Образовательном процессе»




Задачи-результаты:

· Систематизация знаний о механизмах взаимодействия в образовательном процессе;

· Систематизация знаний о формах, методах и приемах учебно-педагогического взаимодействия;

· Формирование представлений об эффективности взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Подготовительный этап

1. Из словарей и психолого-педагогической литературы выпишите определения понятий «взаимодействие», «общение», «совместная деятельность», «сотрудничество», «субъект-субъектное взаимодействие», «учебно-педагогическое сотрудничество».

 

Литература для подготовки к занятию

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.

· Краткий психологический словарь-хрестоматия /Сост. Б.М. Петров, научн.ред. проф.К.К. Платонов. – М., 1974.

· Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.,1985.

· Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.,1998.

· Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. – Л., 1989.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Выполнение работы

1. По каким внешним и внутренним показателям педагог может судить об эффективности взаимодействия с субъектами образовательного процесса? Заполните таблицу:

Субъекты образовательного процесса Внешние показатели Внутренние показатели
Отдельный обучающийся      
Коллектив обучающихся      
Отдельный родитель    
Родительская общественность    
Коллега-педагог    
Педагогический коллектив    
Администрация школы    

 

 

2. В чем специфика учебно-педагогического сотрудничества учителя технологии с учащимися? Заполните таблицу:

 

Учебно-педагогическое сотрудничество Формы Методы Приемы
На уроке технологии      
Во внеклассной работе по технологии      
В воспитательной работе с учащимися      

3. Выполните тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер).

Инструкция:

Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое их них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей

2. Я бы, пожалуй, мог «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более
глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В кампании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду
себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь
быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Ключ: 1 балл начисляется за ответ «Н» на пункты 1,5,7 и за ответ «В» на все

остальные.

Результаты:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше

поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости

от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении.

Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей

прямолинейности.

4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не

сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем

поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите

в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете

и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на

окружающих людей.

Люди с высоким коммуникативным контролем, постоянно следят за собой,

хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций.

Вместе с тем у них затруднена способность самовыражения, они не любят

непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем

более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало

подверженное изменениям в различных ситуациях.

Проанализировав свои результаты, сделайте вывод о том, что надо менять в себе, чтобы взаимодействие через общение с другими было более эффективным.

4. Вспомните одного из своих учителей в старших классах школы. Попробуйте оценить его учебно-педагогическое взаимодействие с Вами.

 

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим взаимоотношениям с учителем на уроках, то напишите «Да», если оно не верно - «Нет».

 

1. Учитель умел точно предсказать успехи своих учеников.

2. Мне трудно было ладить с учителем.

3. Учитель был справедлив.

4. Учитель умело готовил нас к контрольным и экзаменам.

5. Учителю явно не хватало чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя было для меня законом.

7. Учитель тщательно планировал работу с нами.

8. Я вполне был доволен учителем.

9. Учитель был недостаточно требовательным ко мне.

10. Учитель всегда мог дать разумный совет.

11. Я полностью доверял учителю.

12. Оценка учителя была очень важна для меня.

13. Учитель в основном работал по шаблону.

14. Работать с учителем - было просто удовольствие.

15. Учитель мало уделял мне внимания.

16. Учитель не учитывал моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствовал мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивал мое мнение.

19. У меня не было сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применял учитель.

20. Я не делился с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывал меня за малейшие проступки.

22. Учитель хорошо знал мои слабые и сильные стороны.

23. Я хотел быть похожим на учителя.

24. У нас с учителем были чисто деловые отношения.

Обработка: Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент учебно-педагогического взаимодействия включает вопросы «Да» - 1,4,7,10,19,22; «Нет» - 13,16. (уровень компетентности учителя как специалиста).

Эмоциональный компонент: «Да» - 8,11,14,23; «Нет» - 2,5, 17, 20.(степень симпатии к учителю).

Поведенческий компонент: «Да» - 3,6,12,18: «Нет» - 9,15,21.24.(как реально складывалось взаимодействие учителя и ученика).

Сделайте общий вывод об уровне учебно-педагогического взаимодействия анализируемого Вами учителя. Что бы Вы ему посоветовали сегодня?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: