Вопрос 16. Факторы трансформации воспоминаний. Исследования Э. Лофтус.




Расхождения воспоминаний с реальностью могут включать в себя:

- полную потерю доступа к информации о событии;

- ошибки времени;

- конфабуляции (достройка воспоминаний с помощью включения новых, не присутствовавших в момент запечатления элементов);

- искажение значения события;

- контаминации (перепутывание фрагментов различных воспоминаний);

- ошибки в установлении источника информации.

 

Первые экспериментальное подтверждения возможности трансформаций получили в начале 20 века А. Бине и В. Штерн. Они предъявляли детям разные объекты и рассказы, а потом по специальным вопросникам проверяли запоминание. Вопросы были как нормальные, так и сбивающие с толку. В итоге показали, что память детей неточна.

В то же время – книга Мюнстерберга о неточности свидетельских показаний. Наш адвокат Кони говорил о необходимости психологической экспертизы показаний. Фрейд различал парамнезии (ложные воспоминания о забытых событиях при убежденности в их адекватности) и экранированные воспоминания (замена одних воспоминаний другими), в наибольшей степени это касалось детства. Гештальтисты говорили о действии законов структурирования пол и в памяти (запоминается более идеальная форма, чем была в реальности).

 

Пик интереса к искажениям памяти попал на конец 20 века. Сформировался корреспондентный подход, представители которого развивают методологию «экологической психологии памяти» Найссера. Особенности подхода:

- предмет исследования – именно содержание воспоминаний;

- отдельно изучается синтаксис, грамматика и прагматика мнемического рассказа;

- забывание – потеря связи между продуктом памяти и ситуацией в прошлом;

- особое значение придается проблеме селективности памяти;

- признается существенная роль метапамяти, или рефлексии мнемических процессов;

- вводится дихотомия «знание-воспоминание».

Память здесь анализируется в единицах событий прошлого; обычно же смотрели на безошибочно воспроизведенные фрагменты из предъявленных для запоминания (сама не очень поняла, в чем тут суть ^_^”).

 

Потеря доступа к информации о событии.

Экспериментатор – Э. Лофтус.

Участники – 150 студентов.

Суть: показывали видео со столкновением 5 машин из-за того, что первая проехала на сигнал «стоп». Потом раздавали бланки вопросников. Первый вопрос у половины был «с какой скоростью ехала машина, когда проехала мимо сигнала стоп», у другой – «…, когда повернула направо». Последним был тестовый вопрос: видели ли Вы сигнал стоп?

Результаты: 53% первых и только 35% вторых ответили, что видели сигнал. Умолчание о значимом компоненте опыта привело к его стиранию из памяти.

 

Ошибки времени.

Еще Джемс говорил, что время, заполненное событиями, проходит быстро, но кажется долгим при воспоминании, и наоборот.

Экспериментаторы – Нуркова, Бернштейн, Лофтус.

Участники – москвичи, помнившие о теракте в Москве в 1999 и в Нью-Йорке в 2001.

Суть эксперимента – просили рассказать о событии, в частности об интервале между взрывами (дни в Москве, минуты между тараном самолетами разных башен в Нью-Йорке).

Результаты: и там, и там наблюдалась переоценка временной дистанции. Москва: 126,7 часов против реальных 101, 25,5%; Нью-Йорк – 30,14 минут против реальных 18, 67,4%.

Ошибки времени, видимо, совершаются в момент кодирования информации, поэтому настолько устойчивы.

 

Эффект веера.

Вариант конфабуляции. Сведения, уже содержащиеся в памяти, влияют на процессы запоминания; вновь заученный материал осложняет доступ к уже хранящемуся в памяти. Работает механизм проспективного означивания материала в момент фиксации (влияние ожиданий на запоминание).

Экспериментаторы – Салин, Дулинг.

Участники – две группы людей.

Суть: зачитывали название рассказа – «Потребность …. в профессиональной помощи». В одном случае имя было нейтральным (Кэрол Хэррис), в другом – принадлежало слепоглухонемой девочке, которая смогла преодолеть недуг; случай был известным (Элен Келлер). Потом читали кусок рассказа, через неделю спрашивали, была ли героиня слепоглухонемой.

Результат: в первой группе 5% ошибок, во второй – 50%.

Экспериментаторы – Льюис, Андерсон.

Испытуемые – 4 группы людей.

Суть: заучивались 1-4 вымышленных фактов о реальных исторических персонажах. Потом – тестирование, где высказывания трех типов: заученные ложные, истинные, известные испытуемым, ложные. С первыми двумя типами надо было согласиться, третий отвергнуть.

Результат: чем больше фальшивых фактов заучивали, тем медленнее оценивали истинность остальных. Так показали деструктивное влияние новой информации на уже сформированное содержание памяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: