Государственное антикризисное управление в Российской Федерации в период острого кризиса 2008-2009 гг.




Как указывалось выше, первые признаки кризиса в России были выявлены осенью 2007 г. и состояли они в кризисе ликвидности российской банков. Произошло это в результате закрытия иностранцами не только позиций, но и лимитов на Россию, продажи акции, покупки долларов и вывоза их из России. В короткое время из России было выведено 45 млрд долларов.

До тех пор, пока эти процессы не затрагивали крупнейшие банки страны, Правительство не предпринимало никаких антикризисных мер. Но в сентябре 2008 г. пошатнулись позиции системообразующих банков, и тогда Правительством России было принято решение увеличить лимит временно свободных бюджетных средств, размещаемых на банковских депозитах по результатам аукционов, до 1,514 трлн руб. Кроме того, было решено увеличить срок предоставления этих средств до трех месяцев. Первыми тремя банками, которым было разрешено воспользоваться государственными средствами в размере 1 трлн руб., стали Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.[60] Затем данная мера была распространена еще на 25 банков, на что было выделено те самые 1,514 трлн руб.[61] В дополнении к этому на заседании правительства 18 сентября 2008 г. было принято решение выделить 500 млрд руб. на скупку Сбербанком, ВТБ и «Роснефтью» собственных акций. Таким образом, на поддержку финансового сектора Правительство выделило в общей сложности 3 трлн руб.[62] Кроме того, Банк России передал банковской системе примерно 300 млрд рублей на свои нужды за счет снижения на 4% отчислений в Фонд обязательного резервирования.[63]

Перечень антикризисных мер Правительства РФ был дополнен снижением экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, в результате чего нефтяные компании, в том числе с государственным частием, Роснефть и «Газпром», получили около 140 млрд рублей свободных средств.[64]

Следующим антикризисным мероприятием Правительства РФ стало внесение в Государственную Думу 1 октября 2008 г. блока законопроектов о дополнительных мерах, направленных на стабилизацию финансовой системы РФ. Законопроекты были подготовлены депутатами фракции "Единая Россия" по предложению премьер-министра В.Путина. «Законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ" предусматривал, что ВЭБ вправе предоставлять организациям, в том числе банкам, кредиты и займы в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания иностранных кредитов и займов, полученных до 25 сентября 2008 г. Кроме того, в целях стимулирования сделок на межбанковском рынке Банку России предоставлялось право заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию ЦБ РФ таким банкам части убытков, возникших у них в результате кредитования банков, у которых в период действия закона была отозвана лицензия. Также вносились поправки в закон "О Центральном банке РФ", разрешающие ЦБ предоставлять российским банкам, имеющим рейтинг рейтингового агентства, кредиты без обеспечения на срок до шести месяцев».[65] К 13 октября все эти законопроекты были приняты Государственной Думой в трех чтениях, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Д.Медведевым.[66]

10 октября 2008 г. премьер министр Владимир Путин заявил, что Внешэкономбанк (Банк развития, ВЭБ) выступит в роли оператора размещения госсредств в российские акции и облигации. До конца года сумма инвестиций может достичь 250 млрд руб., что, по мнению экспертов, должно было стабилизировать рынок.[67]

После принятия блока законопроектов о дополнительных мерах, направленных на стабилизацию финансовой системы РФ, 17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010гг.", касающийся дополнительных мер по поддержке российской финансовой системы. Законопроект предусматривал увеличение финансирования по отдельным направлениям в общем объеме 172,3 млрд руб. за счет экономии отдельных бюджетных ассигнований в 2008г. и перераспределения бюджетных средств между 2008г. и 2009г. В частности, выделялись средства на увеличение имущественного взноса РФ в уставный капитал Внешэкономбанка в сумме 75 млрд руб. Также предусматривалось дополнительное выделение 60 млрд руб. в качестве взноса в уставный капитал ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)».[68]

В развитие соответствующего закона Центральный Банк РФ 16 октября 2008 г. принял Положение № 323-П “О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения”.[69] Доступ к этим средствам должны были получить около 120 банков. Максимальный объем средств - 700 млрд рублей.[70]

27 октября 2008 г. вступил в действие Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».[71] Из всех решений российского правительства по поддержке отечественного банковского рынка этот закон - мера, пожалуй, самая радикальная. Результатом его применения стала смена собственников в тех кредитных учреждениях, которые государство признает финансово неустойчивыми, но социально значимыми. При этом решение, «кого нужно брать под контроль», принимается на основании оценок специалистов Банка России без судебных рассмотрений.[72]

28 октября 2008 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что госструктуры, возможно, выкупят доли в капиталах компаний, пострадавших от финансового кризиса, что будет означать частичную национализацию кризисных предприятий.[73]

7 ноября 2008 г. Председатель Правительства РФ В.Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. По сути, это свод документов, которые ведомства должны подготовить в ближайшие месяцы.

План включал 55 задач, охватывающих основные отрасли экономики — начиная с банков и заканчивая сельским хозяйством, недвижимостью и малым бизнесом. На решение этих задач планировалось израсходовать 5 трлн руб.[74]

Первый блок плана посвящен банкам и финансам. К системе рефинансирования Банка России планировалось допустить профучастников, при этом передав Банку функцию надзора и регулирования их экономических показателей. ВЭБ получал свободу распоряжаться переданными ему в управление средствами пенсионных накоплений «молчунов». До конца ноября предполагалось разработать закон, который разрешит выпускать биржевые облигации сроком обращения до трех лет (сейчас — до одного года), а к декабрю 2008 года — закон о введении института общего собрания владельцев облигаций.[75]

Кроме того, план предполагал принятие ряда законопроектов, касающихся совершенствования инфраструктуры финансовых рынков и банковской системы. В частности, в ноябре 2008г. планировалось подготовить проекты трех федеральных законов: об исключении безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации компаний, о совершенствовании механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций и о введении внесудебного порядка погашения требований залоговых кредиторов в случае банкротства компаний. Планировалось также одобрить законопроект о снятии ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ. В частности, планировалось пересмотреть существующие ограничения на оплату уставного капитала путем зачета требований к обществу, расширить возможности для выпуска необеспеченных облигаций, а также пересмотреть существующие способы защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала и снижении стоимости чистых активов.[76]

Одновременно с выделением средств на поддержку финансового сектора Правительство озаботилось проблемой эффективности расходования этих средств. В связи с этим 10 декабря 2008 г. в Госдуму был внесен законопроект о контроле за средствами, выделяемыми для поддержки финансовой системы РФ. Документ предоставляет Банку России право назначить уполномоченного представителя в кредитные организации, получившие такие денежные средства, и распространяется на случаи получения банками кредитов, в том числе субординированных, в соответствии с законом "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ" от Внешэкономбанка и ЦБ, кредитов Банка России без обеспечения в соответствии с законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", а также на случаи размещения на депозитах в банках средств федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом. Проектом было предусмотрено, что уполномоченные представители Банка России не вмешиваются в деятельность кредитных организаций. Их задача осуществлять непосредственное наблюдение за деятельностью кредитной организации, информировать Банк России о ситуации в ней, о проводимых ею операциях и сделках. Предусмотрено также право уполномоченного представителя Банка России получать от кредитной организации необходимую информацию и документы.[77]

В целях координации всех мероприятий, направленных на преодоление кризиса в финансовой сфере России, премьер-министр Владимир Путин поручил Правительству создать специальную комиссию для борьбы с финансовым кризисом. Новому органу было предписано заниматься координацией действий всех ведомств и разработкой мер противодействия последствиям финансовой нестабильности. Возглавил комиссию первый вице-премьер Игорь Шувалов.[78]

Подводя итоги антикризисной политики Российской Федерации в период острого кризиса 2008 г., необходимо провести сравнительную оценку ее направленности и масштабов. Компания ФБК проанализировала ряд открытых источников (пресс-релизы правительств, центральных банков, IMF) и представила 12 ноября 2008 г. доклад «Россия и мир против финансового кризиса».[79] Согласно подсчетам авторов доклада, общие суммарные затраты России на борьбу с финансовым кризисом по состоянию на 10 ноября 2008 года можно оценить в 6 трлн. рублей, что составляет 13,9% ВВП (2008 года).[80]

Сравнивая эти данные с соответствующими расходами других стран, авторы доклада ФБК делают следующие оценки: «Всего ведущие страны мира уже израсходовали (запланировали израсходовать) 9,2 трлн. долларов США. Если добавить выделяемые на эти же цели средства международных организаций, то получится 9,4 трлн. долларов США, что составляет 15,2% мирового ВВП. В основном своем объеме страны мира выделяют ресурсы на предоставление госгарантий 49%. Это минимальная оценка, так как ряд стран предусмотрели гарантии в полном объеме, без указания точной требуемой суммы. Россия в этом плане отличается разительным образом 0%. Зато на капитализацию (прежде всего, банков) Россия выделяет 84% средств, что значительно превышает долю средств, выделяемых на эти цели в среднем по странам мира 15%».[81]

Весьма интересны и представляются обоснованными выводы, к которым пришли авторы очень обстоятельного исследования «ФБК»:

1. Финансовые затраты на преодоление кризиса в России к ноябрю 2008 года составили 6 трлн. рублей, что составляет 13,9%от объема ВВП (2008 год).

2. Стоимость борьбы с кризисом для мировой экономики равняется 9,4 трлн. долларов США(по состоянию на 10 ноября 2008 года), что составляет 15%мирового ВВП. Разброс финансовых затрат по различным странам составляет от 1% ВВП (Австралия, Дания) до 225% ВВП (Ирландия) этих стран.

3. Затраты России на борьбу с кризисом являются сегодня весьма существенными. Данный факт заставляет усомниться в правильности декларируемого тезиса о том, что фундаментальных факторов для кризиса в самой России не было и нет. Также, как и в целом в мировой экономике, фундаментальной причиной кризиса в России стала перекапитализированность фондового рынка.

4. Острота проблемы ликвидности в банковском секторе не находит своего подтверждения при анализе фактических данных об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, а также информации о величине активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций в 2008 году.

5. Мировой кризис по своей природе это кризис доверия в экономике. Понимание этого чрезвычайно важно для определения ключевого направления противодействия кризису. Кризис доверия порождает непроходимость финансово-кредитной системы. Решение такой проблемы невозможно посредством направления в экономику все новых финансовых ресурсов. Необходимо задействовать механизмы гарантирования, обеспечения, страхования.

6. Отличие мер, предпринимаемых Россией по противодействию финансовому кризису, от того, как действуют в такой ситуации развитые страны мира, состоит в том, что Россия фактически не задействует в арсенале предпринимаемых мер механизм госгарантий, т.е. то, что учитывая фундаментальную особенность данного кризиса, должно быть использовано в первую очередь.

7. В вопросах контроля за расходованием антикризисных средств Россия полагается на достаточность действующих механизмов, в то время как развитые страны создают специальные институты контроля.

8. Международному сообществу необходимо выстроить систему раннего предупреждения о глобальной перекапитализации фондовых рынков. Требуется создать механизмы, которые бы позволили предотвращать «перегрев» рынков».[82]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: