ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 3 КЛАСС 2014 год




Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______

2 вариант

СОЛЬ

XXI век – это век высоких технологий и комфорта. Но в нашей жизни остались и простые вещи. Например, кого теперь удивишь солью? Поваренная соль – природный минерал, белое кристаллическое вещество, есть в каждом доме. Она является важным компонентом человеческой пищи. А своё название «поваренная» соль получила от способа производства.

Запасы соли в природе практически неисчерпаемы: залежи каменной соли и соль морей и океанов. Учёные подсчитали, что в одном литре воды Индийского океана содержится около 36 граммов поваренной соли, Белого моря – 30 граммов, Северного моря – 33 грамма, Мёртвого моря – 41 грамм, а Балтийского – только 5 граммов.

Добывать соль из морской воды начали давно. Известно, что в XVII веке Соловецкий монастырь на Беломорье славился своими солеварнями. Монахи черпали воду прямо из моря и варили из неё соль. Процесс выварки соли был долгим и сложным. Вываркой соли руководил опытный повар, которому помогали подварок и рабочие. Доведя рассол до кипения, солевар не отходил от него до конца варки. Когда вода выпаривалась, и кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно, «варя» заканчивалась. Рабочие сгребали соль лопатами, сушили, а затем ссыпали в мешки. Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX века. А слова «варя», «повар» легли в основу названия современной соли.

В старину, когда соль добывали с большим трудом и стоила она дорого, к ней относились как к великой ценности, называли властительницей жизни и смерти. Соль служила залогом верности, мерилом богатства, могущества. В наше время соль доступна каждому. Но её значение для жизни человека не стало меньше.

Соль входит в состав крови, пота и слёз. Она участвует в водно-солевом обмене и играет важную роль в переработке белков в организме человека. Однако её употребление нужно регулировать, ведь большинство продуктов питания, в том числе все овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко содержат соль. Интересно, что в бананах соли больше, чем в картофеле. В одном килограмме изюма или телятины содержится 1 грамм соли, а в трёх килограммах свёклы столько же, сколько в одном килограмме сыра – около девяти граммов. В пачке картофельных чипсов (150 г) – 3 грамма соли. Это очень много! В среднем в сутки человек получает 10 граммов соли в виде натуральных продуктов и 4 грамма при приготовлении пищи. Переизбыток соли в организме вреден и может привести к опасным заболеваниям.

Использование соли разнообразно. Соль – природный консервант, то есть вещество, способное убивать бактерии и микробы, вызывающие гниение. В связи с этим соль активно используют при заготовке овощей, грибов, рыбы, мяса. Это вещество используют и в быту, медицине, промышленности. Оно является основой для производства лекарств, пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла. Можно назвать более 10 тысяч областей применения соли. Вот какое чудесное вещество – соль!

 

Основная часть

 

1. Как ты думаешь, о чём этот текст? Обведи номер ответа.

1) О пользе соли для организма человека.

2) О том, как получали поваренную соль из морской воды.

3) О соли и её роли в жизни человека.

4) Об истории и значении слова «поваренная».

 

2. В каком веке Соловецкий монастырь славился добычей соли из морской воды?

1) в XII веке 2) в XVII веке 3) в XIX веке

 

3. Какими свойствами обладает кристаллическая поваренная соль? Отметь соответствующие графы таблицы знаком +.

 

Свойства Имеет Не имеет
Цвет    
Запах    
Вкус    
Растворимость в воде    

 

Проверь выполнение задания по тексту.

 

4. В тексте соль названа «консервантом ». Запиши, пользуясь текстом, что обозначает это слово.

____________________________________________________________________________

 

5. При правильном здоровом питании рацион человека должен состоять из разнообразных продуктов, содержащих: углеводы – 5 долей, жиры – 3 доли, белки – 2 доли.

Найди в тексте, какое вещество в организме человека помогает перерабатывать соль. Обозначь цветом доли, которые приходятся на это вещество.

 

6. Восстанови способ производства соли из морской воды. Пронумеруй цифрами действия в правильной последовательности.

_____ Выпаривали.

_____ Ссыпали.

_____ Сушили.

_____ Сгребали.

_____ Кипятили.

 

7. Заполни таблицу. Расположи моря в порядке возрастания их солёности..

 

МОРЕ Количество соли на 100 г воды
   
   
   
   

8. Какое утверждение можно считать верным? Обведи номер ответа.

1) Человек может обойтись без употребления соли, так как в ней не содержатся полезные вещества и витамины.

2) Человек может обойтись без подсаливания пищи, учитывая соль, которую он получает из овощей и других продуктов.

3) Человек должен стремиться употреблять больше соли, чтобы избежать опасных заболеваний.

 

Оценка выполнения основной части (в процентах)

Проценты 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Баллы                      
                                         

 

Дополнительная часть

9. Какие части текста не озаглавлены? Заверши составление плана (впиши свои названия этих частей).

1. Соль – наш старый знакомый.

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. Соль – залог богатства.

5. Роль соли для организма человека.

6. Использование соли.

 

10. Используя данные текста, сделай расчёты и заполни таблицу.

 

Продукт Количество соли
1 кг телятины  
1 кг свёклы  
1 кг сыра  
Отварная телятина (1 кг) со свёклой (2 кг)  

 

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

 

11. Определи, какое словосочетание употребляется в переносном значении.

1) посолить рыбу

2) пересолить суп

3) насолить врагу

4) солить в меру

 

12. В какую книгу можно поместить данный текст? Обведи номер ответа.

1) Книга о вкусной и здоровой пище.

2) Справочник врача.

3) Энциклопедия «Неизвестное об известном».

4) Рассказы о производстве пищевых продуктов.

 

13. Рассмотри схему. Приведи примеры и впиши их.

 

 

Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)

Проценты 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Баллы                
                                 

 

 

Напиши свою фамилию и имя __________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: