ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Потребительский выбор, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность, количественная теория потребительского поведения, правило по­требительского равновесия, порядковая теория потребительского поведения, кривая безразличия, карта кривых безразличия, бюд­жетная линия; индивидуальный рынок, спрос, закон спроса, неце­новые факторы спроса, эластичность спроса, ценовая, перекрест­ная эластичность, эластичность по доходу; предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения; эластичность предложения; рыночное равновесие, цена рыночного равновесия, излишек, дефицит, частичное и общее равновесие, нарушения рав­новесия, «нормальная» рыночная цена, излишек потребителя и из­лишек производителя.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

2. В каком случае потребитель максимизирует полезность согласно количественной теории потребительского поведения?

3. Что характеризует кривая безразличия? Что такое карта кри­вых безразличия? Что собой представляет бюджетная линия? При каких условиях потребитель максимизирует полезность согласно порядковой концепции потребительского поведения?

4. Доход потребителя составляет 21 ден.ед. Цена товара X — 0,4 ден.ед, цена товара Y — 1 ден.ед. В таблице показаны два на­бора товаров X и Y.

Набор № 1 Набор № 2
Товар Y Товар X Товар Y Товар X
       
       
       
       
       
       

а) Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной
оси товар X, постройте кривые безразличия, описывающие набор
№ 1 и набор № 2. Какой набор обладает для потребителя большей
полезностью?

б) На том же графике постройте бюджетную линию.

в) Какое сочетание товаров обеспечит равновесие потребите­ля?

5. Как формируется рыночный спрос? Что собой представляет величина спроса? В чем суть закона спроса?

 

 

6. В таблице представлены данные об индивидуальном спросе
трех покупателей на товар А.

Цена, ден.ед. Индивидуальный спрос, ед.
1-го покупателя 2-го покупателя 3-го покупателя
       

а) Найдите рыночный спрос и составьте шкалу спроса.

б) Отложив на горизонтальной оси количество продукта, на который предъявляется спрос, а на вертикальной — цену, начерти­те кривую рыночного спроса.

7. Объясните, почему между ценой и величиной спроса суще­ствует обратная зависимость?

8. Чем отличается движение по кривой спроса от сдвига кри­вой спроса? Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса?

9. Что характеризует эластичность спроса? Что такое эластич­ность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности вы знае­те? Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

10.Найдите коэффициент эластичности спроса и сделайте вы­вод о характере эластичности, если известно, что при цене 10 ден.ед. объем спроса составит 30 ед., а при цене 15 ден.ед. — 20 ед.

11.Что характеризует перекрестная эластичность спроса и эла­стичность спроса по доходу?

12.Как рыночное предложение зависит от цены? Дана шкала предложения:

Цена, руб.          
Объем предложения, ед.          

На основании приведенных данных начертите кривую предло­жения. Как меняется предложение при изменении цены?

13. Перечислите факторы, которые влияют на предложение то­вара. Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор. Что означает движение по (вдоль) кривой предложения и ее смещение вправо или влево?

14.Что характеризует эластичность предложения? Чему равен коэффициент эластичности предложения? В каком случае выручка от реализации возрастает больше (при росте цены товара), если предложение эластично или неэластично? От каких факторов за­висит степень эластичности предложения?

15.Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равно­весный объем?

16.На основании данных п. 5 и 10 постройте на одном графике кривые рыночного спроса и предложения. Каковы равновесная цена и равновесный объем?

Если цена составит 3 руб., какова будет величина дефицита? Если цена повысится до 9 руб., каков будет излишек? Проанализи­руйте на графике ситуацию возникновения излишка и дефицита и механизм восстановления рыночного равновесия.

17.Что произойдет с рыночным равновесием и как изменятся
параметры рынка, если спрос изменится, а предложение останется постоянным; предложение изменится, а спрос останется постоян­ным, одновременно изменятся и спрос и предложение?

18.Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное
равновесие? Как соотносятся цены мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия?

19.Объясните, что собой представляет излишек потребителя?
Что такое излишек производителя? Почему рыночное равновесие
эффективно по Парето?

ТЕСТЫ

1. Предельная полезность любого товара — это:

а) максимальная полезность, приносимая благом;

б) результат сравнения полезности различных благ;

в) полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы блага;

г) способность товара удовлетворять какую-либо потреб­ность.

2. Бюджетная линия характеризует:

а) располагаемый доход потребителя;

б) количество товаров, которое потребитель может купить на свой доход при данном уровне цен;

в) уровень цен разных товаров;

г) комбинацию двух товаров, которую может купить по­требитель при данной величине дохода и данном уровне цен.

3. Кривые безразличия характеризуют:

а) совокупную полезность, приносимую всеми;

б) комбинацию двух, приносящую одинаковую предельную полезность;

в) комбинацию двух, приносящую одинаковую совокупную полезность;

г) все ответы верны.

4. Рациональный потребитель (согласно порядковой теории)
максимизирует полезность:

а) при пересечении кривой безразличия бюджетной линии;

б) в точке касания бюджетной линией кривой безразличия;

в) за пределами пересечения бюджетной линии и кривой без­различия;

г) все ответы верны.

5. Закон спроса характеризует:

а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

б) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

в) прямую зависимость цены от величины спроса;

г) обратную зависимость цены от величины спроса.

6. Спрос возрастет, если:

а) цена товара-заменителя упадет;

б) цена товара-заменителя возрастет;

в) цена дополняющего товара возрастет;

г) цена дополняющего товара упадет.

7. Кривая спроса сместится влево, если:

а) цена товара снизится;

б) цена товара возрастет;

в) ожидается рост цен;

г) товар вышел из моды.

8. Увеличение дохода приведет к:

а) сокращению спроса на товары высшей категории;

б) увеличению спроса на товары низшей категории;

в) увеличению спроса на товары высшей категории;

г) сокращению спроса на товары низшей категории.

9. Снижение спроса будет больше прироста цены, если спрос:

а) эластичен;

б) неэластичен;

в) совершенно эластичен;

г) совершенно неэластичен.

10. Закон предложения выражает:

а) обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

б) прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

в) обратную связь между ценой и количеством спрашиваемого товара;

г) меру эластичности предложения.

11.Положение кривой предложения не изменится, если:

а) цена товара возрастет;

б) цена товара упадет;

в) издержки производства возрастут;

г) издержки производства упадут.

12.Если цена товара изменилась с 5 до 7 руб., а предложение — с 5 до 6 ед., то предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) совершенно эластично;

г) совершенно неэластично.

13.Рынок находится в равновесии, если:

а) предложение больше спроса;

б) спрос больше предложения;

в) спрос равен предложению;

г) излишек потребителя отсутствует.

14.Снижение цены равновесия может быть достигнуто в результате:

а) смещения кривой предложения вправо;

б) смещения кривой предложения влево;

в) смещения кривой спроса вправо;

г) смещения кривой спроса влево.

15.Сокращение спроса при постоянстве предложения при­ведет к:

а) снижению равновесной цены и равновесного объема;

б) снижению равновесной цены и возрастанию равновесного объема;

в) к росту равновесной цены и равновесного объема;

г) росту равновесной цены и снижению равновесного объема.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: