему и благословение Аллаха, подчеркнул аят: "быть может, вы станете богобоязненными".

То есть, что мы должны в этом акте поклонения, приближаться к Аллаху, Всемогущему и Славному, и в дополнение к воздержанию от пищи и питья, также отказаться от запретных дел, таких как: злословие, сплетни, вред людям, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые нам всем известны.

Поэтому мусульмане обязаны знать, что деяния, нарушающие пост - не только физические действия, известные всем, принятие пищи, питья и половые сношения. Пост состоит не только в том, что вы воздерживаетесь от этого. Поэтому некоторые из ученых различают и разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории, и это - то, о чем я намереваюсь рассказать в это благословенное время, если соизволит Аллах.

Это особенно важно, так как те, кто читает хутбы (проповедь в мечети) и увещевает людей во время Рамадана, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о материальном, о том, что мы уже упоминали - еда, питье и половое сношение. Но, как искренние увещатели и люди, дающие напоминание мусульманам, они должны уделять основное внимание второй категории вещей, нарушающих пост. Потому что люди стали полагать, что пост состоит только в воздержании от первой категории вещей, вещей материальных. Но есть другая категория вещей, нарушающих пост, которые мы можем назвать нематериальными вещами, нарушающими пост.

Вы только что слышали его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: "Тот, кто не отказывается от лжи в речах и делах, Аллах не нуждается в том, чтобы он оставлял свою пищу и питье".

Поэтому каждый постящийся должен обратиться к себе: отказывается ли он только от материальных вещей, или он также отказывается и от нематериальных? Это означает: улучшил ли он свои манеры и поведение, когда наступил благословенный месяц Рамадан? Если это имеет место, то он исполнил предписание Аллаха, Свят Он и Всевышний, в аяте: "быть может, вы станете богобоязненными".

Но что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от пищи и питья, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это - не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Господь, Всемогущий и Славный, указывает в Своем высказывании: "быть может, вы станете богобоязненными".

Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые нарушают пост, и это - то, о чем редко говорят увещеватели и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.

Это - то, о чем я хотел напомнить нашим братьям, присутствующим в этом прекрасном собрании, если Аллах соизволит. Чтобы это напоминание могло стать причиной увеличения ими дел поклонения, стремления приблизиться к Аллаху, Свят Он и Всевышний, в этом благословенном месяце, месяце поста, в котором, мы надеемся, Аллах, Свят Он и Всевышний, наставит нас и дарует нам полный успех в исполнении должных предписаний этого благословенного месяца, которые заключаются в том, что мы отказываемся от материальных и нематериальных вещей, нарушающих пост.

Затем, в дополнение к этому слову, я надеюсь, что вы обратите внимание на некоторые дела, которыми пренебрегает большинство простых мусульман, и даже те, кто имеет знания.

Имеется хадис, которым часто пренебрегают из-за другого хадиса, потому что большинство людей неспособны совместить их значение на практике. Этот хадис - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: "Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу".

Здесь упомянуты два вопроса, и ими пренебрегает большинство людей: ускорение разговения и отсрочка предрассветной пищи (сухур). Что касается пренебрежения первым вопросом, заключающемся в ускорении разговения, то, по мнению некоторых людей, это противоречит другому хадису, в котором он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять молитву магриб (вечернюю)".

Мы имеем два предписания, ускорить два дела. Некоторым людям кажется, что мы не можем одновременно ускорять оба из них. Но согласование между предписанием ускорить разговение и предписанием ускорить молитву магриб - очень легкий вопрос. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил это на практике. Он, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся тремя финиками. Он съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине.

Но сегодня мы впадаем в две ошибки:

Во-первых, мы задерживаем азан (призыв на молитву) от его узаконенного времени. А после этой задержки приходит другая задержка, которая состоит в том, что мы садимся за еду, за исключением отдельных людей, которые разговляются и совершают молитву магриб в мечети. Но большинство людей ждет азана, а затем садятся есть, как будто собираются обедать, или ужинать, а не просто начать разговение.

Я должен сказать, что, к сожалению, азан для молитвы магриб в наши дни в большинстве стран Ислама, и не только в Иордании, а я знаю это из исследования, задерживается от положенного времени. И причина этого в том, что мы отказались от соблюдения и применения исламских законоположений, и вместо этого стали зависеть от астрономических вычислений. Мы зависим от расписания.

Но эти расписания основаны на астрономических вычислениях, в которых земля считается гладким, ровным телом. Поэтому они указывают время для этого гладкого тела, в то время как в действительности земля, особенно в нашем регионе (Шам) - не ровная, с впадинами долин и возвышениями гор. Поэтому неправильно, когда одно время определяется для побережья, долин и гор. Каждая часть земли имеет свое время. Следовательно, тот, кто может в своем месте жительства, в городе или деревне, видеть положение солнца собственными глазами, должен, вне зависимости от расписания, ускорять то, что нам приказано в его, мир ему и благословение Аллаха, высказывании: "Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение...". Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тщательно оберегал эту Сунну, обучая ей и практикуя ее.

Что касается его обучения, то он, мир ему и благословение Аллаха, сказал в хадисе, переданном Аль-Бухари в его Сахихе (№ 1954): "Если ночь появляется с этой стороны", и он указал на восток, "и день отбывает сюда", и он указал на запад, "и солнце садится, тогда пост постящихся людей прерывается".

Что означает: "пост постящихся людей прерывается"? Это означает, что человек попадает под действие правил прерывания своего поста. Тогда вступает в действие ранее упомянутое правило, в котором Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поощрил ускорение разговения. И Посланник, мир ему и благословение Аллаха, применял это правило даже когда путешествовал.

Передано в Сахихе Аль-Бухари (№ 1955), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал одному из своих сподвижников приготовить ему ифтар (пища для разговения). Тот спросил: "О, посланник Аллаха, но еще день?" Это означает, что был ясно виден отсвет солнца на западе, хотя оно село. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на это, а вновь, с ударением, приказал готовить ифтар.

Рассказчик хадиса, сказавший: "Мы могли видеть дневной свет перед собой (т.е. отсвет дня, солнца), когда прервали наш пост", добавил: "Если бы один из нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце". Солнце село и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал одному из сподвижников готовить ифтар. Почему? (Потому что) "Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговление...".

Важным является то, что ифтар, который в соответствии с законом не надо откладывать, должен состоять из нескольких фиников. Затем мы должны поспешить совершить молитву. После нее люди могут садиться и ужинать, если они в этом нуждаются.

Это - первый вопрос, о котором я хотел напомнить, и он о том, как согласовать два дела, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел ускорить. Вначале следует исполнить предписание прервать пост, а затем - предписание поспешить с совершением молитвы магриб. Ифтар должен состоять из нескольких фиников, как это установлено в Сунне, а если финики - недоступны, то несколькими глотками воды. Затем необходимо совершить молитву магриб в мечети.

Во-вторых, я хочу напомнить о том, что было упомянуто в предыдущем хадисе: "...и задерживать предрассветную пищу". Это означает деяние, противоположное ифтару. Он, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы мы поспешили с ифтаром. Но что касается сухура, то он должен быть отсрочен. Но то, что происходит сегодня, полностью противоречит этому, так как множество людей принимают свой сухур задолго до фаджра (утренняя молитва). Не подобает делать так. Это противоречит Сунне, выраженной в высказываниях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его практике. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отсрочивали сухур на такое позднее время, что один из них уже почти слышал азан, продолжая есть. Он задержал сухур.

Поистине, есть достоверный хадис, переданный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающий на облегчение, предоставляемое Исламом, считающееся одним из принципов Ислама, которым гордятся мусульмане, особенно в отношении вопроса поста. Так как Аллах, Всемогущий и Славный, указал в аятах относительно поста: "Аллах желает вам облегчения, а не затруднения". (Аль-Бакара 2:185)

Из этого облегчения - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: "Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него (т.е. пока не доест)".

"Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо", посуда с продуктом, будь то молоко, иное питье, вода, что-то, что человек может принимать как сухур, и он слышит азан, то он не должен говорить: "Теперь питание запрещено азаном". Тому, кто слышит азан и еще не удовлетворил свою нужду в пище и питье, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, узаконил питание для него. Он отчетливо сказал, на ясном арабском языке: "Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него".

И то, что подразумевается здесь под призывом - есть второй призыв, второй азан. Это вовсе не первый азан, который они неправильно называют азаном отказа (аль-имсак). Мы должны знать, что нет никакого основания (в Сунне) для называния первого азана - азаном отказа (имсак).

Второй азан - тот, когда мы должны начать воздерживаться, и это ясно установлено в Коране, так как Аллах, Всемогущий и Славный, говорит: "Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета". (Аль-Бакара 2:187)

Еда становится запрещенной с начала времени молитвы фаджр. Нет никакого промежутка времени между этими двумя вещами (т.е. началом поста и началом времени молитвы). Нет никакого отказа от пищи и питья за четверть часа, больше или меньше этого, до начала времени молитвы фаджр. Нет совершенно. Поскольку молитва становится предписанной, когда появляется истинный рассвет, и питание становится запретной для постящегося, когда появляется истинный рассвет. Поэтому нет никакого промежутка между этими двумя делами.

Поэтому в хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, упоминается от АбдуЛлаха ибн 'Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Пусть азан Биляля не обманывает вас", то есть, первый азан, "ибо он провозглашает азан, чтобы разбудить человека, который спит, и чтобы человек, который желает принять предрассветную пищу, мог сделать это. Поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум".

Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан, азан, который означал, что еда становится запретной (с этого времени), и что теперь наступило время молитвы фаджр.

Как он провозглашал азан, будучи слепым? Этот вопрос, который естественно приходит на ум некоторым людям. 'Амр ибн Умм Мактум поднимался на крышу мечети, и он не мог видеть рассвет, но ждал, пока кто-нибудь не увидит рассвет и скажет ему: "Утро. Утро". Тогда он провозглашал азан. Обратите внимание, что азан 'Амра ибн Умм Мактума провозглашался после появления фаджра, который был виден людям, находившимся на улице. Он читал азан, когда они ему об этом говорили.

Поэтому в этом деле есть некоторое допущение, так как муаззин воздерживается от чтения азана, пока не услышит, что люди сообщают ему о наступлении рассвета. И затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него".

Аллах, Всемогущий и Славный, говорит в конце аятов, касающихся поста: "Аллах желает вам облегчения, а не затруднения". И: "…чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его". (Аль-Бакара 2:185)

Поэтому порицается фикхом и противоречит Сунне, высказывание человека: "Если человек слышит азан и у него во рту пища, то он должен выплюнуть ее". Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гулюв) в религии, а Господь миров предостерег нас и напомнил нам в Своей Книге и в Сунне Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, что мы не должны переходить установленные пределы в нашей религии. Он сказал в благородном Коране: "О люди Писания! Не преступайте (границ истины) в вере и говорите об Аллахе только истину". (4:171)

И наш Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: "Остерегайтесь чрезмерности (гулюв) в религии. Ибо те, кто были до вас, были уничтожены за чрезмерность в религии".

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил нам содержание вопроса о людях, принимающих сухур, допустимость и границы облегчения, сказав: "Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него".

Поэтому, если человек говорит, что тот, кто слышал азан и держит при этом во рту пищу, должен выплюнуть ее на землю, - возражает Аллаху и Его посланнику. Это - не из Сунны. Это даже противоречит Сунне, ясному предписанию посланника, мир ему и благословение Аллаха.

И меня спрашивали множество раз так, что я не жду вопроса, а предупреждаю его, заявляя, что этот хадис можно найти в некоторых из наиболее известных книг Сунны. Например, в Сунане Абу Дауда, а это - третья книга из широко известных шести. Первая из которых - Сахих Аль-Бухари, вторая - Сахих Муслима, а третья - Сунан Абу Дауда. Этот хадис можно найти в ней, и он также передан Абу Абдуллой Аль-Хакимом в его Мустадрак, и он также передан имамом Сунны, Ахмадом ибн Ханбаль, в его солидном труде, известном как Муснад имама Ахмада. Этот хадис - не есть странный хадис, напротив это - известный хадис, и был передан имамами Сунны в ранние времена, и с достоверной цепью передачи.

Я завершаю разговор высказыванием Пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Аллах любит, чтобы принимали Его дозволения (облегчения), также как Он любит, чтобы выполняли Его предписания ", а в одном повествовании: "...так же, как Он ненавидит, чтобы совершалось недозволенное Им".

Есть два повествования: "Аллах любит, чтобы Его дозволения принимали, так же, как Он любит, чтобы Его предписания выполняли", и второе: "...как Он ненавидит, чтобы совершалось недозволенное Им". Поэтому мусульманин не должен практиковать ложное благочестие, и (в результате его) отворачиваться от повиновения Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в том, что он одобрил для нас и разъяснил нам.

И сказанного - достаточно, а вся хвала - Аллаху, Господу миров

ИА ИсламДин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: