Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде




Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой

ВСТУПЛЕНИЕ

«Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде» отражает события 1611 г. Вскоре после свержения Василия Шуйского шведские войска стали постепенно занимать северо-западные русские земли. 16 июля 1611 г. ими был захвачен Великий Новгород. Видение, о котором рассказывает повесть, случилось накануне, 15 июля 1611 г. По мнению исследователей памятника, повесть была создана после захвата Новгорода и является попыткой осмыслить происходящие события (см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник. М., 1913. С. 77—80; Назаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. С. 128—133). Источником новгородской повести стала «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия, причем автор новгородской повести настолько близок к своему оригиналу, что С. Ф. Платонов прямо называет новгородскую повесть подражанием московскому видению. В то же время основная идея новгородской повести иная. Если «Повесть о видении некоему мужу духовну» призывает народ к нравственному очищению как единственному способу избавиться от нестроения в государстве, то новгородская повесть, написанная после трагического падения Новгорода, пытается объяснить справедливость наказания новгородцев за их грехи и носит, скорее, покаянный характер. Особого внимания заслуживает упоминание в числе общих грехов немилостивого отношения новгородцев к беженцам, стекавшимся в свободный тогда еще Новгород из разоренных земель. На основании этого высказывались предположения, что автором видения мог быть один из этих гонимых людей. В то же время повесть о видении построена на новгородских реалиях, в ней называются новгородские святые, автор ее, по-видимому, хорошо знаком с литературными памятниками Новгорода и новгородскими преданиями. Все это позволяет предполагать, что автором повести был, скорее, новгородец или человек, проживший в Новгороде достаточно долгое время. Текст повести сохранился в одном списке ( Саратовский гос. университет, Собр. Шляпкина, № 577 (Шл. 330); 1-я пол. XVIII в. ). Мы публикуем его по изданию, осуществленному С. Ф. Платоновым в 13-м томе РИБ (см.: РИБ. Т. 13. Стлб. 243—248). Внесенные нами смысловые исправления выделяются курсивом.

ОРИГИНАЛ

Повѣсть зѣло полезна. Бысть явление въ Скифополской странѣ, иже нарицается въ Великом Новѣградѣ,[1] нѣкоторому мниху, именемъ зовому Варлааму, въ лѣта 7119 году июля въ 15 прииде гнѣвъ Божий на Великий Новградъ и на вся православныя християны грѣхъ ради нашихъ. Бысть видѣние страшно и ужаса исполнено.

Въ Великомъ Новѣградѣ живый нѣкто мнихъ, зовомый именемъ Варлаамъ. Иногдаже пребывая внѣ Великаго Новаграда, и тамо ему живущу многа лѣта, и молящеся Господу Богу и Спасу нашему Ясусу Христу и Пречистѣй его Богоматери Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения.[2] Беспрестанно по вся дни и нощи безъ сна пребывая, никогдаже очима своима дремания сна не далъ еси. Кормящуся ему мниху именемъ Варлааму Христовымъ именемъ.

Во единъ же день сѣдящу ему единому въ келии своей въ молчании, и прииде къ нему помыслъ о погибели православныя земли Русския, Скифополския страны, зовомо Великого Новаграда, православныхъ християнъ. «И егда помышляющу ми, и забыхся въ тонцѣ снѣ. И воздремавшу ми, и видѣхъ свѣтъ велий неизречененъ, зѣло сияющь, паче свѣта сего свѣтлѣе седмерицею. Азъ же отъ страха того воспрянувъ, и не мню сему во снѣ быти, но яко на явѣ. И открывъ оконце мало, хотя посмотрѣти, и видѣхъ человѣка, грядуща ко мнѣ въ келию и имый въ руцѣ своей жезлъ. И глагола ми: „Старче! Гряди изъ келии своей, покажу тебѣ, еже ты что просилъ еси и желалъ видѣти, и ты нынѣ гряди со мною”. Азъ же, многогрѣшный и грубый, текъ къ нему съ радостию великою и веселиемъ, яко получихъ прошение и хотѣния своего, еже просихъ у Господа Бога моего.

И пришедшу намъ ко граду, внидохсш въ Великий Новградъ по обычаю, еже и стражие градстии не видѣвше насъ, никтоже слыша. И бѣ бо тогда страхъ во градѣ и ужасъ отъ нѣмецкихъ людей, стоящимъ бо тогда нѣмецкимъ полкамъ подли Великаго Новаграда мало болѣ поприща, въ монастырѣ у Пречистыя Богородицы, еже есть зовомо на Колмовѣ.[3] Азъ же текохъ съ радостию по граду тому и видѣхъ путь гладокъ, и сухъ, и чистъ и дивихся о семъ. И вопросихъ водящаго мя: „Повѣждь ми, господине мой, что нынѣ путь гладокъ есть, а осень нестройна и дождевна?”[4] И отвѣща ми той мужъ, иже кто водяй мя, и рече ми: „Старче, не дивись сему, то есть тварь Божия: силенъ Богъ нашъ, якоже хощетъ, тако и творитъ".[5]

И по семъ приидохъ къ церкви святыя и великия Софѣи неизреченныя Премудрости Слова Божия, рекше отъ Златыхъ Вратъ,[6] и видѣхъ двери церковныя отверсты, и свѣща горяща по всей церкви. Азъ же скважнею прилежно смотрихъ во святую и великую церковь и видѣвъ посреди церкви свѣтъ невечерний сияющь, яко желѣзо разжено искры пущая, посредѣжь свѣта оного престолъ златъ, имуще велие украшение, тысяща тысящами и тмы тмами измечтанъ, еже неудобь человѣку во умъ вмѣстити; и на престолѣ же сѣдящу надежду нашу Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию, крѣпкую помощницу и заступницу роду християнскому и необоримую стѣну, и непобѣдимую воиводу, яко солнце сияющу. И около престола движущеся множества ангелъ и архангелъ, херувимъ и серафимъ, со страхомъ, и трепетомъ, и говѣниемъ свѣтозарный престолъ окружающе, стояще во бранѣхъ страшнымъ обычаемъ, имуще оружие огненное обнажено въ рукахъ своихъ, и крылѣ распростерты по земли. И пакы смотрѣхъ изъ скважни прилежно и видѣхъ окрестъ престола множество святыхъ стояще — азъ же познахъ Никиту епископа,[7] и Иоанна архиепископа,[8] и прочии же новгородстии святии. Всѣ же суть готовящеся изыти изъ града вонъ и Великий Новградъ предати безбожнымъ нѣмцамъ грѣхъ ради нашихъ.

И начаша святии молитися Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марии, всѣ святии глаголюще: „О Пречистая Всемилостивая Богомати, Владычице Богородице, Приснодѣво Марие, необоримая стѣна, Великому Новуграду нашему ты еси заступнице! Послушай, Госпоже, нынѣ моления нашего, не предай же, Госпоже, града нашего поганымъ на разорение и не погуби православнаго християнства! Умоли, Госпоже, Сына своего и Бога нашего о градѣ семъ! Аще и много согрѣшения ихъ, но отъ твоея великия неизреченныя милости и отъ тебе не отступиша, тебе ходатаице имуще!” И много молиша ю.

И по семъ услышахъ пресладкий гласъ умилно глаголюще нашея заступницы роду християнскому Пресвятѣй Богородицы, крѣпкие помощницы и надеждѣ, ко всѣмъ предстоящимъ святымъ ту. И глагола ко святымъ Мати Божия: „О избраннии святии Божии! Како имате мя молити за градъ сей и за люди, понеже людская беззакония ихъ умножилася, и прогнѣвали Сына моего, Творца своего, Содѣтеля небу и земли, и мене злыми, мерзкими, скверными, блудными своими дѣлы, осодомили бо есть всѣ люди отъ мала и до велика! И многажды Господа моего молихъ за градъ сей и за люди, и не возмогохъ умолити, и не послуша гласа моления моего, но да изыду нынѣ изъ града и отъ мѣста сего со всѣми вами, святыми, и предамъ градъ сей беззаконнымъ нѣмцомъ симъ въ покорение и въ работу".

И паки всѣ святии восплакашася, моляхуся ко Пречистѣй Богородицы, паче же всѣхъ святыхъ прилежно молящеся преподобный Варлаамъ Футынский[9] и со слезами вопия: „О Владычице моя, Пресвятая Госпоже Богородице! Помилуй родъ християнский, въ бѣдѣ суще, не погуби достояния своего и не остави мѣста сего, но пребуди съ нами здѣ и буди молитвенница къ Сыну своему и Богу нашему за градъ сей и за люди своя!” И тогда Преславная Владычица наша и Страшная Царица и Богородице, Мать сущи Царева, озрѣвся на вся святыя избранныя Божия, и прослезися, и поиде отъ очию ея слезы, яко струя, и рече ко всѣмъ святымъ: „О избраннии святии Божии! Нынѣ не стужайте мнѣ о семъ! Азъ же и сама плачюся о погибели ихъ; вѣмъ бо, яко сей есть градъ жребий мой и людие есте достояние мое. И молихъ Сына моего многажды о семъ и стужахъ ему, понеже за беззаконие ихъ разгнѣвася Владыка Господь на нихъ и не послуша моления моего. Уже беззакония ихъ умножися паче всѣхъ человѣкъ, и отъ грѣхъ ихъ отяготѣша сердца ихъ, и не послушаша заповѣдей Божиихъ и въ законѣ его не изволиша ходити.[10] И нынѣ хощетъ Сынъ мой предати градъ сей и людей, понеже бысть мѣсто сие не разоримо и собирашася въ него людие отъ всѣхъ странъ, еже разорени отъ нынѣшнихъ бѣдъ и золъ, и утекающе сѣмо во градъ сей, — они же ихъ оскорбляюще, и поношающе ихъ, и наругающеся имъ, и досаду имъ приносяще, яко невѣрнии; а сами бо ядуще и пиюще безъ престани и блудъ творяще, паче же всего содомский грѣхъ непрестанно дѣяху. И егда внидутъ въ церковь мою, ни единъ не хощетъ отъ сердца молитвы Иисусовы сотворити, не токмо что поститися. Но убо оскуди князь и воеводы, и все воинство ихъ предано будетъ, и оружие ихъ изсѣче, и милости Божия не обрящутъ. И кътому не воспомянется имя мое: уже градъ сей преданъ хощетъ быти”. — И сия рече заступница наша Богородица и отвратися, да не стужаютъ ей. И помалѣ паки обратися и рече имъ: „О избраннии святии Божии и мои! Не стужайте мнѣ о семъ, не могу уже милости о градѣ семъ упросити у Владыки Господа Бога, Сына моего!”

Да кътому азъ же, грѣшный и недостойный, стоя трясыйся и трепеща, отъ ужаса и страха не могий стояти. И помалѣ возва мя, идѣже стояхъ. И приидохъ ко престолу оному и не могохъ зрѣти свѣтила, на престоле сѣдящу надежду нашу, и заступницу, и ходатаицу крѣпкую роду християнскому; и не могохъ зрѣти, падъ ницъ на землю. И рече ми Пречистая Богородице: „Старче, поиди во градъ и рци митрополиту, и всему синклиту, и воиводамъ, и всему Новаграда воинству, да приимутъ всѣ покаяние и готовилися бы къ смерти, уже хощетъ град сей во утрий день преданъ быти невѣрнымъ людемъ, нѣмцамъ, свѣяномъ Свѣйския земли”».

Слава Богу нашему, сотворшему вся!


[1] ...въ Скифополской странѣ, иже нарицается въ Великомъ Новѣградѣ... — Название Новгорода Великого Скифопольем, Скифопольской страной восходит к новгородской легенде, распространившейся позднее, во второй половине XVII в., во множестве летописных памятников как легендарно-историческая повесть под заглавиями «История о зачале Руския земли и создании Новгорода», «Начало Словенску, еже есть Великий Новград именуетца» и др. Согласно этой легенде, земли, на которых стоит Великий Новгород, были уделом одного из правнуков Иафета, сына Ноева, по имени Скиф (об этом памятнике см.: Гольдберг А. Л. Легендарная повесть XVII в. о древнейшей истории Руси // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13. С. 50-63).

[2] ...Пречистѣй его Богоматери Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения. — Не совсем ясно, почему при описании молитвенной жизни инока Варлаама указан праздник (или икона?) Успения Богородицы. Возможно, инок Варлаам жил в одном из Успенских монастырей, в округе Новгорода их было несколько.

[3] ...стоящимъ бо тогда нѣмецкимъ полкамъ подли Великаго Новаграда мало болѣ поприща, въ монастырѣ у Пречистыя Богородицы, еже естъ зовомо на Колмовѣ. — Колмов Успенский монастырь в трех верстах от Новгорода, на левом берегу Волхова. Основан в 1310 г., в 1686 г. приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен. Как указывает С. Ф. Платонов со ссылкой на летописные источники, 15июля 1611 г. шведские войска действительно стояли в Колмове монастыре(см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания... С. 78).

[4] ...видѣхъ путъ гладокъ, и сухъ, и чистъ и дивихся о семъ. И вопросихъ водящаго мя: «Повѣждь ми, господине мой, что нынѣ путъ гладокъ естъ, а осенъ нестройна и дождевна?» — Противоречие, имеющееся в тексте (события происходят 15 июля, а инок Варлаам говорит об «осени дождевной»), объясняется тем, что этот пассаж целиком заимствован автором из «Повести о видении некоему мужу духовну», отражающей события октября 1606 г.

[5] ...силенъ Богъ нашъ, якоже хощетъ, тако и творитъ. — Ср.: Пс. 113, 11.

[6] ...къ церкви святыя и великия Софѣи неизреченныя Премудрости Слова Божия, рекше отъ Златыхъ Вратъ... — Новгородский Софийский собор построен в Детинце (Новгородском Кремле) в 1045—1050 гг. (по другим данным в 1052 г.) на месте сгоревшей деревянной тринадцатиглавой церкви конца X в. Софийский собор — придворный княжеский храм — имел важное значение в общественно-политической и духовной жизни Новгорода: здесь находились казна, архив, библиотека, здесь принимали иностранных послов и именитых гостей, перед собором иногда проходили знаменитые новгородские веча.

[7] ...Никиту епископа... — Святой Никита, печерский затворник. В 1096 г. был избран епископом Новгородским, умер в 1108 г. Канонизирован в 1558 г., когда были открыты его мощи, которые хранятся ныне в Новгородском Софийском соборе. Память св. Никиты празднуется 31 января.

[8] ...Иоанна архиепископа... — Иоанн, архиепископ Новгородский с 1165 по 1185 г. Прославился как защитник Новгорода: в 1140 г., во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского, св. Иоанн вышел на городскую стену с иконой Богородицы, увидев которую, суздальцы бежали, объятые страхом. Св. Иоанн известен также своими заботами о нуждах епархии — он строил церкви, основывал монастыри, писал поучения к священникам. В 1439 г. обретены его мощи, в 1547 г. он был канонизирован. Память св. Иоанна празднуется 7 сентября.

[9] ...паче же всѣхъ святыхъ прилежно молящеся преподобный Варлаамъ Футынский... —Варлаам Хутынский, в миру Алекса Михайлович, новгородец, умер в 1192 или 1193 г. Незадолго до смерти им был основан Спасский монастырь в Хутыни — местности в 10 км от Новгорода на правом берегу Волхова. Канонизирован в начале XV в., память его празднуется 6 ноября. По-видимому, в повести уделяется особое внимание св. Варлааму Хутынскому не только потому, что он был одним из самых популярных в Новгороде святых, но и потому, что автор был знаком с новгородским памятником XVI в. «Видением Хутынского пономаря Тарасия» (см. т. 9, с. 272—277, 534 наст. изд.). В этом видении св. Варлаам молит Иисуса Христа и Богородицу об избавлении города от потопа, от мора и от пожара. Иисус Христос внемлет молитвам св. Варлаама и заступничеству Богородицы и избавляет Новгород от потопа, но насылает на него другие беды. Как в видении XVI в., так и в нашем тексте Богородица именуется заступницей города, и здесь она напоминает новгородским святым о прежних своих мольбах к Господу Богу о спасении Новгорода.

[10] Уже беззакония ихъ умножися... въ законѣ его не изволиша ходити. — Ср.: Иез. 5, 6—7.

ПЕРЕВОД

Повесть душеполезная. Было явление в Скифопольской стране, как именуется Великий Новгород, некоему иноку по имени Варлаам в 7119 (1611) году июля в 15 день, <когда> нашел гнев Божий на Великий Новгород и на всех православных христиан за грехи наши. Было видение страшное и ужаса исполненное.

В Великом Новгороде жил некий инок по имени Варлаам. Некогда ушел он из Великого Новгорода <в место иное> и там жил много лет, и молился Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Богоматери Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному и славному ее Успению. Беспрестанно все дни и ночи он без сна проводил и никогда глазам своим задремать не давал. Кормился же инок Варлаам подаянием Христа ради.

Однажды сидел он в одиночестве в келье своей, в молчании пребывая, и нашли на него думы о погибели православной земли Русской, страны Скифопольской, как именуется Великий Новгород, православных христиан. «И когда задумался я <о том>, и забылся легким сном. И я задремал, и видел свет великий несказанный, земного света в семь раз ярче сияющий. Я же от страха такого воспрянул, и не думаю, что это во сне, но словно наяву <пребываю>. И, приоткрыв оконце, хотел посмотреть, и увидел человека, идущего ко мне в келию и держащего в руке своей посох. И сказал он мне: „Старче! Выйди из келии своей, и покажу тебе, о чем ты просил и что видеть желал, и ты иди сейчас со мною!” Я же, многогрешный и грубый, вышел к нему с радостью великой и весельем, ибо получил то, что желал и просил у Господа Бога моего.

И пришли мы к городу, вошли в Великий Новгород как обычно, так что и стражи городские не видели нас, и никто не слышал. А был тогда страх в городе и ужас от немецких людей, ибо стояли тогда полки немецкие на расстоянии чуть более поприща от Великого Новгорода, в монастыре Пречистой Богородицы, что на Колмове. Я же шел с радостью по городу тому и видел дорогу ровную, и сухую, и чистую и удивлялся этому. И спросил я ведущего меня: „Скажи мне, господин мой, отчего нынче дорога хорошая, ведь осень ненастна и дождлива?” И ответил мне человек, который водил меня, сказал мне: „Старец, не удивляйся этому, все это творение Божие: всемогущ Бог наш, как хочет, так и творит”.

И потом пришел я к церкви святой и великой Софии, неизреченной Премудрости Слова Божиего, что у Золотых Ворот, и увидел, что двери церковные открыты, и свечи горят по всей церкви. Я же в щелку внимательно смотрел во святую и великую церковь и видел, что посреди церкви свет невечерний сияет, будто железо раскаленное искры испускает, и посреди света того престол золотой <возвышается>, великолепный, бесчисленным множеством <красот> украшенный, так что умом человеческим и постичь невозможно; и <увидел> я, что на престоле том надежда наша Владычица Богородица и Приснодева Мария восседает, крепкая помощница и заступница роду христианскому, и несокрушимая стена, и непобедимая воительница, и будто солнце она сияет. И вокруг престола движется множество ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, со страхом, и трепетом, и благоговением они светозарный престол окружают, и стоят на страже с грозным видом, и держат оружие огненное обнаженное в руках своих, и крылья их распростерты по земле. И вновь смотрел я в щелку внимательно, и видел, что вокруг престола множество святых стоит — я же узнал Никиту епископа, и Иоанна архиепископа, и прочих же новгородских святых. И все они готовятся выйти из города и отдать Великий Новгород безбожным немцам за грехи наши.

И начали святые молиться Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, и все святые просили: „О Пречистая Всемилостивая Богоматерь, Владычица Богородица, Приснодева Мария, несокрушимая стена, ведь ты нашему Великому Новгороду заступница! Послушай, Госпожа, нынче моления нашего, не отдай же, Госпожа, города нашего поганым на разорение и не погуби православных христиан! Умоли, Госпожа, Сына своего и Бога нашего о <защите> города этого! Пусть велико согрешение (горожан), но от твоей великой несказанной милости и от тебя не отступили, тебя заступницей почитают!” И долго умоляли ее.

И потом услышал я пресладкий голос нашей заступницы рода христианского Пресвятой Богородицы, крепкой помощницы и надежды, с умилением обращалась она ко всем стоящим пред нею святым. И <так> говорила святым Матерь Божия: „О избранные святые Божии! Зачем молите меня о городе этом и о людях, ведь людские грехи их умножились, и прогневали они Сына моего, Творца вашего, Создателя неба и земли, и меня прогневали злыми, мерзкими, скверными, блудными своими делами, и осквернились все люди от мала и до велика! И много уже молила я Господа моего о городе этом и о людях, и не смогла умолить, и не послушал он слов мольбы моей, но <повелел>, чтобы покинула я ныне город и место это вместе со всеми вами, святыми, и чтобы отдала город этот безбожным немцам этим в покорение и в рабство”.

И вновь все святые со слезами молились Пречистой Богородице, более же всех усердно молился преподобный Варлаам Хутынский. И со слезами он восклицал: „О, Владычица моя, Пресвятая Госпожа Богородица! Помилуй род христианский, в беде пребывающий, не погуби достояния своего и не покинь места этого, но останься с нами здесь и будь просительницей к Сыну своему и Богу нашему о городе этом и о людях своих!” И тогда Преславная Владычица наша и Великая Царица и Богородица, Матерь Царя (нашего) посмотрела на всех святых избранных Божиих и прослезилась, и потекли из очей ее слезы, будто струи, и сказала она всем святым: „О избранные святые Божии! Не упрашивайте меня ныне об этом! Я же и сама плачу о погибели их; знаю ведь, что город этот — удел мой, и люди — достояние мое. И молила я Сына моего много об этом и тем досадила ему, ибо за неверие их разгневался Владыка Господь на них и не послушал он моления моего. Ведь грехи их умножились более, чем во всех людях, и от грехов их отяготели сердца их, и не послушали они заповедей Божиих и по вере его жить не пожелали. И ныне хочет Сын мой оставить город этот и людей, поскольку, <когда> было место это не разорено и собирались сюда люди со всех земель, погибших от нынешних бед и несчастий, и стекались они в город этот, — <люди же, здесь живущие> их оскорбляли, и ругали их, и издевались над ними, и досаждали им, будто неверные; а сами же ели и пили всечасно, и блуд творили, более же всего содомскому греху непрестанно предавались. И когда войдут в церковь мою, ни один не хочет от всего сердца молитвы Иисусовой сотворить, не то что поститься. И уже покинул <Господь> князей и воевод, и все войско их отдано будет, и оружием их посекут, и милости Божией не найдут. И имя мое больше не вспомнится: уже город этот отдан <врагу> будет”. — И сказала это заступница наша Богородица и отвернулась, чтобы не досаждали ей. И через некоторое время вновь обернулась и сказала им: „О избранные святые Божии мои! Не просите меня об этом, не могу я уже милости для города этого вымолить у Владыки Господа Бога, Сына моего!”

Я же, грешный и недостойный, стоял при этом дрожа и трепеща, от ужаса и страха стоять не мог. И вскоре позвала меня она, <увидев,> где я стоял. И подошел я к престолу тому, и не смог смотреть на светило, на престоле сидящую надежду нашу, и заступницу, и защитницу верную роду христианскому; и не мог я глядеть на нее, упал ниц на землю. И сказала мне Пречистая Богородица: „Старец, иди в город и скажи митрополиту, и всем правителям, и воеводам, и всему новгородскому войску, пусть примут все покаяние и готовятся к смерти, уже будет город этот завтра отдан неверным людям, иноземцам, шведам Шведской земли”».

Слава Богу нашему, сотворившему все!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: