Проблемы когнитивной семантики. Принципы обыденной категоризации. Базовый уровень категоризации.




Человек является когнитивным существом: он постоянно получает и обрабатывает информацию, поступающую к нему по самым различным каналам.

Изучение этих процессов в целом занимается наука когнитивистика.

Язык не просто зеркальным образом отражает мир и вследствие этого пассивно фиксирует всю информацию о реальном мире, язык фиксирует очень специфический вид информации.

В языке закрепляются и хранятся те знания о мире, которые получены в результате фильтрации, переработки, обобщения, классификации всей поступающей в сознание человека информации.

Язык не отражение мира как такового, а отражение такого мира, который увиден, осмыслен, интерпретирован человеческим сознанием.

Именно поэтому изучение языка является наиболее…

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫКОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ:

Т.е. как вопросы рассматривает наука.

1. Какие процессы протекают в нашем сознании при порождении и понимании текста.

2. Какие типы знаний существенны для коммуникации.

3. Как организован ментальный лексикон.

4. Как осуществляются операции общения и классификации знаний.

Непосредственное отношение к семантике имеют 3 и 4 проблемы.

Наиболее существенные аспекты 3 проблемы отчасти рассматриваются в рамках проблематики макро- микроструктур словаря.

Что касается 4 проблемы, то её когнитивная лингвистика решает не так, как классическая лексическая семантика.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Категоризация – процесс образования категорий, как познавательных форм мышления, обобщающих и классифицирующих опыт человека.

Категоризация со времен античности рассматривается как один из важнейших способов освоения действительности.

Так, например, человек выделял такие в мире своих переживаний такие сущности, как горе, радость, волнение, тревогу и обобщал их в категорию «эмоции». Человек выделял такие объекты окружающего мира как липа, берёза, дуб, каштан, клён и т.д. и обобщал их в общую категорию «деревья».

При этом в классических работах полагалось, что категории обладают следующими характеристиками:

1. Все категории дискретны, т.е. они имеют чёткие, непроницаемы границы, вследствие чего о любом объекте можно четко сказать принадлежит он к данной категории или нет.

2. Все члены категории равноправны, т.е. обладают фиксированным набором общих признаков.

3. Все уровни категоризации имеют одинаковый статус, все одинаково важны.

Эти характеристики с точки зрения логики бесспорны, но исследования когнитивистов показали некоторые различия между строго научной/ рациональной категоризацией, с одной стороны, и с той наивной /стихийной категоризацией, результаты которой фиксируются в естественном языке.

Одним из первых толчков к осознанию этих различий стали работы американского лингвиста.

Джордж Лакофф обратился к результатам исследования языка австралийских аборигенов племени дьирбал.

Все существительные данного языка делятся на 4 категории:

1. Мужчины, кенгуру, летучие мыши, опоссумы, большинство змей/рыб/насекомых, некоторые птицы, луна, гроза, радуга, бумеранги,

2. Женщины, бандипуты, собаки, утконосы, ехидны, некоторые змеи и рыбы, большинство насекомых, некоторые виды копий, светлячки, скорпионы, волосатый червь, некоторые виды деревьев.

3. Все съедобные фрукты и растения, на которых они произрастают, клубни, папоротники, сигареты, вино, лепёшка.

4. Части тела, мясо, пчёлы, ветер, заострённые палки, некоторые типы копий, большинство деревьев, трава, камни, грязь, звуки и т.д.

Принципы категоризации в языке племени дьирбал:

1. принцип сферы опыта – рыбная ловля, битва.

2. принцип мифа и поверья: отражает черты мифологического типа мышления, фиксируя целый ряд специфических мифов, поверий и легенд племени.

3. принцип важной особенности: некоторые представители определённых типов объектов резко выделяются наличием каких-либо важных для человека особых свойств.

+ (Лакофф дополнил)

4. центральность. В каждой категории выделяются основные/центральные члены и периферийные/отдалённые т центра представители

5. цепочечная связь: центр члены связываются со всё более и более отдалёнными от центра членами, образуя смысловые цепочки.

6. отсутствие общих характеристик: отнесение к одному класс не означает, что носители языка полагают, что между представителями данного класса есть нечто общее.

7. мотивация. Анализ категоризации позволил понять, что категоризации данного племени подчиняется определённым закономерностям, является осмысленной и по-своему логичной. Но мотивированность не означает, что, зная принципы категоризации племени дьирбал, мы могли бы предсказать какой принцип категоризации будет использован и как именно он будет использован.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: