Перед разборкой двигатель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. Затем продуть двигатель сжатым воздухом. Снятие приборов и агрегатов с двигателя целесообразно проводить на стационарном поворотном стенде мод. 2473.
Коробку передач следует снимать с двигателя перед его установкой на стенд. Поворот двигателя вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, расположенного на стенде.
При разборке или сборке двигатель может фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма. В процессе разборки двигателя необходимо предохранять от повреждения все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации. Снимаемые с двигателя детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они отправляются на мойку, проверку и устранение неисправностей.
Большинство деталей двигателя взаимозаменяемые, хотя некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью. Далее приведена методика снятия внешних агрегатов бензинового двигателя ЗИЛ-508.10. Для других моделей двигателей сохраняется общий порядок разборки, но с учетом элементов их конструкции.
При снятии воздушного фильтра следует отсоединить трубопровод, идущий от воздушного фильтра к компрессору, и шланг си-
стемы вентиляции картера; снять верхнюю крышку переходника с резиновым воздухосборником, отвернув гайку-барашек; отвернуть нижнюю гайку-барашек и снять воздушный фильтр; снять патрубок с фланцем в сборе; снять фильтр со стоек.
При демонтаже карбюратора требуется отсоединить топливную трубку, идущую от фильтра тонкой очистки, трубку вакуум-регул лятора и две трубки, идущие к центробежному датчику; отвернуть гайки крепления; снять карбюратор и термоизолирующую прокладку. Для предохранения трубок от повреждения гайки нужно отвертывать двумя ключами. Снять фильтр системы вентиляции картера двигателя, отвернув болты крепления.
При демонтаже фильтра тонкой очистки топлива нужно вы-1 полнить следующие работы: отсоединить трубку от топливного насоса; отвернуть гайки крепления кронштейна; снять фильтр в| сборе с кронштейном и трубками.
При снятии масляного фильтра необходимо отвернуть болты крепления корпуса фильтра и снять фильтр с двигателя вместе с уплотнительной прокладкой.
При демонтаже распределителя зажигания и проводов высокого) напряжения необходимо отвернуть болты крепления распредели- ■. теля к верхней пластине октан-корректора и снять распредели-1 тель. Для снятия пластин октан-корректора нужно отвернуть бол-1 ты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода рас-] пределителя. Для снятия привода распределителя необходимо отвернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вынуть из гнезда привод распределителя в сборе с корпусом, валиком и шестерней.
При демонтаже стартера необходимо отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда кар-тера.
Для снятия генератора следует отвернуть гайку крепления натяжной планки; отвернуть гайки крепления генератора к кронштейну; снять генератор и ремень привода генератора, освободив от приводного ремня шкив генератора.
Для демонтажа насоса рулевого усилителя необходимо отвернуть гайку крепления натяжного кронштейна к головке цилиндров и, освободив шкив насоса от приводного ремня, снять насос в сборе с кронштейном и ремнем привода насоса; отсоединить кронштейн от насоса, отвернув болты крепления.
При снятии топливного насоса необходимо отвернуть гайки крепления насоса и снять его вместе с прокладкой.
При демонтаже компрессора следует отвернуть винты хомутов крепления и отсоединить шланги, подводящие и отводящие охлаждающую жидкость от компрессора; отвернуть накидные гайки крепления и отсоединить трубки, подводящие масло к компрессору из масляной магистрали блока цилиндров и отводящие мас-
ло от компрессора в картер двигателя; отвернуть гайки крепления компрессора, освободив шкив от приводного ремня; снять компрессор и ремень привода компрессора.
Для демонтажа центробежного датчика ограничителя частоты вращения нужно отвернуть накидные гайки крепления и снять трубки, соединяющие датчик с карбюратором; отвернуть болты крепления центробежного датчика к крышке распределительных шестерен; снять датчик с прокладкой.
При демонтаже вентилятора и жидкостного насоса необходимо выполнить следующие работы: отвернуть болты крепления вентилятора к ступице; снять вентилятор, приводные ремни и шкив; отвернуть болты крепления корпуса жидкостного насоса к торцу блока; снять насос с прокладками.
При снятии масляного насоса необходимо отвернуть три болта крепления масляного насоса и снять насос с прокладкой.
При демонтаже верхнего патрубка системы охлаждения требуется отсоединить перепускной шланг от патрубка жидкостного насоса; отвернуть гайки крепления патрубка к впускному газовому трубопроводу; снять патрубок в сборе с термостатом и прокладкой; вынуть термостат из патрубка.
1. ДВИГАТЕЛЬ. Устройство кривошипно-шатунных механизмов двигателей
Правила безопасного выполнения задания. Рабочее место должно быть чистым; не допускается наличие посторонних предметов (сумок и др.). Инструмент разместите в порядке, удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по прямому назначению. Направление движения ключей должно быть «к себе». Не следует вращать гаечные ключи вкруговую. Перед началом работы в присутствии преподавателя убедитесь в надежности крепления стенда и исправности фиксирующих устройств. Поворачивать двигатель на стенде и снимать тяжелые детали можно только с разрешения преподавателя.
Оборудование и инструмент. Блоки цилиндров (в сборе) двигателей ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, установленные на поворотных стендах.
Двигатель ВАЗ-2103: ключи S 13, 14, 15, 10, 17, 19, 38 мм приспособление для демонтажа поршневого пальца; приспособление для запрессовки поршневого пальца; фиксатор маховика; втулка для установки в цилиндры поршней; ключ динамометрический; тиски; молоток; отвертка; оправка для запрессовки заглушек коленчатого вала; съемник поршневых колец.
оследовательность выполнения задания. Повторите устройство кривошипно-шатунных механизмов (КШМ). Изучите общий порядок их разборки и сборки. Установите двигатель картером вверх; снимите картер, масляный насос и маслоприемник. Поверните двигатель на 90°. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте поршни с шатунами. Пометьте поршни, шатуны и крышки, чтобы при сборке установить их в прежние цилиндры. Заблокируйте маховик фиксатором и отверните болты крепления маховика. Снимите маховик с коленчатого вала. Снимите сальники коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца. Зажмите в тисках один из шатунов и с помощью приспособления снимите поршневые кольца. Удалите из бобышек поршня стопорные кольца и выпрессуйте палец.
Изучите устройство деталей кривошипно-шатунных механизмов, найдите установочные метки и определите способы изготовления деталей. Осмотрите состояние трущихся поверхностей и запишите выявленные дефекты.
Соберите шатунно-поршневую группу. Установите коленчатый вал. Соедините шатуны с коленчатым валом. Сборку двигателя осуществите в порядке, обратном разборке. Цилиндры, поршни, сальники, вкладыши, упорные полукольца перед сборкой смажьте трансмиссионным маслом. При затягивании резьбовых соединений руководствуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные вопросы.
Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Разберите двигатель. Переверните двигатель картером вверх. Выверните датчик давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель. Закрепите маховик фиксатором и снимите шкив коленчатого вала с помощью съемника. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун и крышку, чтобы при сборке установить их на прежние места. Снимите шайбу, маховик (рис. 1.1) и переднюю крышку картера сцепления. С помощью выталкивателя выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.Выпрессуйте передний сальник. Снимите
Рис. 1.1. Снятие маховика: 1 — ключ; 2 — маховик; 3 — болт крепления маховика; 4 — шайба; 5 — фиксатор; 6 — передняя
крышка картера сцепления
держатель заднего сальника коленчатого вала. Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами. Снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре. Используя съемник и приспособления, разберите шатунно-поршневую группу.
Соберите двигатель. Уложите в гнездо среднего коренного подшипника вкладыш без канавки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда — с канавкой. В крышки подшипников уложите вкладыши без канавки. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 1.2). Обратите внимание на то, что номер на крышке совпадает с номером на блоке. Уложите коленчатый вал, вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца. Установите полукольца выемками к упорным поверхностям коленчатого вала (с передней стороны задней опоры — стале-алюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерами-ческое, желтое). Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника и закрепите держатель с сальником в блоке цилиндров. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю
1 | 4 | 2 | 3 | |||||
=0= | оооо | =00= | 0---0 | =000= | ||||
Крышку картера сцепления. Соеди
ните маховик с коленчатым валом
так, чтобы метка (конусообразная
лунка) на маховике располагалась
напротив оси шатунной шейки
четвертого цилиндра. Зафиксируй
те маховик и прикрепите его к
фланцу коленчатого вала. Для
сборки шатунно-поршневой груп
пы установите поршневой палец
метккрышках корен на приспособление. Нагретый до
ных подшипников: 240С шатун быстро зажмите в тис-
1-5 - номера подшипников ках, наденьте поршень и вставьте
палец. Если двигатель до 1990 г. выпуска, то поршень с шатуном соедините так, чтобы метка «П» на поршне находилась со стороны выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. Установите кольца на поршень. Замок верхнего компрессионного кольца расположите под углом 30 — 45° к оси поршневого пальца; замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к замку верхнего, замок маслосъемного кольца — под углом 30 — 45° к оси поршневого пальца. Нижнее компрессионное кольцо установите выточкой вниз; если на кольце есть метка «Верх» или «ТОР», то установите кольцо этой меткой вверх (к днищу поршня). На мас-лосъемном кольце стык пружинного расширителя должен находиться на противоположной от замка стороне. Цифры (клейма) на шатуне и крышке при сборке должны находиться с одной стороны. Обратите внимание на клейма, находящиеся на днище поршня и указывающие на класс поршня (А, В, С, D, Е) и категорию отверстия под палец (1, 2, 3). В связи с тем, что отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, установите поршни в цилиндры так, чтобы метка «П» на поршне была направлена к передней части двигателя. Для установки поршней в цилиндры используйте специальную втулку. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки. Цифры, указывающие номера цилиндров, на крышке и шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны. Затяните шатунные болты. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой. Болты поддона картера затяните, начиная с центральных.
Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)
Болты крепления крышек коренных
подшипников............................................. 69 — 84
Болты крепления масляного картера....... 5,1—8,2
Шпилька крепления крышки сапуна......... 12,7 — 20,6
Гайка крепления крышки сапуна.............. 12,7 — 20,6