Снятие приборов и внешних агрегатов, смонтированных на двигателе.




Перед разборкой двигатель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. За­тем продуть двигатель сжатым воздухом. Снятие приборов и агре­гатов с двигателя целесообразно проводить на стационарном по­воротном стенде мод. 2473.

Коробку передач следует снимать с двигателя перед его установ­кой на стенд. Поворот двигателя вокруг горизонтальной оси стен­да осуществляется с помощью червячного механизма, располо­женного на стенде.

При разборке или сборке двигатель может фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма. В про­цессе разборки двигателя необходимо предохранять от поврежде­ния все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации. Снима­емые с двигателя детали и нормали следует укладывать в специ­ально подготовленную тару, в которой они отправляются на мой­ку, проверку и устранение неисправностей.

Большинство деталей двигателя взаимозаменяемые, хотя не­которые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой дета­лью. Далее приведена методика снятия внешних агрегатов бензи­нового двигателя ЗИЛ-508.10. Для других моделей двигателей со­храняется общий порядок разборки, но с учетом элементов их конструкции.

При снятии воздушного фильтра следует отсоединить трубопро­вод, идущий от воздушного фильтра к компрессору, и шланг си-

стемы вентиляции картера; снять верхнюю крышку переходника с резиновым воздухосборником, отвернув гайку-барашек; отвер­нуть нижнюю гайку-барашек и снять воздушный фильтр; снять патрубок с фланцем в сборе; снять фильтр со стоек.

При демонтаже карбюратора требуется отсоединить топливную трубку, идущую от фильтра тонкой очистки, трубку вакуум-регул лятора и две трубки, идущие к центробежному датчику; отвернуть гайки крепления; снять карбюратор и термоизолирующую про­кладку. Для предохранения трубок от повреждения гайки нужно отвертывать двумя ключами. Снять фильтр системы вентиляции картера двигателя, отвернув болты крепления.

При демонтаже фильтра тонкой очистки топлива нужно вы-1 полнить следующие работы: отсоединить трубку от топливного насоса; отвернуть гайки крепления кронштейна; снять фильтр в| сборе с кронштейном и трубками.

При снятии масляного фильтра необходимо отвернуть болты крепления корпуса фильтра и снять фильтр с двигателя вместе с уплотнительной прокладкой.

При демонтаже распределителя зажигания и проводов высокого) напряжения необходимо отвернуть болты крепления распредели- ■. теля к верхней пластине октан-корректора и снять распредели-1 тель. Для снятия пластин октан-корректора нужно отвернуть бол-1 ты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода рас-] пределителя. Для снятия привода распределителя необходимо от­вернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вынуть из гнезда привод распределителя в сборе с корпусом, ва­ликом и шестерней.

При демонтаже стартера необходимо отвернуть болты крепле­ния стартера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда кар-тера.

Для снятия генератора следует отвернуть гайку крепления на­тяжной планки; отвернуть гайки крепления генератора к кронш­тейну; снять генератор и ремень привода генератора, освободив от приводного ремня шкив генератора.

Для демонтажа насоса рулевого усилителя необходимо отвер­нуть гайку крепления натяжного кронштейна к головке цилинд­ров и, освободив шкив насоса от приводного ремня, снять насос в сборе с кронштейном и ремнем привода насоса; отсоединить кронштейн от насоса, отвернув болты крепления.

При снятии топливного насоса необходимо отвернуть гайки крепления насоса и снять его вместе с прокладкой.

При демонтаже компрессора следует отвернуть винты хомутов крепления и отсоединить шланги, подводящие и отводящие ох­лаждающую жидкость от компрессора; отвернуть накидные гайки крепления и отсоединить трубки, подводящие масло к компрес­сору из масляной магистрали блока цилиндров и отводящие мас-

ло от компрессора в картер двигателя; отвернуть гайки крепления компрессора, освободив шкив от приводного ремня; снять комп­рессор и ремень привода компрессора.

Для демонтажа центробежного датчика ограничителя частоты вращения нужно отвернуть накидные гайки крепления и снять труб­ки, соединяющие датчик с карбюратором; отвернуть болты креп­ления центробежного датчика к крышке распределительных шес­терен; снять датчик с прокладкой.

При демонтаже вентилятора и жидкостного насоса необходи­мо выполнить следующие работы: отвернуть болты крепления вен­тилятора к ступице; снять вентилятор, приводные ремни и шкив; отвернуть болты крепления корпуса жидкостного насоса к торцу блока; снять насос с прокладками.

При снятии масляного насоса необходимо отвернуть три болта крепления масляного насоса и снять насос с прокладкой.

При демонтаже верхнего патрубка системы охлаждения требу­ется отсоединить перепускной шланг от патрубка жидкостного насоса; отвернуть гайки крепления патрубка к впускному газово­му трубопроводу; снять патрубок в сборе с термостатом и про­кладкой; вынуть термостат из патрубка.

1. ДВИГАТЕЛЬ. Устройство кривошипно-шатунных механизмов двигателей

Правила безопасного выполнения задания. Рабочее место долж­но быть чистым; не допускается наличие посторонних предметов (сумок и др.). Инструмент разместите в порядке, удобном для ра­боты. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край вер­стака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по прямо­му назначению. Направление движения ключей должно быть «к себе». Не следует вращать гаечные ключи вкруговую. Перед нача­лом работы в присутствии преподавателя убедитесь в надежности крепления стенда и исправности фиксирующих устройств. Пово­рачивать двигатель на стенде и снимать тяжелые детали можно только с разрешения преподавателя.

Оборудование и инструмент. Блоки цилиндров (в сборе) двига­телей ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, ус­тановленные на поворотных стендах.

Двигатель ВАЗ-2103: ключи S 13, 14, 15, 10, 17, 19, 38 мм приспособление для демонтажа поршневого пальца; приспособ­ление для запрессовки поршневого пальца; фиксатор маховика; втулка для установки в цилиндры поршней; ключ динамометри­ческий; тиски; молоток; отвертка; оправка для запрессовки заглу­шек коленчатого вала; съемник поршневых колец.

оследовательность выполнения задания. Повторите устройство кривошипно-шатунных механизмов (КШМ). Изучите общий по­рядок их разборки и сборки. Установите двигатель картером вверх; снимите картер, масляный насос и маслоприемник. Поверните двигатель на 90°. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крыш­ки шатунов и осторожно выньте поршни с шатунами. Пометьте поршни, шатуны и крышки, чтобы при сборке установить их в прежние цилиндры. Заблокируйте маховик фиксатором и отвер­ните болты крепления маховика. Снимите маховик с коленчатого вала. Снимите сальники коленчатого вала. Снимите крышки ко­ренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, верхние вкладыши и упор­ные полукольца. Зажмите в тисках один из шатунов и с помощью приспособления снимите поршневые кольца. Удалите из бобышек поршня стопорные кольца и выпрессуйте палец.

Изучите устройство деталей кривошипно-шатунных механиз­мов, найдите установочные метки и определите способы изготов­ления деталей. Осмотрите состояние трущихся поверхностей и за­пишите выявленные дефекты.

Соберите шатунно-поршневую группу. Установите коленчатый вал. Соедините шатуны с коленчатым валом. Сборку двигателя осуществите в порядке, обратном разборке. Цилиндры, поршни, сальники, вкладыши, упорные полукольца перед сборкой смажь­те трансмиссионным маслом. При затягивании резьбовых соеди­нений руководствуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные вопросы.

Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Раз­берите двигатель. Переверните двигатель картером вверх. Вывер­ните датчик давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель. Закрепите ма­ховик фиксатором и снимите шкив коленчатого вала с помощью съемника. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатуна­ми. Пометьте поршень, шатун и крышку, чтобы при сборке уста­новить их на прежние места. Снимите шайбу, маховик (рис. 1.1) и переднюю крышку картера сцепления. С помощью выталкивателя выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.Выпрессуйте передний сальник. Снимите

 

Рис. 1.1. Снятие маховика: 1 — ключ; 2 — маховик; 3 — болт крепления маховика; 4 — шай­ба; 5 — фиксатор; 6 — передняя

крышка картера сцепления

держатель заднего сальника коленчатого вала. Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вклады­шами. Снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре. Используя съемник и приспособле­ния, разберите шатунно-поршневую группу.

Соберите двигатель. Уложите в гнездо среднего коренного под­шипника вкладыш без канавки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда — с канавкой. В крышки подшипников уложите вкладыши без канавки. Установите крышки коренных подшипни­ков в соответствии с метками (рис. 1.2). Обратите внимание на то, что номер на крышке совпадает с номером на блоке. Уложите коленчатый вал, вставьте в гнезда задней опоры два упорных по­лукольца. Установите полукольца выемками к упорным поверхно­стям коленчатого вала (с передней стороны задней опоры — стале-алюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерами-ческое, желтое). Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника и закрепите держатель с сальником в блоке цилиндров. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю

1   4   2       3
                 
=0=   оооо   =00=   0---0   =000=
                 
                 

Крышку картера сцепления. Соеди­
ните маховик с коленчатым валом
так, чтобы метка (конусообразная
лунка) на маховике располагалась
напротив оси шатунной шейки
четвертого цилиндра. Зафиксируй­
те маховик и прикрепите его к
фланцу коленчатого вала. Для
сборки шатунно-поршневой груп­
пы установите поршневой палец
метккрышках корен на приспособление. Нагретый до
ных подшипников: 240С шатун быстро зажмите в тис-

1-5 - номера подшипников ках, наденьте поршень и вставьте

палец. Если двигатель до 1990 г. выпуска, то поршень с шатуном соедините так, чтобы метка «П» на поршне находилась со сторо­ны выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. Уста­новите кольца на поршень. Замок верхнего компрессионного кольца расположите под углом 30 — 45° к оси поршневого пальца; замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к замку верх­него, замок маслосъемного кольца — под углом 30 — 45° к оси поршневого пальца. Нижнее компрессионное кольцо установите выточкой вниз; если на кольце есть метка «Верх» или «ТОР», то установите кольцо этой меткой вверх (к днищу поршня). На мас-лосъемном кольце стык пружинного расширителя должен нахо­диться на противоположной от замка стороне. Цифры (клейма) на шатуне и крышке при сборке должны находиться с одной сто­роны. Обратите внимание на клейма, находящиеся на днище порш­ня и указывающие на класс поршня (А, В, С, D, Е) и категорию отверстия под палец (1, 2, 3). В связи с тем, что отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, установите поршни в цилинд­ры так, чтобы метка «П» на поршне была направлена к передней части двигателя. Для установки поршней в цилиндры используйте специальную втулку. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки. Цифры, указывающие номера цилинд­ров, на крышке и шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны. Затяните шатунные болты. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор слив­ной трубки маслоотделителя. Установите масляный насос и мас­ляный картер с прокладкой. Болты поддона картера затяните, начиная с центральных.

Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)

Болты крепления крышек коренных

подшипников............................................. 69 — 84

Болты крепления масляного картера....... 5,1—8,2

Шпилька крепления крышки сапуна......... 12,7 — 20,6

Гайка крепления крышки сапуна.............. 12,7 — 20,6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: